Заслуженный мастер спорта, трехкратный олимпийский чемпион, многократный чемпион мира
Родился 5 мая 1941 года в Москве. Отец, Рагулин Павел Николаевич (1907-1991), - архитектор. Мать, Рагулина Софья Викторовна (1904-1990), - архитектор, дочь Глушкова Виктора Григорьевича (1883-1937), гидролога, члена-корреспондента Академии наук СССР, академика ВАСХНИЛ, участника подготовки плана ГОЭЛРО. Братья - Рагулин Анатолий Павлович (1941г.рожд.), - инструктор по спорту, вел занятия в отряде космонавтов, мастер спорта, Заслуженный тренер СССР. Рагулин Михаил Павлович (1941г.рожд.) - тренер по флорболу, мастер спорта. Супруга - Рагулина Ольга Юрьевна (1949г.рожд.), работает в Ассоциации ветеранов хоккея России. Сын, Рагулин Антон Александрович (1969г.рожд.), - предприниматель. Внучки - Рагулина Виктория Антоновна (1997г.рожд.) и Рагулина Екатерина Антоновна (2000г.рожд.).
За полтора месяца до начала Великой Отечественной войны у одной москвички родилось трое близнецов. Их назвали Толей, Сашей и Мишей. Началась война. Софья Викторовна - так звали ту женщину - уехала с детьми в эвакуацию в Кемерово. Однажды, уложив сыновей в самодельные санки, она вышла на улицу. Мимо проходил мужчина.
- Извините, я вас, кажется, узнала, -обратилась к нему москвичка. -Вы Леонид Осипович Утесов?
- Да, это я. Приехал на концерты со своим оркестром.
- Познакомьтесь: мои близнецы. Как вы их находите? Не очень они худые?
- Не волнуйтесь. Вырастут - здоровяками будут, - ответил Утесов. - Ведь я тоже двойняшка, сестра у меня есть!
Великий мастер советской эстрады не ошибся - близнецы действительно стали здоровяками. Их знал весь хоккейный мир - братья Рагулины! Особенно преуспел Александр - трехкратный олимпийский чемпион, 10-кратный чемпион мира, 9-кратный чемпион Европы, 9-кратный чемпион СССР!
Александру, ученику 51-й школы Фрунзенского района Москвы, прочили, как и его братьям, большое будущее, но не на ледовой площадке, хотя близнецы успешно играли за школьную команду (во Фрунзенском районе хорошо знали хоккеистов МТС, как называли Мишу, Толю и Сашу Рагулиных), - они успешно занимались в районной музыкальной школе: Саша по классу контрабаса, Толя - фортепиано, Миша - виолончели. Очевидцы рассказывают, что в то время как-то не верилось, что Рагулины станут преуспевать на ледовой площадке больше, чем на сцене.
Из объятий муз Александра Рагулина, как и его двух братьев-близнецов (им всем предрекали успехи не только в музыке, но и в живописи), увел Николай Семенович Эпштейн в мир хоккея. Анатолий, родившийся на 15 минут раньше всех, стал вратарем, Александр - защитником, Михаил, самый младший, - нападающим.
Тогда в команде "Химик", куда попали Рагулины, не в чести была пословица "Сила есть - ума не надо". Соответственно в Воскресенске молодых и обучали. Так Саша к богатырской от природы стати добавил и отличное владение техникой, и пристрастие к и
Мягкость и выверенность передач, мощный и точный бросок - все это быстро выделило Александра Рагулина, которого в 1962 году почти одновременно пригласили в ЦСКА и включили в сборную СССР (два его брата поступили в армейский клуб годом позже) не только среди защитников, но и среди нападающих. Так, например, на чемпионате мира и Европы 1966 года, состоявшемся в Любляне, этот хоккеист по системе "гол+пас" обошел (4+2) знаменитого нападающего Анатолия Фирсова (3+2), а по заброшенным шайбам - даже самого Бориса Майорова, на счету которого оказалось три точных попадания. На том турнире Рагулина назвали лучшим защитником планеты.
Как ни наседали соперники сборной СССР на чемпионатах мира и Европы, на Олимпийских играх, миновать Александра Рагулина не могли. А каждое столкновение с ним кончалось одним и тем же - атака захлебывалась!
Обладая мощным телосложением, Палыч (или Сан Палыч), как его всегда, несмотря на юный возраст, называли в ЦСКА и сборной СССР, не строил свою игру лишь на силовом единоборстве и выполнении чисто разрушительных функций. Отличное видение площадки, отточенная техника, невозмутимость и рассудительность позволяли Рагулину быть истинным конструктором игры. Овладев шайбой, он моментально тончайшим пасом направлял партнеров в атаку.
Быть может, Рагулин не был на льду так азартен, как, скажем, Эдуард Иванов, а раньше Николай Сологубов, но ни у кого из защитников в ту пору не было рагулинского тонкого расчета, сочетавшегося с необыкновенным хладнокровием.
Александр Рагулин не был грубияном. Напротив, от него всегда исходила доброжелательность. Он давал отпор хоккейным хулиганам по-своему: сжимал где-нибудь в углу площадки у борта раз-другой в своих объятиях, но так, что у грубияна, исподтишка ударившего грозного защитника, начинали потрескивать косточки внутри хоккейных доспехов.
Во многих странах мира зрители, едва прослышав о приезде сборной СССР (в наши дни Рагулин во главе команды ветеранов часто оказывается за рубежом .включая далекую, казалось бы, от хоккея ЮАР), специально шли посмотреть на Александра Павловича.
Если в команде ЦСКА иногда возникали внутренние конфликты, то стороны шли за их разрешением к Палычу. Тренеры, когда им нужно было определить меру наказания для провинившихся, обращались к тому же Палычу. Он всегда был своеобразной последней инстанцией, этот офицер, некогда, как и два брата-близнеца, закончивший Московский областной педагогический институт.
Оставив лед, Рагулин стал тренером в детско-юношеской школе ЦСКА. Кстати, его появление в свое время в ЦСКА пошло на пользу всем: самому хоккеисту, армейскому клубу и сборной СССР. Рагулин работал тренером в новосибирском СКА. А сегодня он "рулит" всеми ветеранами отечественного хоккея.
Александр Павлович Рагулин награжден орденом Трудового Красного Знамени, двумя орденами "Знак Почета", орденом Почета.