Соглашение об использовании
Материалы данного файла могут быть использованы без ограничений для написания собственных работ с целью последующей сдачи в учебных заведениях. Во всех остальных случаях полное или частичное воспроизведение, размножение или распространение материалов данного файла допускается только с письменного разрешения администрации проекта
Ó РосБизнесКонсалтинг и МКР |
Санкт-Петербургская Государственная Академия Культуры
Кафедра истории
работа
по курсу
«История России.
XX век»
аналитический обзор книги
С.
Ю. Витте “Избранные воспоминания”
С
тудента 262
группы
Кострова А. Ю.
П
реподаватель:
Суетов Л. А.
Санкт-Петербург
2000 г.
Витте, граф Сергей Юлиевич - государственный деятель. Родился 17 июня 1849 г. в Тифлисе. Отец его, член совета наместника кавказского, был женат на сестре известного писателя, генерала Р. А. Фадеева. По окончании курса в новороссийском университете со степенью кандидата физико-математических наук, Витте вступил на службу в управление Одесской ветви Юго-Западных железных дорог и вскоре сделался одним из ближайших сотрудников директора Русского общества пароходства и торговли, Н. М. Чихачева, в ведение которого в то время поступила и Одесская железная дорога. Должность начальника движения, которую Витте исполнил в продолжение всей последней турецкой войны, доставила ему репутацию распорядительного администратора. В 1879 г. Витте занял место начальника отделения эксплуатации в правлении Юго-Западных железных дорог и принял участие в трудах железнодорожной комиссии под председательством графа Баранова, был составителем одного из томов "Трудов Комиссии" ("История и деятельность съездов представителей русских железных дорог") и проекта "Общего устава Российских железных дорог". С 1886 по 1888 г. состоял управляющим Юго-Западных железных дорог. Мысль о выдаче ссуд под хлебные грузы впервые применена на практике Юго-Западными дорогами по инициативе Витте. Когда при министерстве финансов в 1888 г. образованы были новые тарифные учреждения, Витте был назначен директором департамента железнодорожных дел и председателем тарифного комитета, в феврале 1892 г. призван к управлению министерством путей сообщения, а 30 августа того же года ему поручено управление министерством финансов.
Одиннадцать лет, в течение коих Витте стоял во главе министерства финансов, ознаменованы огромным увеличением бюджета, широким развитием государственного хозяйства и крупными реформами в области финансового законодательства. Общий баланс государственного бюджета за время Витте возрос с 965,303,066 рублей в 1892 г. до 2,071,667,472 рублей в 1903 г., то есть на 114,5%. Среднее годовое возрастание бюджета за этот период - 10,5%. Насколько этот рост бюджета велик, можно судить по сравнению с предшествующим и последующим десятилетиями. С 1883 по 1892 г. бюджет возрос с 778,506 тысяч рублей до 965,303 тысячи рублей или на 24%, в среднем в год всего на 2,7%; с 1903 по 1912 г. бюджет увеличился с 2,071,667 тысяч рублей до 3001919 тысяч рублей или на 45%, то есть средний годовой прирост определился всего в 5%. Главнейшею причиною особо быстрого роста бюджета в министерство Витте было расширение казенного хозяйства за счет частного, происшедшее в железнодорожном деле и в питейной торговле.
Кроме всего того, что осуществил Витте за время своей активной деятельности, большое значение имеет осуществленная при нем замена акцизной системы обложения спирта и вина казенною монополией торговли питьями: здесь Витте является новатором. Питейная реформа имела целью, с одной стороны, увеличить доходы казны, обратив в ее пользу те прибыли, которые раньше поступали торговцам вином, с другой - дать правительству орудие "для борьбы с вредными сторонами питейного дела, в интересах поддержания доброй нравственности, предупреждения экономического упадка населения и охраны народного здравия". Эта последняя мысль неоднократно повторяется в докладах и записках Витте. Реформа заключалась в объявлении питейной торговли монополией казны и производстве ее через посредство казенных винных складов и лавок. Полные финансовые результаты казенной продажи питей определились уже после того как Витте покинул пост министра финансов, и доход казны собственно от монополии (не считая акциза) повысился до 200 и более миллионов рублей в год.
Денежная реформа Витте заключалась в восстановлении в России, вместо существовавшей со времени Крымской войны системы неразменных бумажных денег, металлического обращения на основе золотой валюты. Реформа эта была несколько подготовлена предшественниками Витте, при которых финансы страны постепенно упорядочились, появился активный торговый баланс, и были накоплены запасы золота, нужного для размена кредитных билетов.
Деятельность Витте, как министра финансов, вызывала в свое время резкие нарекания и критику, порою пристрастную и несправедливую. Немаловажною причиной отрицательного отношения Витте как многих сановников, так, в значительной части, и общества, были приемы и способы действий Витте, часто слишком резкие, иногда недопустимые. Ему были тесны даже те условные пределы, в которые была поставлена министерская деятельность в России до 17 октября 1905 г. Он не считался с формами, установленными для законодательных актов. Его главная реформа - денежная - была осуществлена почти всецело в административном порядке; несколько испрошенных им Высочайших повелений и указов имели целью лишь закрепить совершенное им, установить гарантии, что оно не будет сломано в будущем.
+ + +
Книга Сергея Юлиевича Витте «Избранные Воспоминания 1849-1911 гг.» написана достаточно живым, легким для чтения, языком. Сами «Воспоминания» являются ценным документом в котором описываются события, лица и факты относящиеся ко времени повествования. Эту книгу читать интересно, ее можно читать даже как исторический роман, но с другой стороны, иногда автор немного уходит в строну от общего направления и отдается воспоминаниям о частных ситуациях или описанию второстепенных лиц, не имеющих исторического значения, их биографий, родословных и психологических типов. В такой момент, при чтении этой и
Прежде чем говорить о характере самого Сергея Юлиевича Витте, считаю целесообразным привести его высказывание по поводу характера человека вообще и тогда, возможно, станет более удобно говорить о самом Витте – этом великом человеке.
«Человек – существо крайне сложное, не только фразой, но целыми страницами определить его трудно. ... Чтобы определить человека, надо написать роман его жизни, а потому всякое определение человека – это только штрихи, в отдаленной степени определяющие его фигуру. Для лиц, знающих человека, эти штрихи бывают достаточными, ибо остальное восстанавливается собственным воображением и знанием, а для лиц не знающих штрихи дают очень отдаленное, а иногда и совершенно не правильное представление.» (Витте С. Ю. – Избранные воспоминания, 1849-1911 гг. – М.: Мысль, 1991. – 708,[11] с. Стр. 453)
Витте был великим человеком, с достаточно широкой разносторонне развитой натурой. Поэтому, если выражаться словами самого Витте, то чтобы описать его как личность, как государственного деятеля, как человека нужно написать достаточно объемный роман о его жизни.
Мнение о С. Ю Витте как и при его жизни, так и после его смерти разделяется на хвалебное – превозносящее и порицающее –принижающее. Многим не нравилось, что Витте не стеснялся испрашивать Высочайшие повеления, предрешавшие направление законодательных дел и ограничивавшие свободу суждений государственного совета. Случалось, что он скрывал от совета истинные свои цели для лучшего их достижения. Он не считался и с пределами своей власти, допуская давление на других министров по делам их компетенции. Понятно, что все это не могло не вызывать раздражения.
Являясь представителем старого режима, он, как человек крупный, наиболее резко отражал в своей деятельности сущность этого режима. То, что делал Витте, делали и другие, но менее заметно. С другой стороны, надо принять во внимание, что Витте являлся реформатором в такой среде и такой обстановке, которые совсем не были приспособлены для реформ: считаться со всеми формами, со всеми условностями в его глазах, да и в действительности значило бы отказаться от преобразовательных планов. Между тем, некоторые из них были благодетельны для экономической жизни России и для ее финансов. Его денежная реформа подвела прочный фундамент и под государственный бюджет и кредит, и под коммерческие обороты страны. Спор против девальвации кредитного рубля, как меры несправедливой, теперь уже невозможен, ибо ход последующих событий доказал, что денежную реформу трудно было произвести на иных началах, чем произвел ее Витте. Железнодорожная политика Витте дала крупный толчок экономическому развитию России. Смело расширяя рамки государственного хозяйства, Витте являлся проводником новых начал финансового управления. Он не мало содействовал разрушению предрассудка, по которому казенное хозяйство всегда хуже частного.
Витте как политический деятель в отличие от других правительственных деятелей старого режима, имел и проводил свои самостоятельные взгляды, придавал большое значение интересам культуры и просвещения и мог вообще считаться государственным человеком в западноевропейском смысле этого слова. Он был в теории и на практике сторонником просвещенного абсолютизма, при котором министры, пользующиеся доверием верховной власти, имеют возможность беспрепятственно осуществлять самые смелые мероприятия.
+ + +
Индивидуальный подход к своему изложению заключается в том, что автор, описывая события уже совершившиеся, описывает их так живо, будто проживает их заново. Хотя возможно оно так и было. Витте пишет открытым языком, не стесняясь и иногда не выбирая выражения он пишет о некоторых личностях все, что он думает, иногда придает им различные для них обидные эпитеты. К примеру в статье о крестьянском вопросе можно встретить такое предложение: «...Сверху же пошел кличь: все это крамола, измена, и этот кличь родил таких безумцев, подлецов и негодяев, как иеромонах Иллиодор, мошенник Дубровин, подлый шут Пуришкевич, полковник от котлет Путятин и тысяча других.» (Витте С. Ю. – Избранные воспоминания, 1849-1911 гг. – М.: Мысль, 1991. – 708,[11] с. Стр. 510)Я привел этот отрывок только для того, что бы показать насколько смело и открыто Витте излагает свои мысли в «Воспоминаниях», которые мы читаем уже почти 100 лет спустя.
Витте в своей работе идеализирует образ императора Александра III, описывая его как «настоящего» императора, самодержца. Царя с большой буквы. И наоборот, о Николае II, которого сейчас, в наше время принято возносить отзывается достаточно не лестно, как о слабохарактерном, слабовольном и вообще слабом человеке. Не имеющем «царского» характера своего отца, а наоборот склонного подпадать под влияние «дворцовой камарильи» как Витте называет особо приближенных к императору. Но, тем не менее, Витте постоянно клянется в верности своему государю, не зависимо от того какого он мнения о Николае II как о самодержце и человеке, что очередной раз показывает честность и «государственность» его характера. «Государственность» в том смысле, что Витте не сопоставляет свои личные интересы и склонности с государственными, и государственные ставит много выше.
Еще я отметил для себя определенную особенность свойственную, Витте – он всегда себя оправдывает, выгораживает и даже не стесняется хвалить, использую к примеру такие фразы: «Это мог сделать только я...» или «Это удалось только благодаря мне...» и пр. хотя я и не отрицаю его великую роль в преображении России.
Кроме всего прочего С. Ю. Витте в своих «Воспоминаниях» выступал как пророк, достаточно привести такой отрывок: «Может быть, дурные последствия произойдут из-за неустройства крестьян, из-за неустройства их правовых отношений, вследствие того, что на крестьян смотрят как на людей особого рода, на таких как мы; например, что для них должны быть какие-то особые нормы, особые порядки, и в этом я вижу в будущем большие пертурбации в жизни Российской империи» (Витте С. Ю. – Избранные воспоминания, 1849-1911 гг. – М.: Мысль, 1991. – 708,[11] с. Стр. 270)
В работе использованы документы:
Витте С. Ю.
– Избранные воспоминания, 1849-1911 гг. – М.: Мысль, 1991. – 708,[11] с.
Брокгауз и Ефрон: Биографии. Россия.
/ Электронный энциклопедический словарь. – ElectroTECH Multimedia, 1997, Студия КОЛИБРИ, 1997.