Основоположник сыскного дела в России. Архаров начал службу шестнадцати лет нижним чином в Преображенском полку, в офицеры произведен в 1761 г. В несчастный для России 1771 г., когда в Москве свирепствовала моровая язва, Архаров был послан туда под начальство графа Григория Орлова. За энергичную и распорядительную деятельность, что видно из отзывов о нем графа Орлова, императрица Екатерина II пожаловала его чином полковника и назначила московским обер-полицей-мейстером. Архаров пользовался особым доверием императрицы и в 1774 г. занимался розыском по делу о Пугачевском бунте, а в 1775 г., во время торжества в Москве по поводу заключения Кучук-Кай-нарджийского мира, был произведен в бригадиры.
Деятельность Архарова как московского обер-полицеймейстера долго жила в памяти москвичей. Обладая большой проницательностью, Архаров при помощи полицеймейстера Шварца, — одно имя которого держало в страхе Москву, — знал до мельчайших подробностей все, что делается в первопрестольной; с изумительной быстротой отыскивались всевозможные пропажи; Архаров умел читать на лицах людей и нередко, взглянув на подозреваемого, решал его правоту или виновность. Приемы, которыми пользовался Архаров для открытия самых сложных преступлений, нередко отличались удивительной оригинальностью и породили многочисленные анекдоты о нем. Сартин, знаменитый парижский полицеймейстер Лю
довика XV, писал Архарову, что, “уведомляясь о некоторых его действиях, не могут довольно надивиться ему”. Архаров не раз награждался за свою службу и за-. кончил ее кавалером всех российских орденов. В 1777 г. он произведен в генерал-майоры, в 1782-м назначен губернатором Москвы, в 1783-м — генерал-поручиком, в 1784-м исполнял должность генерал-губернатора Новгородского и Тверского наместничеств, нося в то же время звание директора водяной коммуникации. В 1788—89 гг., во время шведской войны, Архаров, желая изыскать средства для защиты открытой русской границы со стороны Финляндии, предложил набирать мелкопоместных дворян управляемых им Тверского и Новгородского наместничеств, что особым указом правительства приведено в исполнение; за эту услугу Архаров был награжден в 1790 г. Владимирской лентой. 9 ноября 1796 г. Архаров произведен в генералы от инфантерии, причем Павел I снял с себя Андреевскую ленту и, возложив ее на Архарова, велел быть вторым, после наследника престола, генерал-губернатором Петербурга. В день коронования Павла I (5 апреля 1797 г.) Архарову было пожаловано 2000 душ, а вслед за тем неожиданно повелено отправиться в свои тамбовские имения и пребывать там безвыездно. Три года в своем богатом Рассказове Архаров со своим братом делил изгнание, когда в 1800 г., незадолго до кончины императора, получил дозволение поселиться в Москве, где долго еще очаровывал москвичей своим широким радушием и гостеприимством.