Дятлов Василий
Святой престол всерьез занялся коррекцией собственного либерального имиджа. И теперь, судя по всему, можно забыть о гибкости и толерантности, которые были привнесены в свое время на Ватиканский холм Иоанном Павлом II. Похоже, нынешнее руководство Папской курии считает, что покойный понтифик изрядно погорячился, извинившись перед мусульманами и иудеями за Крестовые походы. И потому сегодня Бенедикт XVI, слывущий лидером консервативного крыла в католицизме, пытается дезавуировать покаяние своего предшественника исключительно с научной точки зрения. Недавно в Ватикане прошла конференция, посвященная истории Крестовых походов, на которой было безапелляционно резюмировано: крестоносцы преследовали исключительно богоугодную цель - освобождение Гроба Господня. Профессор духовной истории из Кембриджа Джонатан Райли-Смит сорвал бурные аплодисменты, недвусмысленно заявив собравшимся в Ватикане теологам: "Те, кто извиняется за Крестовые походы, не знают их истории".
"Итоги" решили внести свой вклад в изучение столь щекотливого вопроса, отправившись в древнюю Акру (ныне - город Акко) - одну из наиболее сохранившихся твердынь крестоносцев на Святой земле. Так с чем же пришло "воинство Христово" на Землю обетованную на самом деле - с крестом или с мошной? Об этом наш специальный репортаж.
Дэн Браун отдыхает
...Отправляясь в Израиль, я перечитал все, что сегодня пишут о Крестовых походах. Тема оказалась сверхмодной - спасибо незабвенному автору "Кода да Винчи" и его литературным последователям. В результате в моей голове переплелись тамплиеры, госпитальеры, иллюминаты, масоны, чаша Грааля и священный ковчег, храм Соломона, изумрудная скрижаль и прочая средневековая мишура. С этим богатым багажом я и прибыл в древнюю Акру (в исторических хрониках она известна как Сен-Жан-д`Акр), раскинувшуюся на побережье Средиземного моря. Именно на этом клочке земли, утверждают ученые, можно найти ключ к истинной истории Крестовых походов.
Когда впервые попадаешь в современный Акко, начинаешь подозревать, что туристические путеводители безбожно врут - ни тебе крепостных стен, ни замков, ни сторожевых башен, ни соборов со стрельчатыми арками. Иду по центру городка: слева - мечеть Эль-Джаззара, а за ней шумный восточный базар. Чуть поодаль арабский постоялый двор - Хан Шварда. Если идти вдоль моря, оставив справа мечеть Эль-Малика, то попадешь в двухэтажный замкнутый двор с колодцем посередине, также выполненный в традиционной арабской манере. Это еще один караван-сарай - Хан эль-Умдан. Ну и где же здесь, в этой мешанине тесных арабских двориков, искать следы крестоносцев? Где затерялись их величественные своей суровостью дворцы и богатые храмы? Но секрет до смешного прост: крестоносцы правили этим городом чуть менее двухсот лет.
В 1102 году Акру взял штурмом король Балдуин I. И крестоносцы, по-видимому, не ломали голову над тем, как восстанавливать разрушенный при осаде город. В ход шло все, что валялось на земле. Это очень хорошо видно сегодня: древняя стена - а из нее торчит каменный карниз, в фундаментах вместо кирпичей фрагменты византийских колонн.
- В 1291 году мамлюки, разгромившие отряды рыцарей, не оставили от города камня на камне, - рассказывает историк Юрий Полторак. - Только в 1650 году турки заново отстроили стены города. В конце XVIII века правитель Ахмад эль-Джаззар решил поднять уровень города и, вместо того чтобы заново расчищать всю площадь застройки крестоносцев, повелел заполнить все подвалы, старые здания и пустоты мусором и камнями. В результате более поздние постройки находятся выше старой Акры на 8-12 метров. Соответственно, дворцы и замки крестоносцев пребывают либо в руинах, либо под землей.
Чтобы увидеть город таким, каким он был в рыцарские времена, мы покидаем тесные улочки, пропахшие пряностями, морем и рыбой, и опускаемся под землю - на несколько уровней. Здесь нет суеты и наглых кошек, являющихся одной из достопримечательностей современного Акко. Тут царят полумрак и тишина. Серые стены рыцарских залов, гулкие коридоры и странные тени, возникающие из ниоткуда, переносят в Средневековье лучше всякой машины времени.
Город, которого нет
Раскопки и реставрация подземного города крестоносцев сегодня идут полным ходом. Уже сейчас, например, археологи имеют общее представление о том, как выглядела цитадель короля Ричарда Львиное Сердце. "Это была стандартная крепость, квадратная в плане, с открытым двором посередине, так называемый castrum, - рассказывает израильский исследователь, специалист по средневековой истории Акры Андрей Плахин. - Боковые здания представляют собой анфиладу длинных и узких залов, ориентированных перпендикулярно к наружной стене. В данном случае каждая сторона квадрата содержит 12 таких залов. С внешней стороны располагались сторожевые башни. В самой цитадели были устроены трапезные и королевские покои".
При раскопках археологи нашли зал, который предварительно определили как крипту церкви Святого Иоанна, однако не исключено, что это могла быть и пиршественная зала. На это указывают найденные ниши для мытья посуды, от которых в подземелья отведены водосливные желоба. Пока известно, что здешняя канализация имела протяженность 630 метров, однако эта цифра явно не окончательная. Туннели из залов уходят в разных направлениях, и до сегодняшнего дня точно не определено, насколько далеко они простираются. Предполагается, что вместе с ответвлениями они могут тянуться на несколько километров.
Спустившись из пиршественной залы еще на уровень ниже, мы прошли одним из раскопанных подземных ходов. Мрачный полусырой коридор высотой в человеческий рост извивался змеей. В стенах то тут, то там возникали уходящие в разных направлениях ходы. Какие-то из них завалены грунтом, какие-то временно закрыты археологами. Мы шли, вдыхая сырой запах подземелья, казалось, не меньше часа. На самом же деле, как выяснилось, преодолели всего 80 метров. Раскопки ходов продолжаются, и кто знает, к каким открытиям они могут привести. Параллельно с поиском материальных следов эпохи крестоносцев израильские историки "раскапывают" весьма любопытные факты, непосредственно связанные с укладом и образом жизни обитателей Акры, а также с общей историей Крестовых походов.
Времена и нравы
Акра времен крестоносцев по численности населения не ус
Разделенная на суверенные кварталы (свои кварталы в городе были у госпитальеров, тамплиеров, венецианцев, генуэзцев, пизанцев), Акра была ареной постоянных войн. Борьба шла за власть, за удельные земли, за право собирать налоги и даже за право грабить на той или иной территории. "Крестоносцы не гнушались воевать друг с другом, - говорит Андрей Плахин. - Скажем, иоанниты из своего замка палили по замку тамплиеров. А те отвечали им ответным огнем. Это были настоящие битвы - с резней на улицах, сожжением домов. Во время одного из таких сражений, по некоторым версиям, погибло до 20 тысяч горожан".
По зову крови
Одно из самых распространенных заблуждений относительно Крестовых походов связано с числом участвовавших в них рыцарей. "Представляется, что их были тысячи тысяч, - рассказывает израильский историк Игорь Торик. - Однако летописцы сообщают, что во время первого Крестового похода в захвате Иерусалима участвовало всего от 600 до 700 рыцарей. И это было максимальное число рыцарей за всю историю их пребывания на этой земле! Поскольку часть из них обещанной земли и титулов так и не дождалась, они покинули Святую землю. И на протяжении существования Иерусалимского королевства под знаменами крестоносцев здесь находилось единовременно от 200 до 300 рыцарей. Но при каждом из них, и это надо учитывать, состояло до десятка слуг и оруженосцев".
В большинстве своем в крестоносцы шли младшие отпрыски аристократических или даже королевских семейств Европы. "В их жилах текла голубая кровь, - рассказывает Игорь Торик, - но при этом они не имели абсолютно никакой надежды получить наследство или трон у себя на родине. В походах на Святую землю они видели возможность получить то, что им как бы причиталось по праву крови. И придя на Святую землю, крестоносцы первым делом захватывали земли. На них оседали, строили замки и усадьбы и на этом отлично зарабатывали. О каком изгнании со Святой земли иноверцев могла идти речь, если арабы нанимались работниками на фермы крестоносцев?"
Действительно, крестоносцы, в частности представители ордена тамплиеров, находились в прекрасных отношениях с мусульманами. Более того, они были абсолютно веротерпимы. Впрочем, эта пастораль то и дело нарушалась резней. В 1291 году, когда войска мусульман не оставили от Акры камня на камне, единственными рыцарями, поголовно истребленными победителями, стали именно тамплиеры - они были теми, кто до последнего пытался отстоять город. Представители других орденов предпочли покинуть Акру заранее. Однако неверно считать, что крестоносцы в панике сбежали со Святой земли. "Сбежали с накопленными богатствами представители знати, королевская свита, - утверждает Андрей Плахин. - Большинство крестоносцев остались здесь спокойно жить дальше. Это были простые рыцари, не голубых кровей, те самые оруженосцы или слуги, представлявшие собой бедную толпу. Они также успели получить земельные наделы, но сравнительно небольшие, которые не приносили существенного барыша. У рыцарей-простолюдинов просто не было средств вернуться на родину. Они предпочли здесь осесть, женились на местных женщинах, ассимилировались и в конце концов растворились среди арабского населения. Так что можно смело утверждать: в нынешних жителях Акко течет самая настоящая кровь крестоносцев".
Что удалось узнать историкам совершенно точно, так это то, что Святому престолу, инициировавшему Крестовые походы, Акра приносила колоссальные доходы. "Город был самым настоящим станком для печатания денег, - говорит Андрей Плахин. - Таможня в Акко собирала гигантские налоги с купцов и паломников. Так, например, в 1240 году в казну города поступило 50 тысяч золотых монет. Исходя из этого, можно смело предположить, что Крестовые походы были для их участников прежде всего экономическим и только во вторую очередь религиозным предприятием".
Хотели как лучше
Так чем же были на самом деле Крестовые походы - священной войной или успешным коммерческим предприятием? В научном сообществе по этому поводу не было, нет и, похоже, не будет единой точки зрения. Скажем, в советской исторической науке, что понятно, Крестовые походы трактовались как начало эры колониализма. Авторитетный советский историк Михаил Заборов считал, что лозунги защиты христианской веры от язычников представляли собой лишь маскировку: намерения Рима не имели ничего общего со спасением христианства. Подлинный же смысл проекта войны был иной: вернуть восточную церковь в лоно римской, расширить сферу влияния католицизма, насильственно включив Византию в орбиту Ватикана, и овладеть богатствами Восточной империи. Так ли это? По мнению российского историка Раисы Печниковой, будучи крупнейшим собственником, церковь стремилась к приумножению своих земель: "Подчинение новых стран власти католической церкви сулило ей возможность увеличить свои доходы за счет так называемой десятины (специального налога в пользу церкви). К тому же уходившие в далекий поход феодальная знать и рядовые рыцари зачастую жертвовали или отдавали ей на хранение свои сбережения и поместья". Итальянский историк Роберто де Матей придерживается иной точки зрения: "Крестовые походы были ответом на вторжение мусульман в христианские земли и разорение святынь". Примерно такого же мнения и историк из Университета Сент-Луиса Томас Мэдден: "Походы на Восток были оборонительными войнами. Они представляли собой попытку вернуть или сохранить от мусульманского завоевания христианские земли".
Можно ли поставить точку в этом споре? Пожалуй, нет - только многоточие. Возможно, Крестовые походы и задумывались как подвиг веры, но завершились они как сверхуспешное предприятие. Руины древней Акры - тому живое подтверждение. Как сказал бы незабвенный Виктор Степанович Черномырдин, побывай он в этих местах, "хотели как лучше, а получилось как всегда"...