(1865—1936)
В 1879 г. четырнадцатилетний Александр Глазунов познакомился с известным музыкантом, главой «Могучей кучки» (творческого содружества группы русских композиторов) М. А. Балакиревым. Балакиреву понравилась сочиненная мальчиком музыка.
Как потом вспоминал Глазунов, маститый композитор посоветовал ему «изучать классиков». Прошло немного времени, и Глазунов начал заниматься музыкой под руководством Н. А. Римского-Корсакова. 17 марта 1882 г. состоялась премьера его Первой симфонии.
Публика с восторгом встретила произведение молодого композитора. Римский-Корсаков назвал симфонию праздником молодой русской школы. Среди восьми симфоний, созданных Глазуновым, выделяется Пятая, ее музыка пронизана радостью жизни, праздничностью. Но есть у Глазунова и страницы, полные драматизма, как, например, первая часть Шестой симфонии. А в музыке Восьмой симфонии звучит ощущение тревоги, предчувствие надвигающихся перемен.
В своих сочинениях композитор продолжает традиции Римского-Корсакова, А. П. Бородина, П. И. Чайковского, с которыми Глазунова связывали дружеские отношения. Глазунов писал и танцевальную музыку, у него много прекрасных вальсов. Большой вклад внес композитор в развитие русского балета. Им созданы три балета — «Раймонда», «Барышняслужанка», «Времена года». Здесь он выступает как продолжатель Чайковского, вслед за которым так строит балет, что музыка в нем — не просто
В «Раймонде» блистали многие прославленные мастера русского балета. Те, кто любит классическую музыку, высоко ценят и другие сочинения композитора. Проникнутая стихией народного бунта симфоническая поэма «Стенька Разин», сюита из «Из средних веков», музыкальные картины «Кремль», «Весна», «Лес», обработка русской народной песни «Эй, ухнем!» для хора и оркестра, 4-й и 5-й квартеты, музыка к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад».
Покоряют слушателей и выразительные лирико-патетические образы Первого концерта для скрипки с оркестром. Вместе с Римским-Корсаковым Глазунов завершил оперу А. П. Бородина «Князь Игорь», записал по памяти две части его неоконченной Третьей симфонии, участвовал в редактировании произведений М. И. Глинки.
На родине и за рубежом Глазунов с успехом выступал как дирижер. В 1907 г. ему присуждают почетное звание доктора музыки Кембриджского и Оксфордского университетов.
С 1905 по 1928 г. Глазунов возглавлял Петербургскую консерваторию. Он немало сделал для развития отечественной музыкальной культуры. Его поразительный музыкальный слух безошибочно улавливал талант молодых дарований, и о судьбе таких учеников он проявлял особую заботу. Среди них был и Д. Д. Шостакович. Глазунов предсказал ему славное будущее, назвав «одной из лучших надежд нашего искусства».