1 августа 1940 г. Эрих Маркс представил первый вариант плана войны против СССР. В основу этого варианта была положена идея быстротечной, молниеносной войны, в результате которой намечался выход германских войск на линию Ростов - Горький - Архангельск, а в дальнейшем - до Урала. Решающее значение отводилось захвату Москвы. Эрих Маркс исходил из того, что Москва - «сердце советского военно-политического и экономического могущества, ее захват приведет к прекращению советского сопротивления».
По этому плану предусматривалась нанесение двух ударов - севернее и южнее Полесья. Северный удар намечался как главный. Его предполагалось нанести между Брест-Литовском и Гумбиненом через Прибалтику и Белоруссию в направлении на Москву. Южный удар планировалось осуществить из юго-восточной части Польши в направлении на Киев. Кроме этих ударов, намечалась «частная операция по овладению районом Баку». На осуществление плана отводилось от 9 до 17 недель.
План Эриха Маркса был разыгран в штабе верховного главнокомандования под руководством генерала Паулюса. Эта проверка выявила серьезный недостаток представленного варианта: он игнорировал возможность сильных фланговых контрударов советских, войск с севера, и юга, способных сорвать продвижение основной группировки к Москве. Штаб верховного главнокомандования решил пересмотреть план.
В связи с сообщением Кейтеля о плохой инженерной подготовке плацдарма для нападения на СССР гитлеровское командование 9 августа 1940 г. издало приказ под названием «Ауфбау Ост». В нем намечались мероприятия по подготовке театра военных действий против СССР, ремонт и сооружение железных и шоссейных дорог мостов, казарм, госпиталей, аэродромов, складов и т. д. Все интенсивнее проводилась переброска войск. 6 сентября 1940 г. Йодль отдал распоряжение, в котором говорилось: «Приказываю увеличить численность оккупационных войск на востоке в течение следующих недель. По соображениям безопасности в России не должно создаваться впечатление, что Германия готовится к наступлению в восточном направлении».
5денабря 1940 г. на очередном секретном военном совещании был заслушан доклад Гальдера о плане «Отто», как первоначально был назван план войны против СССР, и о результатах штабных учений. В соответствии с итогами проведенных учений намечалось до взятия Москвы уничтожить фланговые группировки Красной Армии путем развития наступления на Киев и Ленинград. В таком виде план был утвержден. Сомнений в его реализации не возникало. Поддержанный всеми присутствующими, Гитлер заявил: «Следует ожидать, что русская армия при первом же ударе немецких войск потерпит еще большее поражение, чем армия Франции в 1940 г.»3. Гитлер требовал, чтобы в плане войны было предусмотрено полное уничтожение всех боеспособных сил на советской территории.
Участники совещания не сомневались, что война против СССР будет завершена быстро; указывался и CPOK~ недель. Поэтому зимним обмундированием намечалось обеспечить только пятую часть личного состава, гитлеровский генерал Гудериан признает в своих воспоминаниях, изданных п6сле войны: «В Верховном Командовании вооруженных сил и в главном командовании сухопутных сил так уверенно рассчитывали закончить кампанию к началу зимы, что в сухопутных войсках Зимнее обмундирование было предусмотрено только для каждого пятого солдата». Германские генералы пытались впоследствии переложить вину за неподготовленность войск зимней кампании на Гитлера. Но Гудериан не скрывает, что в этом был повинен и генералитет. Он пишет: «Я не могу согласиться с распространенным мнением, что только один Гитлер виноват в отсутствии зимнего обмундирования осенью 1941 г.»4.
Гитлер выражал не только свое мнение, но и мнение германских империалистов и генералитета, когда он со свойственной ему самоуверенностью говорил в кругу приближенных: «Я не сделаю такой ошибки, как Наполеон; когда я пойду на Москву, я выступлю достаточно рано, чтобы достичь ее до зимы».
На другой день после совещания, 6 декабря, Йодль поручил генералу Варлимонту составить директиву о войне против СССР на основе решений, принятых на совещаниях. Шесть дней спустя Варлимонт представил текст директивы за № 21 йодлю, который внес в него несколько исправлений, а 17 декабря ее вручили Гитлеру на подпись. На следующий день директива была утверждена под названием операция «Барбаросса».
При встрече с Гитлером в апреле 1941 г. германский посол, в Москве граф фон Шуленбург пытался высказать свои сомнения в реальности плана, войны против СССР. НО он добился лишь того, что навсегда попал в немилость.
Немецко-фашистский генералитет разработал и ввел в действие план войны против СССР, отвечавший самым разбойничьим вожделениям империалистов. Военные руководители Германии единогласно высказались за осуществление этого плана. Только после поражения Германии в войне против СССР битые фашистские полководцы для самореабилитации выдвинули фальшивую версию, будто бы они возражали против нападения на СССР, но Гитлер-де, несмотря на оказанное ему противодействие, все же развязал войну на Востоке. Так, например, западногерманский генерал Бтоментрит, в прошлом активный гитлеровец, пишет, что Рундштедт, Браухич, Гальдер отговаривали Гитлера от войны с Россией. «Но все это не принесло никаких результатов. Гитлер настаивал на своем. Твердой рукой он взялся за штурвал и повел Германию на скалы полного поражения». В действительности же не только «фюрер», но и весь германский генералитет верил в «блицкриг», в возможность быстрой победы над СССР.
В директиве №21 говорилось: «Немецкие вооруженные силы должны быть готовы к тому, чтобы еще до окончания войны с Англией победить путём быстротечной военной операции Советскую Россию» - основная идея плана войны определялась в директиве так: «Находящиеся в западной части России войсковые массы русской армии должны быть уничтожены в смелых операциях с глубоким продвижением танковых частей. Следует воспрепятствовать отступлению боеспос
31 января 1941 г. ставка главного командования сухопутных войск Германии издала «Директиву по сосредоточению войск», которая излагала общий замысел командования, определяла задачи групп армий , а также давала указания по дислокации штабов, разграничительными линиями, взаимодействию с флотом и авиацией и т. д. Эта директива, определяя «первое намерение» германской армии, ставила перед ней задачу «расколоть фронт главных сил русской армии, сосредоточенных в западной части России, быстрыми и глубокими ударами мощных подвижных группировок севернее и южнее Припятских болот и, используя этот прорыв, уничтожить разобщенные группировки вражеских войск».
Таким образом, намечались два основных направления для наступления германских войск: южнее и севернее Полесья. Севернее Полесья наносился главный удар двумя группами армий: «Центр» и «Север». Их задача была определена следующим образом: «Севернее Припятских болот наступает группа армий «Центр» под командованием генерал-фельдмаршала фон Бока. Введя в бой мощные танковые соединения, она осуществляет прорыв из района Варшава и Сувалки в направлении Смоленска; поворачивает затем танковые войска на север и уничтожает совместно с финской армией и подброшенными для этого из Норвегии немецкими войсками окончательно лишает противника последних оборонительных возможностей в северной части России. В результате этих операций будет обеспечена свобода маневра для выполнения последующих задач во взаимодействии с немецкими войсками, наступающими в южной части России.
В случае внезапного и полного разгрома русских сил на севере России поворот войск на север отпадает и может встать вопрос о немедленном ударе на Москву».
Южнее Полесья намечалось развернуть наступление силами группы армий «Юг». Ее задача определялась следующим образом: «Южнее Припятских болот группа армий «Юг» под командованием генерал-фельдмаршала Руцдштедта, используя стремительный удар мощных танковых соединений из района Люблина, отрезает советские войска, находящиеся в Галиции и Западной Украине, от их коммуникаций на Днепре, захватывает переправы через реку Днепр в районе Киева и южнее его обеспечивает, таким образом, свободу маневра для решения последующих задач во взаимодействии с войсками, действующими севернее, или же выполнение новых задач на юге России».
Важнейшая стратегическая цель плана «Барбаросса» заключалась в том, чтобы уничтожить основные силы Красной Армии, сосредоточенные в западной части Советского Союза, и захватить важные в военном и экономическом отношении районы. В дальнейшем немецкие войска на центральном направлении рассчитывали быстро выйти к Москве и овладеть ею, а на юге - занять Донецкий бассейн. В плане большое значение придавалось захвату Москвы, что должно было, по замыслу немецкого командования, принести Германии решающий политический, военный и экономический успех. Гитлеровское командование полагало, что его план войны против СССР будет осуществлен с немецкой точностью.
В январе 1941 г. каждая из трех групп армий получила предварительную задачу согласно директиве №21 и приказ провести военную игру, чтобы проверить предполагаемый ход боев и получить материал для детальной разработки оперативного плана.
В связи с намеченным нападением Германии на Югославию и Грецию начало военных действий против СССР было отложено на 4-5 недель. 3 апреля главное командование отдало приказ, в котором говорилось: «Время начало операции «Барбаросса» вследствие проведения операции на Балканах переносится, по меньшей мере, на 4 недели» ". 30 апреля верховное командование вооруженных сил Германии приняло предварительное решение напасть на СССР 22 июня 1941 г. Усиленная переброска германских войск к советской границе началась с февраля 1941г. Танковые и моторизированные дивизии подтягивались в последнюю очередь, чтобы не раскрыть преждевременного плана нападения.
17 июня 1941 года верховное командование вооружённых сил Германии отдало окончательный приказ, в котором указывалось, что осуществление плана «Барбаросса» должно начаться 22 июня. Ставка главнокомандования была перенесена на командный пункт «Вольфсшанце», оборудованный в Восточной Пруссии вблизи Растенбурга.
Задолго до нападения на СССР начальник гестапо Гиммлер по поручению германского правительства приступил к разработке генерального плана «Ост»- плана покорения огнем и мечом народов Восточной Европы, включая народы Советского Союза. Отправные установки этого плана были доложены Гитлеру еще 25 мая 1940 г. Гиммлер выражал уверенность, что в результате осуществления намеченных мероприятий будут целиком истреблены многие народы, в частности поляки, украинцы и т. д. Для полной ликвидации национальной культуры намечалось уничтожение всякого образования, кроме начального в особых школах. Программа этих школ, как предлагал Гиммлер, должна была включать: «простой счет, самое большее до 500; умение расписаться, внушение, что божественная заповедь заключается в том, чтобы повиноваться немцам, быть честным, старательным и послушным. Умение читать, - добавлял Гиммлер, - я считаю ненужным». Ознакомившись с этими предложениями, Гитлер всецело их одобрил и утвердил в качестве директивы.
Заблаговременно создавались специальные команды и «техника» для массового истребления мирных жителей. Германские вооруженные силы и власти на оккупированных территориях должны были руководствоваться при этом соответствующими наставлениями Гитлера, который поучал: «Мы обязаны истреблять население – это входит в нашу миссию охраны германского населения. Нам придётся развить технику истребления населения… Если я посылаю цвет германской нации в пекло войны, без малейшего жалости проливая драгоценную немецкую кровь, то, без сомнения, я имею право уничтожить миллионы людей низшей расы, которые размножаются, как черви».