Перевезенцев С. В.
Более двух столетий в исторической науке обсуждается проблема происхождения славянства, но споры не утихают. Дополнительную сложность дискуссиям придает тот факт, что у славян не сохранилось, а скорее всего и не было легендарных преданий, уходящих корнями в глубокую древность.
Противоречия на пути научного поиска
И здесь мы встречаемся с первым противоречием в теме происхождения славянства. Под своим именем — «славяне» — эти племена стали известны в письменных источниках довольно поздно — в VI в. нашей эры, а до VI в. письменные источники никаких «славян» не знают. Это дало повод некоторым исследователям объявить славян «молодым народом», т.е. сформировавшимся намного позже других индоевропейских народов — германцев, кельтов, иранцев и др. Но возникает вопрос — каким образом «молодой народ» уже в VI в. был обнаружен сразу же на огромной территории Восточной, Юго-Восточной и Северной Европы? Не могли же славяне явиться ниоткуда на бескрайних европейских просторах от Северного и Балтийского до Средиземного и Черного морей! К тому же лингвистические исследования установили, что славянский язык сохранил самые архаичные черты некогда общего индоевропейского языка. Так, крупнейший отечественный лингвист, академик О.Н. Трубачев отметил факт глубокой архаичности славянского языка. А это значит, что славяне уже в глубокой древности могли отделиться от общей семьи индоевропейских народов. Впрочем, это значит и то, что славяне могли, наоборот, очень поздно отделиться от общего индоевропейского древа. Вот и возникло противоречие — то ли славяне «древний народ», то ли «молодой». Поэтому сегодня мнения ученых о времени зарождения славян разнятся на несколько тысяч лет — от XVIII в. до н.э. до VI в. н.э. Более глубокое датирование предлагают лингвисты, менее глубокое — археологи.
Не помогают письменные источники и в определении территориальной прародины славян. Поэтому, наряду с лингвистикой, ученые использовали данные археологии — стали изучать различные археологические культуры, открытые на территории Европы. Но
При изучении археологических культур, которые могли бы быть славянскими, снова обнаружилось противоречие. Дело в том, что многие культуры существовали параллельно, сменяли друг друга, накладывались друг на друга. Это свидетельствует о том, что, начиная с III тысячелетия до нашей эры, в Европе постоянно была очень сложная этническая картина — племена и народы постоянно перемещались, воевали, мирно сотрудничали и смешивались друг с другом. И очень часто сегодня нам трудно определить, к какому народу принадлежит та или иная археологическая культура. Более того, невозможно назвать ни одну археологическую культуру, которая носила одни и те же черты в период с III тыс. до н.э. до середины I тыс. н.э.
Конечно, отыскать прародину славян существенно могла бы помочь наука антропология, изучающая анатомические особенности разных народов. Но, к сожалению, антропологические исследования сильно затруднены. Дело в том, что примерно с середины II тыс. до н.э. и до принятия христианства у славян господствовал обряд трупосожжения, соответствующий определенным языческим представлениям о загробном мире. На имеющемся скудном материале антропологи смогли лишь установить, что славяне изначально были смешанным в этническом отношении народом — формировались на основе разных народов. Впрочем, и это очень важный вывод!
Где была прародина славян?
Все эти противоречия порождают множество различных мнений, до сих пор существующих в исторической науке. Историки, этнографы, лингвисты, археологи предлагают разные концепции и гипотезы. Один из главных споров разворачивается вокруг вопроса — где была прародина славян?
Довольно большой круг ученых следует за сообщениями «Повести временных лет», которая указывает на земли вокруг реки Дунай, как славянскую прародину. Так возникла «дунайская концепция», сторонниками которой были Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский. Близок к этой точке зрения и О.Н. Трубачев, помещавший прародину славян в Центральной Европе («севернее Альп»).
Другие ученые еще в XIX столетии предложили «скифскую концепцию». Они предполагали, что упоминаемые еще у Геродота «скифы-земледельцы» - это и есть некие праславянские племена. Об этом писали И.Е. Забелин и Д.И. Иловайский.
Еще одна группа историков, археологов и лингвистов настаивает на истинности «висло-одерской» или «висло-днепровской концепции». По мнению этих ученых (Л. Нидерле, Б.А. Рыбаков), прародина славян располагалась на территории от Среднего Приднепровья на востоке до Одера на западе, от северных склонов Карпат на юге до широты Припяти на севере. Своеобразным ответвлением этой точки зрения стала «среднеднепровская концепция», когда славян помещали приблизительно между Западным Бугом и средним течением Днепра (Ф.П. Филин).
Есть и еще одно мнение — славянский регион древнейшей поры находился в бассейнах рек, впадающих в Балтийское море. Так возникла «балтийская концепция» (В.В. Седов, А.А. Шахматов). Наконец, одно время в науке существовала и «автохтонная концепция», когда прародиной славян считалась Восточноевропейская равнина в пределах нынешней Московской или Владимирской областей (М.Н. Покровский).
Попытку создать концепцию происхождения славян с учетом всех имеющихся данных предпринял А.Г. Кузьмин. Он предположил, что праславяне формировались во II — нач. I тыс. до н.э. на обширной территории Европы от южного побережья Балтики до лесостепи Приднепровья. Назовем это мнение «восточноевропейской концепцией».
Восточно-европейская концепция
А.Г. Кузьмин считает, что основой праславян могла быть археологическая культура колоколовидных кубков. Так, антропологи установила, что население культуры колоколовидных кубков соответствовало славянскому антропологическому типу.
Истоки этой культуры прослеживаются где-то в области Восточного Средиземноморья, может быть, в Передней или даже Средней Азии. Возможно, в родстве с этим населением находились хетты, пелазги и лигуры. Из Передней Азии через Северную Африку культура колоколовидных кубков передвигается в Испанию. Около 1800 года до н.э. эта культура из Испании довольно быстро перемещается двумя потоками на территорию Европы. Первый поток движется по западному побережью Атлантики, входя в состав будущих кельтов. Второй поток движется в Приальпийскую зону Центральной Европы, где и становится основой для будущих славян. Примерно в этот же период праславянский язык, видимо, отделяется от общего индоевропейского языка.
Позднее протославяне культуры колоколовидных кубков продолжили свое движение на восток. Недаром антрополог Т.И. Алексеева обнаружила близость древнерусского и даже современного приднепровского населения народам именно Приальпийской зоны: Венгрии, Австрии, Швейцарии, Северной Италии, Южной Германии, севера Балкан.
В последующие времена исследовали выделяют еще несколько культур, которые можно считать славянскими: тшинецкая, чернолесская, милоградская, зарубинецкая, лужицкая, пшеворская культуры. Возможно, славянами были и «скифы-земледельцы». Каждая из культур существовала сама по себе, некоторые сменяли друг друга. И в каждой из них смешивались разные этносы. Но направление движения культур характерно — из Приальпийской зоны в Приднепровье и Причерноморье.
Во II веке н.э. в результате нашествия гунов, готов и ругов в Причерноморье образовалась черняховская культура (II—IV вв. н.э.). Территорию черняховской культуры ученые отождествляют с Готским государством Германариха. Поселения ч
В период существования черняховской культуры славяне впервые упоминаются в письменных источниках, в частности в сочинении историка Иордана «О происхождении и деяниях гетов». Иордан жил в VI в., но его история захватывает время с IV столетия. Своей задачей Иордан поставил написание истории народа готов, но одновременно упоминал и описывал он и другие, соседние с готами племена, в том числе и славян. По его сведениям, славяне в тот период были известны под тремя разными именами — их прозывали венетами, склавенами и антами.
В частности, Иордан рассказывает о войне готов с антами, а затем о победе гуннов над готами. Интересно, что этот рассказ явно перекликается со… «Словом о полку Игореве»! Неизвестный нам автор «Слова» еще в XII веке помнил о событиях восьмивековой давности — он поет о «времени Бусове», в имени которого читается король антов Бож, упомянутый Иорданом.
Племена черняховской культуры загадочным образом исчезли в конце IV в. На поселениях нет следов разрушений, пожаров, нападения вражеских племен: они по неизвестной причине просто покинули свои жилища и ушли. В V—VI вв. в Поднепровье жили уже другие славянские племена, не знавшие гончарного искусства и не связанные с черняховской культурой.
В V в. славяне составляли немалую часть населения Гуннской державы Атиллы. В отличие от воинственных гуннов и германцев, славяне не принимали участия в битвах. Поэтому они не упоминаются в письменных источниках, но в археологической культуре того времени четко прослеживаются славянские черты.
Выход на историческую арену: анты, склавины, венеты
После распада государства Аттилы славяне выходят на историческую арену. В VI—VII вв. славяне расселяются из Среднего Подунавья, Прикарпатья и Среднего Приднепровья на территории Прибалтики, Балкан, Средиземноморья, достигают Испании и Северной Африки. Примерно три четверти Балканского полуострова были завоеваны славянами всего за одно столетие. Вся область Македонии, примыкавшая к Фессалонике, называлась Склавенией. К рубежу VI—VII вв. относятся сведения о мощных славянских флотилиях, плававших достигавших даже южной Италии и Крита.
Вслед за Иорданом византийские и германские средневековые авторы называли славян «антами» (восточная славянская ветвь), «склавинами» (южная ветвь славян) и «венетами» (славяне, жившие в Прибалтике).
Название «анты» — иранского происхождения, как, к примеру, «хорваты», «сербы» или «северяне», в их материальной культуре много сарматских элементов. Согласно готскому историку Иордану, жили анты в лесостепи между Днепром и Днестром и к востоку от Днепра. Византиец Прокопий Кесарийский говорит о безмерных, бесчисленных племенах антов на просторах Северного Причерноморья.
Склавины — видоизмененное в византийской среде название «словене». «Словене» жили поблизости от границ Византийской империи, и, видимо, у византийцев было много рабов-славян. По-латински слово раб переводится как «sclav» («склав»), и очевидно, это название было перенесено на словен. Склавинам соответствует территория археологической культуры Прага-Корчак, распространявшейся к юго-западу от Днестра. В конце VI — начале VII вв. склавины расселились в балканских провинциях Византийской империи. С начала VII в. название «склавины» употребляется уже как собирательное название славян вообще. «Склавинией» в византийских источниках называли области Пелопоннеса и Македонии.
Славян, живших по южному побережью Балтийского моря, иногда называли «венедами» или «венетами». Но вот сами венеты изначально не были славянами. Скорее всего, венеты — это те самые «генеты», которые упомянуты в поэмах Гомера:
Вождь Пилемен пафлагонам предшествовал, храброе сердце,
Выведший их из генет, где стадятся дикие мулы.
Венеты в древности жили в Малой Азии, в Пафлагонии, — на побережье нынешнего Черного моря. В XIII (XII в.) до н.э. венеты были союзниками троянцев во время Троянской войны. Троянцы потерпели поражение, и венетам пришлось переселяться из своих родных мест в Европу. В XIII—VI вв. венеты постепенно расселялись по востоку Европы. Одна часть венетов поселилась на берегах реки Дунай и на побережье Адриатического моря. Память о них сохранилось в названии города — Венеция. В Италии, соединившись с местным племенем латинов, венеты приняли участие в создании Римского государства. Позднее венеты на севере дошли до берегов Балтийского моря. Нынешний Рижский залив долгое время так и назывался — Венедским морем.
То, что славян стали называть «венетами», конечно же, не случайность. Ведь славяне активно ассимилируют многие народы, в том числе и венетские племена на побережье Южной и Юго-Восточной Прибалтики, в результате чего и формируются балтийские славяне.
Первые славянские государства
С VII в. на территориях, занятых славянами, возникают первые славянские государства. В 681 г. — Первое Болгарское царство, образовавшееся после прихода в славянское Подунавье кочевников-болгар, которые быстро смешались со славянами. В VIII—IX вв. образуется Великоморавское государство, появились первые сербские княжества и Хорватское государство.
В VI — начале VII вв. славяне значительно расширяют ареал своего расселения и на востоке Европы — от Карпатских гор на западе до Днепра и Дона на востоке и до озера Ильмень на севере. Здесь возникают мощные племенные союзы восточных славян — северяне, древляне, кривичи, вятичи, радимичи, поляне, дреговичи, полочане, ильменские словене и др. Эти союзы племен также фактически являлись государствами, в которых существовала обособившаяся от общества, но контролировавшаяся им княжеская власть. К IX в. восточнославянские племена, земли, княжения занимали огромные территории, превышавшие площадь многих государств Западной Европы.
И везде славяне ассимилировали другие народы. Вообще, способность славян быстро ассимилировать другие народы поражает! Иногда ассимиляция проходила в течение нескольких поколений! Вот всего лишь один, но очень характерный пример. В VII в. после распада в Приазовье Великой Болгарии орда тюрок-болгар хана Аспаруха переправилась через Дунай и захватила славянскую территорию от Дуная и Черного моря до Балканских гор. Изначально болгары-кочевники и славяне-земледельцы жили обособленно друг от друга, при этом болгары были господствующим слоем. Но уже на рубеже VIII — IX вв. болгары стали говорить на славянском языке, тюркские именования титулов болгарской знати заменяются славянскими. И когда в 864 г. Болгария официально принимает крещение, даже не встает вопрос о возможности богослужения на тюркском языке. Иначе говоря, к этому времени вся болгарская знать говорила по-славянски, а в целом тюрки-кочевники, дав славянам свое имя, полностью растворились в славянском населении. Примерно также обстояло дело и в Древнерусском государстве, на территории которого славяне ассимилировали господствующий слой русов и варягов.
***
Впрочем, в поиске славянской прародины еще очень много загадок. Ведь каждая из концепций, о которых только что было рассказано, имеет свои основания в источниках — археологических, письменных, лингвистических, антропологических. Следовательно, ни одна из этих концепций не может быть ни окончательно опровергнута, ни окончательно доказана. Наука до сих пор пребывает в поиске. Поэтому впереди еще множество открытий!