(1806—1858)
При имени этого русского художника мы сразу же вспоминаем его главную картину, которую он рисовал в течение двадцати лет, — «Явление Христа народу».
В Третьяковской галерее в большом и светлом зале висит это грандиозное полотно, рядом расположены многочисленные этюды, эскизы — все, что обычно называется подготовительным материалом к картине. Но эти этюды имеют самостоятельную художественную ценность. Они скорее представляют собой законченные портреты людей разных сословий и возрастов. Иванов показывает нам человека в радости, в сомнении, в силе и доверчивости молодости, в мудрости преклонных лет, в слепоте фанатизма.
Александр Иванов был сыном профессора Петербургской академии художеств Андрея Ивановича Иванова. У отца он прошел основательную подготовку по рисованию еще до поступления в академию, учеником которой стал в одиннадцать лет. Упорным трудом ему удавалось заслужить хорошие отметки и медали.
Первой самостоятельной живописной работой Иванова стала картина на тему поэмы Гомера «Илиада» — «Приам, испрашивающий у Ахилла тело Гектора». В 18 лет Иванов создал произведение в стиле русского классицизма, но такого зрелого мастерства, которое заставило говорить о появлении в живописи соперника блестящего Карла Брюллова.
После окончания академии Иванов уехал в Италию и поселился в Риме, где прожил 27 лет. Картина А. А. Иванова «Явление Христа народу» — один из шедевров русского и мирового искусства. 1837—1857. Для своей главной картины Ива
Картина Иванова монументальна не только своими размерами, но и глубиной идеи. Художник мучительно и долго продвигался к раскрытию замысла — для этого появлялись его гениальные этюды, эскизы, пейзажи. И вот наконец многолетняя работа над картиной завершена. Иванов возвращается на Родину. «Явление Христа народу» с подготовительными этюдами выставляются в залах академии. Все хотят видеть легендарное полотно, но оценки зрителей не однозначны, признания нет. Сам художник остро чувствует одиночество. Привыкший строго оценивать свою работу, он считает картину незавершенной.
Через полтора месяца после возвращения Иванов скончался. Как это часто бывает, после смерти к художнику пришло запоздалое, но глубокое признание. Отныне имя его навсегда останется в истории русского искусства, его влияние на последующие поколения мастеров неоспоримо. Прав был И. Н. Крамской, сказав: «Историческая заслуга Иванова та, что он сделал для всех нас, русских художников, огромную просеку в непроходимых до того дебрях и именно в том направлении, в котором была нужна большая столбовая дорога...»