Белев
Станция Белев находится на 283 версте от Смоленска.
Торговое значение Белева в прошлом было довольно крупным. В описании 1792 года говорится, что "жители города большею частью имеют торги разными шелковыми, шерстяными и прочими товарами, не в одном Белеве,
Герб Белева |
но и в других; закупают пеньку, масло, лес, воск, а некоторые имеют при С.-Петербургском порту торг пенькою, юфтью, салом, воском и хлебом; другие же купцы и мещане торгуют в Украйных малороссийских городах и в местечках и бывают в заграничной армии при полках маркитантами. Сверх сего по способности водной коммуникации по реке Оке отпускают на судах хлеб, пеньку, сало через разные города до столичного города Москвы".
В период, предшествовавший сооружение железных дорог, Белев вел торговлю продуктами центрального района, как для верхних пристаней Двины, так и для верховьев Волги и служил перевалочным пунктом в обе стороны. Ливны, Елец и Ефремов были главными поставщиками хлеба для Белевского рынка. Пока существовало крепостное право, расстояние, отделявшее Белев от внутренних рынков, мало влияло на его торговые сношения. Извоз в то время обходился необыкновенно дешево, так как человеческий труд почти не имел цены. Но и после падения крепостного права, цены извоза по зимнему пути были еще таковы, что торговля могла держаться. Так, по исследованию Раевско, в 1860-70 году средняя цена извоза с пуда зимой были: от Ливен до Белева 190 верст - 13 копеек, от Ефремова до Белева 150 верст - 11 копеек. После проведения железных дорог, оставивших Белев в стороне, и обмеления реки Оки, ставшей у города не судоходной, торговое положение Белева должно было рушиться. И действительно город потерял свое значение и рост его приостановился. Ко времени открытия железных дорог, обошедших Белев, в нем было около 9 тысяч жителей и перепись 1897 года застала в Белеве только 9538 человек. По данным на 1 января 1910 года в Белеве числится 11100 человек. Торговое оживление в Белеве наступило только после проведения через него Данково - Смоленской дороги, и уже ныне заметны признаки торгового возрождения Белева.
Город Белев со стороны реки Оки |
Наиболее крупными по производству промышленными заведениями являются паровая мельница Лямина, производительностью до 1200 пудов в сутки, пенькотрепальное заведение И.И. Бочарова, с годовым оборотом до 500 тысяч пудов пакли, мыловаренный завод Д.М. Федосеева, вырабатывающий около 7000 пудов мыла и шесть кирпичных заводов, выделывающих несколько миллионов штук кирпича.
Белев замечателен садоводством; в нем сады почти при каждом доме, так что весь Белев летом утопает в зелени но сады эти, за небольшим исключением, очень невелики. В Белеве нахоится весьма известное заведение А.А. Прохорова для сушки плодов, приготовления пастилы, кореньев и овощей. Оно вырабатывает и отправляет по железной дороге до 10 тысяч пудов пастилы и до 8 тысяч пудов кореньев и овощей в год.
В Белеве бывает ежегодно с 28 августа по 10 сентября ярмарка, обороты которой в прежнее время доходили до миллиона рублей; теперь ярмарка потеряла свое значение и обороты её небольшие.
Мост через реку Оку в г. Белев |
В Белеве коренное депо с двумя паровозными зданиями, каждое на 15 стойл
В 1911 году со станции Белев отправлено более 63 тысяч пассажиров и 1049 тысяч пудов грузов; прибыло грузов 1231 тысяча пудов. В отправлении преобладали хлеб в зерне, живность, дрова, веревки, пенька и в прибытии мануфактура, нефтяные продукты, лесные материалы и хлебные грузы.
В историческом отношении Белев известен, как очень древний город. Он упоминается впервые в первой половине XII века (1148 год). Остатков старины в нем никаких не сохранилось.
В городе реальное училище и женская гимназии, епархиальное и духовное училища, трех классное мужское училище в память поэта В.А. Жуковского, читальня его имени, несколько городских училищ, двухклассное железнодорожное училище и вдовий дом имени Императрицы Елизаветы Алексеевны, супруги Александра I, скончавшейся в городе Белев. В городе два монастыря - мужской и женский и в семи верстах от города мужской Жабынский монастырь во имя Преподобнаго Макария Жабынского.
Усадьба в селе Мишенском, где родился В.А. Жуковский |
В двух верстах от Белева, близ речки Выри, по большой дороге на город Болхов, лежит село Мишенское - родина поэта В.А. Жуковского. Мишенское принадлежит теперь инженеру С.А. Беэр. В селе Мишенском около 100 дворов; имение же С.А. Беэр заключает 420 десятин, с пойменными лугами на реке Оке. В имении правильные десятипольные севообороты, семенное, молочное и лесное хозяйство, опытное поле, две школы, из которых одна четырехклассная в память Императора Александра II, воспитателем которого был поэт В.А. Жуковский, построенная по проекту сына поэта П.В. Жуковскаго.
В конце восемнадцатого века Мишенское принадлежало Афанасию Ивановичу Бунину, отцу поэта Жуковского, который здесь родился и провел время своего детства. Мишенское было тогда богатым поместьем, с громадной усадьбой, оранжереями, садами, прудами и большим парком. Барский большой деревянный дом имел два флигеля, и в одном из них родился Жуковский. В первой четверти XIX столетия имение перешло по наследству к старшей внучке Бунина, Анне Петровне Юшковой, вышедшей замуж за американского моряка Зоннтага, служба которого требовала житья молодых в Одессе. Американец решил, что дома всего лучше сохранятся в разобранном виде сломал их и сложил в сарае, где материал и пролежал свыше 30 лет. Сад и оранжереи пришли в упадок. Возвратившись в пятидесятых годах XIX столетия, овдовевшая А.П. Зоннтаг из материала старых домов построила небольшой дом в семь комнат с двумя малыми балконами. Архитектура дома совершенно несходна со старым домом.
Дом В.А. Жуковского в селе Мишенском |
Для хранения постройки весь дом обложен снаружи, как сплошным чехлом, слоем кирпича. Мебели Жуковского в этом доме не осталось никакой. Лишь небольшая часть её сохранилась со времени Афанасия Ивановича Бунина, а остальное завела Анна Петровна Зоннтаг. Семейная переписка Жуковского, его стол его портреты хранятся в другом имении Уткине, в 18 верстах от Белева, по тому же Болховскому тракту, принадлежащем Марии Васильевне Беэр, рожденной Елагиной, праправнучке Бунина. От прежнего Мишенского осталась лишь часть парка, с вековыми елями, церковь, построенная А.И. Буниным, с иконостасом итальянской живописи (жестоко попорченной усердной реставрацией одного из управляющих) и семейная усыпальница рода Буниных, с могилой А.И. Бунина.