Крымская война охватывает период с 1853 по 1856 годы. По кол-ву участников ее вполне можно назвать мировой. С одной стороны Россия, с другой Османская Империя, Англия, Франция, нейтралитет заняли Австрия, Пруссия и Швеция. 100 000-ое войско на границе с Россией скорее доказывало, что нейтралитета со стороны Австрии не было. Такого расклада сил Николай I явно не ожидал. Он рассчитывал на войну один на один с Турцией. По его расчетам Наполеон III, объявленный во Франции императором в 1852 году, не решился бы ввязываться в войны, не разобравшись с внутренними проблемами. Так как для нового монарха была характерна неприязнь к Англии, Николай I даже не рассматривал возможность Англо-Французского союза. За невмешательство Англии в войну России с османами Николай был готов предложить ей Египет и Крит, ну а Австрия, должна была быть благодарна России за подавление венгерского восстания. Все бы хорошо, да не так все просто. Наполеон, вступив во власть незаконным путем, нуждался в войне, чтобы отвлечь французов от внутренних проблем. Англии было намного лучше иметь в Европе слабую Турцию, нежели сильную Россию, ну а чувство благодарности Австрии, на которое рассчитывал Николай, в большой политике неприемлемо. Австрии было невыгодно усиление России. Причиной войны стала необходимость иметь флот в проливах Босфор и Дарданелла, поводом же послужило желание Греции получить автономию, и под лозунгами освобождения православных братьев Россия смело ринулась в бой, но как уже было сказано, не вполне разумно. Война развернулась как на территории Турции, так и на территории практически всей России. Боевые действия проходили на Балканах, под Севастополем и даже на Камчатке. Также, одним из театров военных действий стал Кавказ.
Многие считают, что кавказский театр военных действий играл второстепенную роль, но на самом деле решался вопрос чьи силы перевесят в не только в Закавказье, но даже на Ближнем Востоке. А претендентов было предостаточно.
Военные действия начались в октябре 1853 года, когда турки начали наступать в двух направлениях: на Балканах и в Закавказье. Турецкой коннице и добровольным отрядам паша назначил вознаграждение за каждую голову местного жителя. Во время приграничных боев в Армении и Грузии свирепые отряды добровольцев и регулярных частей вырезали ни в чем неповинных людей, не жалея ни стариков, ни детей, ни женщин. Все это настолько возмутило армянских и грузинских жителей, что они послали посыльных к Муширу с заявлением о том, что готовы оказать сопротивление и население готово восстать против турецкой армии. Вообще, в Османской Империи было принято нещадно убивать жителей стран, входивших в ее состав. Например, на территории Османской Империи проживала община ассирийцев, теперь представителей этой древней нации осталось единицы. После нападения на армян и грузин, турок ожидала встреча с русскими, т.к. русский кавказский корпус готовился к контрудару. Турецкие части под руководством Ахмед Паши, шедшие через Ахалцих, были отбиты, а во время отступления, недалеко от села Башкадыклар полностью разбиты 10 000 русских солдат, хотя турок было 36 000. Командовал русской частью Бебутов, тот без какого-либо преследования вернулся в Александрополь, где дал своим войскам отдохнуть. Ну а корпус Ахмед Паши был полностью деморализован, он вошел в Карс непорядочной толпой, разграбив несколько домов, а число дезертиров было огромным. Значение Башкадыкларского сражения были огромны. Все мусульманское население области лишь ждало поражения малочисленного отряда России, для повсеместного восстания и нападения на приграничные русские области, но они были поражены как громом вестью: «ОСМАН ПРОПАЛ», которая быстро разнеслась по всему Закавказью. Самой трудной кампанией оказалась кампания 1854 года. Подкрепления на русско-кавказском фронте ожидать не было смысла, так как помимо основных конфликтов на Балканах и в Закавказье, Россия оказалась втянута и в Крымский конфликт. России приходилось держать сильное войско на границе с Австрией, потому что как уже было сказано, Вена подтянула к границе 100 000 войско. Британский флот обстрелял Одессу, Соловецкий монастырь и Петропавловск-Камчатский. Ко всему прочему за спиной у России еще оставался слабый но не побежденный Шамиль, предводитель кавказских горцев, имам. Аварцы Шамиля в это время появлялись на улицах Карса. Многие его подданные пересекали хорошо охраняемую границу с Россией, пересекали суровые горные цепи Грузии и держали Шамиля в курсе событий.
1854 год. Турецкое командование
Султан Абдул-Меджид возлагал большие надежды на Шамиля и назначил его своим наместником в Грузии. В это время Франция и Англия решили наладить контакт с горцами, но так как Париж и Лондон к общему соглашению в этом вопросе не пришли, то выигрышный шанс они не использовали. Османская Империя была не готова осуществить такую кампанию в одиночку, так что союзники ей нужны были по любому, а Шамиль ясно дал понять султану, что его запасы истощены и в контрнаступлениях он, больше принимать участие не может. Но причины его отказа заключались не только в этом. Дело в том, что в его планах было сначала пойти на Тифлис, но он сообщил об этом в Карс и Омер-Паше, главнокомандующему в Абхазии. Своему сыну со всей конницей он велел наступать на Кахетию. Наконец он получил ответ от Омер-Паши, но не тот на который он рассчитывал. Вместо того чтобы поблагодарить за готовность оказать поддержку союзникам, его порицали за открытое выступление, так как оно, по мнению союзников, раскрывало их планы раньше времени. Шамиль не удостоил союзников ответом, затаил злобу глубоко в себе и поклялся себе никогда больше не оказывать помощи и оставаться пассивным зрителем, пока отряды союзников не доберутся до сердца Дагестана. Отступление Шамиля затруднили и сильные снегопады. Медленность действий Шамиля оказалась спасительной для России, хотя его действия могли быть намного быстрее.
1854 год оказался переломным для России на Кавказском фронте. Зариф Мустафа-Паша намеревался за короткий срок, с помощью своей сильной 60 000 армией захватить Ереван, Тбилиси и Баку. Но и Россия, вступившая в Карский район, была готова к контрнаступлению. 24 июля 1854 года состоялась решающая битва недалеко от поселка Кюрюк-Дара. Русские, имевшие 18 000 солдат, нанесли сокрушительное поражение
40 000 армии турок. Так как союзники были заняты военными действиями в Крыму, они не могли помочь османам в Малой Азии.
В 1855 году военные действия России разворачивались у Осажденного города Карс. В мае 1855 года новый Кавказский наместник, граф Муравьев, был назначен главнокомандующим Кавказского военного корпуса. Под его командованием был осажен Карс, а 29 сентября был дан приказ о его штурме. Турки, выдержав натиск, нанесли России достаточно большой урон, 7226 убитых. Неудачу при взятии можно объяснить тем, что защита Карса была организована британским военным советником генералом Вильямсом, которому турки дали имя Инглиз-паша. Но это был не единственный случай, когда турецкие войска обучались иностранными генералами или офицерами. Для примера: полковник Лэйк, капитан Тисдал, майоры Олфорт и Томпсон.
Об успешном отбитии Карса было немедленно сообщено в Константинополь. В честь этого события была даже отчеканена памятная монета. Официальная оценка событий звучала так: « Этот бой важнее чем под Силистрией, а победа важнее чем под Севастополем».
Возможно главной причиной поражения стало тщеславие Муравьева, который хотел быстрой победы. Но после этой неудачи русские решили вести долгую осаду города. 15-17 ноября гарнизон турецкой армии капитулировал, так как был полностью отрезан от снабжения и измучен холерой. Муравьев, за взятие Карса был назван Карским, временно назначил способного армянского лейтенанта Лорис-Меликова военным комендантом взятого города ( 22 года спустя Лорис-Меликов командовал Кавказским корпусом при повторном взятии Карса и Ардагана, а еще через 3 года стал министром внутренних дел России и автором конституционного проекта).
А тем временем, в Крыму пал Севастополь, и кончилась Крымская Война. Новый император Александр II заключил Парижский мир. Одним из условий которого был обмен захваченного Карса на Севастополь. В 1856 году из Карса были выведены русские войска и город был передан туркам.
Список литературы:
Записки доктора Сандвича,
Русского генерала Богдановича,
Георгий Кобро « Как обменяли Карс на Севастополь».