(1801—1872)
Чего только не собирают люди! Марки, книги, картины, открытки, цветы. А вот создатель знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимир Иванович Даль собирал слова. Ради них он исколесил почти всю Россию, посвятил этому делу десятки лет своей жизни.
Все началось случайно. Морозным мартовским днем 1819 г. ехал он из Петербурга в Москву. По серому насту бежали сани. Гудел ветер, мел снег. В санях—двое: ямщик, закутанный в тулуп, и юный мичман Даль. Он жмется от холода и дует на руки. Вдруг ямщик тычет кнутовищем в небо и, утешая, басит: — Замолаживает... Мичман вынул из кармана записную книжку и записал: «Замолаживать — иначе — пасмурнеть — в Новгородской губернии значит заволакиваться тучками, говоря о небе, клониться к ненастью». С этого слова и начался его «Толковый словарь». .. .
Владимир Иванович Даль родился в городе Луганске, в семье врача. В 17 лет окончил морской кадетский корпус, а затем — медицинский факультет в университете в Дерпте (Тарту). За свою жизнь он переменил много профессий: был морским офицером, армейским хирургом, крупным чиновником, но всю жизнь оставался верен своему призванию писателя. Его воодушевляла глубокая любовь к России и русскому народу и в особенности к русскому слову.
Пристально изучая различные говоры и оттенки речи, Владимир Д
Очень помогло Далю знание многих профессий, ремесел. Например, очень простой вещи — веслу он отыскал следующие необычные названия: потесь, бабайка, слопец, лопастина, навесь, гребок, стерно. Все это он услышал во время службы на флоте. Многие статьи в «Толковом словаре» Даля представляют собой целый увлекательный рассказ. Люди читают его как увлекательную повесть, ведь это величайшая сокровищница нашего языка, хранилище народной мудрости, своеобразная энциклопедия жизни русского народа.
Другая любимая читателями книга Владимира Даля — «Пословицы русского народа». Это уникальный сборник, который содержит более 30 тыс. пословиц.
Его сказки и повести были высоко оценены в свое время русской критикой. Известно, что свою первую книгу — «Русские сказки», подписанную псевдонимом Казак Луганский, Даль принес на суд А. С. Пушкину. С Пушкиным затем встречался он в Оренбургском крае. У смертного ложа великого поэта Даль был до его последнего часа. Даля знала вся читающая Россия. Благожелательно отзывался о нем Н. В. Гоголь. «Все у него правда», — писал он о Дале.