Каганович, Лазарь Моисеевич (1893–1991), партийный и государственный деятель, родился 10 (22) ноября 1893 в деревне Кабаны Чернобыльского уезда Киевской губернии в бедной семье прасола (поставщика скота на бойни).
В 13 лет, получив начальное образование, уехал на поиски заработка в Киев, устроился на кожевенный завод.
В 1911 был вовлечен в революционное движение старшим братом Михаилом, вступил в РСДРП (большевистское крыло), активно работал в профсоюзе кожевенников.
В 1915 был арестован и выслан в родную деревню, после чего перешел на нелегальное положение и вместе с женой Марией перебрался в Юзовку, где после Февральской революции стал заместителем председателя местного Совета и председателем союза кожевников.
Весной 1917 был направлен большевиками в армию для пропагандистской работы. В марте-апреле 1917 председатель военной организации большевиков в Самаре. В июне 1917 принимал участие в заседаниях всероссийской конференции военных организаций при ЦК РСДРП(б) в Петрограде, избран в состав всероссийского бюро военных организаций.
После возвращения в Саратов арестован и направлен на фронт, но в Гомеле усилиями местных большевиков освобожден. С августа 1917 председатель Полесского комитета РСДРП(б) (Гомель), сыграл важную роль в захвате власти большевиками в Гомеле и Могилеве.
После Октябрьской революции Каганович был привлечен к созданию Красной Армии: в 1918 стал комиссаром организационно-агитационного отдела Всероссийской коллегии по организации Красной Армии, что позволило ему установить личные связи с рядом известных большевиков.
В середине 1918 был направлен в Нижний Новгород, который в связи с продвижением частей чехословацкого корпуса превратился в прифронтовой город. Находясь на посту председателя Нижегородского губкома РКП(б) и губисполкома (май 1918 – август 1919), проводил в жизнь указания В.И.Ленина при помощи массового террора, включая расстрелы заложников из числа «классово чуждых элементов». Проявлявшаяся в этот период приверженность Кагановича идеям сверхцентрализации партийного и государственного руководства и безжалостность еще более укрепились во время обороны Воронежа (с сентября 1919 по август 1920) председатель Воронежского губревкома и губисполкома) и подавления басмачества в Туркестане (в 1920–1921 – член Туркестанского бюро ЦК РКП(б), Турккомиссии ВЦИК и СНК РСФСР, нарком Рабоче-крестьянской инспекции Туркменской АССР, председатель Ташкентского горсовета). С 1921 был переброшен на профсоюзную работу: инструктор ВЦСПС, инструктор и секретарь Московского комитета и секретарь ЦК Союза кожевников.
Карьера Кагановича получила резкое ускорение в 1922, после того как Сталин стал генеральным секретарем. Благодаря В.В.Куйбышеву Каганович был переведен в Москву на работу в аппарат ЦК РКП(б) на должность заведующего организационно-инструкторским, а затем организационно-распределительным отделом. Через отдел проходили все назначения и перемещения на ответственные посты. С 1923 кандидат в члены, с мая 1924 член ЦК РКП(б), с июня 1924 по декабрь 1925 – член Оргбюро ЦК, с июня 1924 по апрель 1925 – секретарь ЦК РКП(б). Работая рядом с секретарями ЦК В.М.Молотовым, В.В.Куйбышевым и Сталиным, установил с ними тесные отношения. Проявил себя незаменимым помощником Сталина в борьбе с оппозициями в высшем партийном руководстве. Активно помогал ему в борьбе с троцкистами и «правыми».
В апреле 1925 был назначен генеральным секретарем ЦК КП(б) Украины. Полностью поддерживал линию Сталина в отношении нэпа, боролся за наращивание капитальных вложений в индустриальное развитие Украины, в частности был приверженцем строительства Днепровской электростанции. Трудности в ходе кампании хлебозаготовок объяснял в своем выступлении на июльском (1928) Пленуме ЦК ВКП(б) исключительно сопротивлением кулачества. Осуществлял политику «украинизации» – выдвижения украинских кадров и вовлечения украинцев в партию, одновременно провел жесткую чистку партийных кадров, исключив из партии и репрессировав большое число местных коммунистов по обвинению в национализме и «национал-уклонизме».
В июне 1926 Каганович был избран кандидатом в члены Политбюро ЦК, в июле 1928 возвращен в Москву на должность секретаря ЦК.
Первая половина 1930-х годов – пик карьеры Кагановича, период его наивысшего влияния. С июля 1930 он – член Политбюро ЦК ВКП(б). В декабре 1930, после назначения В.М.Молотова председателем СНК СССР, Сталин назначил Кагановича своим заместителем по партии. Каганович не только возглавил работу Оргбюро ЦК и ряда важнейших отделов ЦК, но и руководил заседаниями Политбюро в период отпусков Сталина, председательствовал в многочисленных комиссиях Политбюро.
Каганович – один из главных организаторов чрезвычайных хлебозаготовок и террора в период массового голода. Во время коллективизации был эмиссаром Сталина в основных зерновых районах страны (Украина, Сибирь, Северный Кавказ). Везде добивался увеличения темпов коллективизации, действовал жестко и безжалостно, высылал сотни тысяч «кулаков» и «подкулачников», подчас целыми деревнями. Был одним из создателей в 1933 новой системы административно-репрессивного контроля над сельским хозяйством посредством организации сети политот
С февраля 1931 по январь 1934 – первый секретарь Московского городского комитета ВКП(б). Под руководством Кагановича была проведена модернизация города, развернуто новое строительство, в ходе которого безжалостно, в массовом порядке, сносились исторические и архитектурные памятники (Храм Христа Спасителя, Сухарева башня, Страстной монастырь и т.д.). Каганович держал под личным контролем возводимый силами заключенных канал «Москва – Волга» и строительство столичного метро, названного после пуска в 1935 его именем.
В 1933–1934 как председатель Центральной комиссии по проверке партдокументов руководил чисткой партии от реальных и мнимых противников Сталина. Продолжил эту работу в качестве первого председателя Комиссии партийного контроля, образованной после реорганизации на XVII съезде Центральной контрольной комиссии ВКП(б).
Одновременно возглавлял ряд отделов ЦК и комиссий: сельскохозяйственный отдел (1933), транспортный отдел и транспортную комиссию ЦК и СНК СССР (1934–1935).
Как и все сподвижники Сталина, Каганович причастен к массовым репрессиям, показательным процессам, депортациям и чисткам. Неоднократно направлялся Сталиным с «проверками» в различные регионы страны (Иваново, Западная область, Челябинск, Донбасс), которые заканчивались репрессивными акциями. При исключении из партии Каганович обвинялся в том, что лично подписал списки на расстрел 36 тыс. человек. За умение добиваться поставленных Сталиным задач любыми средствами получил прозвище «Железный Лазарь».
Во второй половине 1930-х годов карьера Кагановича пошла на спад. Оставаясь членом Политбюро и Оргбюро ЦК, в феврале 1935 Каганович уступил место председателя Комитета партийного контроля Н.И.Ежову, в августе 1939 был освобожден от должности секретаря ЦК и в дальнейшем использовался по большей части на хозяйственной работе.
С февраля 1935 по август 1937 – нарком путей сообщения СССР. Еще до начала массовых чисток руководящего персонала арестовал более 3 тыс. человек из числа железнодорожных работников, оставив наркомат фактически без высшего и среднего управленческого персонала. С августа 1937 по январь 1939 – нарком тяжелой промышленности. С июня 1938 по март 1953 (с небольшими перерывами в мае – декабре 1944 и марте – декабре 1947) занимал пост заместителя председателя СНК (Совета министров) СССР. Одновременно нарком путей сообщения СССР (апрель 1938 – март 1942 и февраль 1943 – декабрь 1944); нарком топливной промышленности СССР (январь – октябрь 1939); нарком нефтяной промышленности СССР (октябрь 1939 – июль 1940).
Во время Великой Отечественной войны Каганович – член Государственного комитета обороны СССР, член военного совета Северо-Кавказского фронта, член военного совета Закавказского фронта.
В послевоенный период Каганович впал в немилость. Ему дозволялось лишь изредка посещать заседания в кремлевском кабинете, в марте 1946 он был выведен из состава Оргбюро ЦК и назначен министром промышленности строительных материалов. В марте 1947, когда потребовалось проведение чрезвычайных и жестких мер для выполнения плана хлебозаготовок в охваченной послевоенным голодом Украине, Сталин вспомнил о «талантах» Кагановича и назначил его первым секретарем ЦК КП(б)У. В декабре 1947 Каганович был возвращен в Москву и с января 1948 по октябрь 1952 возглавлял Государственный комитет Совета министров СССР по материально-техническому снабжению.
После смерти Сталина Кагановичу достался довольно скромный пост первого заместителя председателя Совета Министров СССР (март 1953 – июнь 1957), одновременно с мая 1955 по июнь 1956 он был председателем Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы; с сентября 1956 по май 1957 – министром промышленности строительных материалов СССР.
Как член Президиума ЦК Каганович поддержал Н.С.Хрущева в борьбе против Л.П.Берия, дал согласие на его арест и казнь. Однако попытки Хрущева провести кампанию осторожной, половинчатой десталинизации вызвали у Кагановича негативную реакцию. Вместе с В.М.Молотовым и Г.М.Маленковым Каганович выступил против Хрущева, получив поддержку большинства членов Президиума ЦК. В итоге эта группа потерпела поражение, и за причастность к «антипартийной группе» 29 июня 1957 г. решением Пленума ЦК Каганович был смещен со всех постов, выведен из состава Президиума ЦК и из ЦК КПСС. Получил строгий выговор с занесением в учетную карточку «за поведение, недостойное звания члена КПСС, за издевательство над подчиненными сотрудниками», был направлен на работу директором Уральского калийного завода. В 1961 на XXII съезде КПСС подвергнут критике и обвинен в организации массовых репрессий 1930-х годов. В декабре 1961 Каганович был исключен из КПСС парторганизацией Краснопресненского райкома Москвы. С 1961 – персональный пенсионер. Жил в Москве в добровольном затворничестве на Фрунзенской набережной.
После отставки Хрущева предпринимал попытки восстановить членство в КПСС.
Умер Каганович в Москве25 июля 1991. Похоронен на Новодевичьем кладбище.