Емельянов-Лукьянчиков М. А.
В двадцатом веке в России Героями Советского Союза стали более 12 тысяч человек. И лишь 2,5 тысячи человек — полными кавалерами ордена Славы, обладателями всех трех степеней. Эта награда была учреждена в 1943 году как преемник Георгиевского креста — самой почетной награды для солдат и унтер-офицеров Российской империи. При этом среди кавалеров ордена Славы есть категория лиц, которая так же редка и уникальна по отношению к полным кавалерам, как последние — по отношению к Героям Советского Союза. Речь идет о кавалерах четырех орденов Славы (получивших два ордена, как правило, третьей степени), которые своим подвигом как бы возродили четырехстепенность Георгиевского креста. Таких людей очень мало — менее двадцати человек. Многие из них стали кавалерами четвертого ордена уже после войны, и все благополучно прошли ее до конца. Это люди различных национальностей — русские, украинцы, белорус, башкир, киргиз, узбек, казах и мордвин; разных возрастов, но каждый третий в войну разменял только второй десяток; и разных родов войск. Среди них есть разведчики и артиллеристы, автоматчики, снайпер и сапер. Но всех их объединяет одно — опасность действительно была "их стихией, тем ради чего они родились на свет" (А. Маклин).
Но даже среди этой редчайшей категории кавалеров есть человек, который выделяется из их числа. Илларион Григорьевич Меркулов (1913–1945) — единственный кавалер четырех орденов Славы, погибший во время войны. Его боевой путь еще при жизни стал легендой. Как писала в 1950-е годы газета военного округа, в котором служил сын Меркулова, его отец был "настоящим богатырем. Двадцать два раза он был ранен, но, излечившись, снова вставал в строй. Пройдя трудный и славный путь от Москвы до Берлина, он вступил в этот поверженный город Героем Советского Союза. Несколько дней не дожил герой до Дня Победы, пав в одном из уличных боев". Почти все факты в этой цитате — вымысел, но правда о жизни этого "богатыря" полутораметрового роста оказалась еще более впечатляющей …
Довоенная судьба Иллариона Меркулова — как тысячи других. Он родился в 1913 году в селе Знаменское Обоянского уезда Курской губернии, а жил не только в Курской, но и в Донецкой и Архангельской областях. Сменил немало профессий — от пекаря до объездчика лошадей.
Будучи мобилизован в июле 1942 года, за тридцать три месяца своей войны Илларион Меркулов прошел через четыре фронта и четыре государства. В условиях, когда марши сменяютс
Его племянника поднял на штык фашист, а его сын оставался на оккупированной территории, но он продолжал освобождать чужих детей.
О нем писали во фронтовых газетах, а он — в своих статьях, — отдавал должное другим.
Он был хрупкого телосложения — но за ним шли богатыри.
Он был семь раз ранен (при этом шесть раз — за 100 дней), и имел возможность демобилизоваться, но не сделал этого.
Он освобождал Москву и родную Курщину, Украину и Закарпатье, Польшу и Чехию, а вернулся домой похоронкой, памятью, болью и Славой Русского солдата.
8 мая победного года, в шесть часов вечера его полк сосредоточился на окраине города Оломоуц в Чехии. В этот день в журнале боевых действий была сделана запись: "При артиллерийском налете противника ранено три человека и один убит". Вот так, в день капитуляции фашистской Германии, на марше, погиб старший сержант Илларион Меркулов, став последним человеком, убитым в 873 стрелковом полку. Он был похоронен в Праздник Победы, в городе Моравска-Тршебова. Человек, жизнь которого месяцами и годами была натянута как струна, готовая лопнуть, рассыпалась брызгами солдатской крови и осколками снаряда под крики "Победа!".
Он исполнил долг до конца, чтобы остаться в земле освобожденной Моравии навсегда.
Он пять раз представлялся к ордену Славы, но при жизни ему вручили лишь два.
Ему, первым под ураганным огнем противника, форсировавшему Днепр и бравшему в плен пулеметчика, 14 раз с горстью людей отражавшему атаки немцев на обороняемую высоту, и спасшему жизнь раненому командиру полка, — не хватило степеней у самой почетной солдатской награды. Поэтому орден Славы третьей степени он получил дважды.
Уже в 1945 году, посмертно, он стал полным кавалером ордена Славы, но 55 лет эти награды ждали своего вручения — и их получил сын героя.