.
Философия истории: исследовательская программа
Принцип взаимного соответствия. Социальные формы реализуются лишь при наличии у участвующих индивидов и групп культурных образцов по выполению и поддержке данных форм. Кроме того, социальные формы должны быть согласованы между собой на некотором уровне, ниже порога которого резко снижается их эффективность с точки зрения осуществления потребностей инициаторов и участников этих форм. Примером соответствия социальных форм и культурных образов может служить знаменитое сопоставление М.Вебером протестантской религии и раннекапиталистической этики. Марксовы законы соответствия, например между "способом производства" и политической "надстройкой" являются примерами соответствия между социальными формами.
Принцип подчинения-констелляции социокультурных форм. Наряду с симметричными (паритетными) отношениями соответствия между формами широко распространены несимметричные отношения соответствия, когда одна форма "конституирует" (видоизменяет по своему подобию или согласно свойствам своей структуры) другую форму. Конституирующая форма может быть более широкой - охватывающей, тогда говорится о подчинении формой-структурой своих форм-элементов (сравни с холистским подходом в гносеологии).
Не редки также случаи обратного конституирования, когда большая форма - структура "складывается" , т.е. является констелляцией более мелких форм-элементов (сравни с атомистическим, аддитивным подходом). Стадии подчинения и констелляции могут неоднократно чередоваться, но в конкретный период времени этот выбор зависит от того, какая форма обладает большей "социокультурной твердостью" и, соответственно, выбирается людьми (осознанно или неосознанно) в качестве "точки опоры" для изменений.
"Твердость" же эта определяется степенью фундированности (культурной обоснованности, см.Розов 1992) и приемлемости данной формы для наличного психического субстрата наиболее влиятельных групп (например, социальных лидеров и элитных кругов). Проще говоря, когда влиятельная элита имеет культурную опору в "большой форме" (например, в государственном строе), то имеет место подчинение "малых форм" (например, частных законов о собственности, налогах, правах и т.д.). Когда же элита опирается на "малые формы" (например, хозяйственные уклады, способы коммерции, частные традиции власти и т.д.), то изменению подлежит уже "большая форма" как констелляция, "взаимопритирка" малых форм.
Принцип распространения. Социальные формы, как правило, с течением времени заполняют все "свободное пространство", где они обнаруживают свою эффективность, они также имеют тенденцию вытеснять менее эффективные "конкурирующие" формы (через подражание, принуждение, изоляцию носителей старых форм или их физическое уничтожение) при условии отсутствия специальных противодействующих факторов. Рапространение социальных форм (равно как и культурных образцов) является надстройкой над более фундаментальным биологически принципом распространения популяции - увеличения ее численности и ареала расселения при достаточных ресурсах и отсутствии специальных противодействий.
Принцип диверсификации. Эффективные социальные фо
Принцип унификации. Направление унификации социокультурных форм, напротив, осуществляется в условиях пространственного объединении локусов (на политической, культурной, экономической основе), наличия влиятельных социальных сил, видящих достижение своих интресов через унификацию. В этих случаях с точки зрения потребностей людей (например, полноты власти для "верхов" и личной безопасности, сохранения статуса для "низов") единство социокультурных форм становится эффективнее, чем их различие.
Принцип интеграции. Интеграция социальных форм означает приведение их в соответствие друг к другу, эффективное с точки зрения взаимодействия (например, обмена и кооперации), но с минимальной унификацией. Интеграция имеет место в условиях сочетания факторов роста взаимовыгодных взаимодействий между локусами и отсутствия социальной силы, заинтересованной и способной осуществить унификацию.
Случаи диверсификации в этносах, унификации в государствах (особенно тоталитарных) и интеграции в экономическом обмене широко распространены и общеизвестны. Приведем сквозной пример: разнообразие форм родства, известных в антропологии, есть продукт диверсификации социальных форм семейной жизни. Принудительное введение политико-религиозными лидерами, а затем государствами единого института брака, к примеру: моногамного (через обряды, традиционные и правовые запреты многоженства, многомужества, инцеста) есть яркое проявление тотальной унификации. Рост терпимости в ряде западных стран последних десятилетий по отношению к нетрадиционным формам браков ("шведская семья", допускающая инцест, "жизнь втроем", гомосексуальные браки и т.д.) при обязательном выполнении некоторых общезначимых норм (например, касающихся воспитания детей, выполнения брачных контрактов, норм гражданского права) может рассматриваться как новая тенденция к интеграции в данной сфере. Определение Широко распространившиеся в результате объединения ранее изолированных локусов, последующей унификации или интеграции формы называются доминантными, а сохранившиеся в пространственной или социальной периферии разнообразные версии этих форм называются рецессивными.
Принцип кризисной инверсии форм. Эффективность любых социокультурных форм рано или поздно снижается вплоть до исчезновения (вследствие исчерпания ресурсов, изменения потребностей, появления соперников, утраты соответствия между формами и т.д.), что приводит к их кризису и возможной дискредитации. При этом, в наибольшей степени вытесняются доминантные формы, в то время как некоторые рецессивные формы в новых условиях могут оказаться наиболее эффективными и занять "освободившееся" пространство. Никаких гарантий эффективности имеющихся форм нет, но при большей диверсификации (большем числе рецессивов) вероятность "попадания" выше. Данный принцип построен как гипотетический перенос на социосферу соответствующего известного и доказанного закона в эволюции биосферы.
Список литературы
Н.С.Розов. Принципы социальной эволюции.