РефератыИсторияРуРусский флот в XVIII в.

Русский флот в XVIII в.

РЕФЕРАТ


по курсу «Военная история»


по теме: «Русские флот в XVIII в.»


1. Создание регулярного военно-морского флота


Вместе с созданием регулярной армии под непосредственным руководством Петра I шел процесс строительства русского военно-морского флота.


Боевые корабли отечественной постройки появились в России только во второй половине XVII в. В 1668 г. в с. Дединово на р. Ока был построен первый русский военный корабль «Орёл», имевший на вооружении 22 орудия. Однако военное судостроение в России стало развиваться после того, как Петром I были созданы первые верфи на Переславском озере (1688–1693 гг.). Если маневры 1691 г. были посвящены обеспечению совместных действий пехоты и конницы, то маневры 1692 г. – действиям пехоты на судах. Нехватка судов заставила Петра заняться созданием своего флота в Архангельске. Это было сделано в течение 1693 и 1694 гг. Часть судов была заложена на архангельских верфях, одно судно заказано в Голландии.


Начало создания регулярного русского ВМФ относится к концу XVII в., когда по указу Петра I в целях борьбы за выход к Азовскому и Чёрному морям в 1695–1696 гг. на р. Воронеж был построен Азовский флот. С этого времени в России начался период парусного флота. Корабли строились большего водоизмещения и с более развитым парусным оснащением, чем раньше. Вначале пушки (не более 5–6) устанавливались только в носовой и кормовой частях, затем их число увеличилось.


Боевое крещение русский ВМФ принял в 1696 г. во втором Азовском походе. В нём участвовали 2 линейных корабля, 23 галеры, 4 брандера и до 1300 стругов. Эта флотилия предназначалась для действий против Азова с моря. После взятия Азова Пётр I на Боярской думе поставил вопрос о строительстве постоянного флота. 20(30) октября 1696 г., заслушав доклад царя, Дума постановила: «Морским судам быть». Этот день принято считать днём рождения русского регулярного ВМФ.


В результате взятия Азова Россия получила выход к морю. Однако сам по себе Азов не мог стать базой для строительства новых морских судов. Было решено поставить в 1698 г. новую Троицкую крепость у Таганрога и приступить к сооружению большого флота. В 1702 г. на Таганрогском полуострове было сооружено еще три крепости: Семеновская, Павловская и Черепахинская.


В целях мобилизации средств было организовано 62 кумпанства. Кроме того, адмиралтейство обеспечивало постройку 26 кораблей, 6 галер (бомбардирское судно) и 60 бригантин. 80 кораблей строились в Воронеже, остальные корабли — в Казани. Весной 1699 г. часть этого флота была готова и переправлена по Дону в Таганрог. Появление русского флота в Азовском море заставило турок ускорить заключение мира с Россией.


Преобразуя армию, правительство должно было также решить вопрос создания сильного флота. Начало этому флоту было положено на Белом и Азовском морях. К концу Северной войны азовский флот имел 72 парусных и 185 гребных судов. Обстановка требовала создания на Балтике такого флота, который был бы способен вести борьбу с сильным шведским флотом.


Опыт строительства и боевого применения Азовского флота был использован Петром I при создании Балтийского флота в ходе Северной войны 1700–1721 гг.


В 1702–1703 гг., овладев шведскими крепостями Нотебург (Шлиссельбург) и Ниеншанц, русские утвердились на р. Нева и вышли к Финскому заливу. На о. Яни-Сари (Заячий) были заложены Петропавловская крепость и Санкт-Петербург – новая столица будущей Российской империи [16(27) мая 1703 г.]. Для защиты города с моря в восточной части Финского залива близ о. Котлин в 1703 г. был построен форт Кроншлот — «Коронный замок» (с 1723 г. Кронштадт), где была установлена 60-орудийная батарея, положивший начало строительству морской крепости.


После утверждения на берегах Балтики Петр приступил к созданию Балтийского флота. Гребной (галерный), а позже и парусный флот строился на Адмиралтейской (Санкт-Петербург), Воронежской, Казанской, Пеоеславской, Архангельской, Олонецкой, Астраханской и других верфях (всего 24).


В течение трех лет было построено 6 фрегатов, 4 шнявы, 4 галеры, 24 скампавеи (полугалеры), 10 шхун, 44 бригантины и другие суда[1]
. Этот флот в октябре 1704 г. сошел в Неву.


Оборона Санкт-Петербурга с моря и суши в 1705 г., когда шведы попытались захватить и уничтожить его, успешно осуществлена молодым русским ВМФ, тесно взаимодействовавшим с сухопутными войсками и крепостной артиллерией. В 1703–1724 гг. главной базой Балтийского флота являлся Санкт-Петербург, с 1724 г. – Кронштадт. Кроме того, в ходе Северной войны ВМБ русского флота была создана в Выборге, а во время ведения боевых действий в Финляндии – в Гельсингфорсе (Хельсинки) и Або.


К 1710 г. Балтийский флот имел уже 12 линейных кораблей, 8 фрегатов, 6 шняв, 6 брандеров, 8 галер, 20 бригантин и большое число мелких судов. К 1714 г. во флоте насчитывалось 17 линейных кораблей, 4 фрегата, 5 шняв и 288 галер и скампавей (полугалер), 3 бомбардирских судна и 68 легких парусных судов. К концу Северной войны русский Балтийский флот был самым сильным в Прибалтике.


В 1722 г. он уже насчитывал 130 парусных (в т. ч. 32 линейных и 5 бомбардирских кораблей, 16 фрегатов, 3 шнявы и 77 вспомогательных судов) и до 350 гребных (в т. ч. 253 галеры и скампавеи, 143 бригантины) кораблей.


Организационно Балтийский флот состоял из 1–3 эскадр непостоянного состава. Каждая из них делилась на 3 части: авангард, центр (главные силы) и арьергард. Во главе эскадры стоял адмирал, который одновременно возглавлял и центр. Авангардом командовал вице-адмирал, арьергардом – шаутбенахт (контр-адмирал). Гребные корабли объединялись в самостоятельный флот, состоявший из судов различных типов и назначения. Кроме того, в состав флота по мере необходимости входил десантный корпус из нескольких тысяч человек. Еще с 1704 г. Пётр I стал создавать «полки морских солдат», положив, таким образом, начало морской пехоте.


В конце Северной войны стал создаваться также Каспийский флот, в составе которого в 1725 г. было: 4 шнявы, 137 мелких парусных судов и 19 гребных судов.


Командный состав русского ВМФ комплектовался офицерами из дворян и частично путём найма на службу иностранцев. Матросами флот укомплектовывался из общих и специальных рекрутских наборов. Младший командный состав готовили адмиралтейские школы. Командный состав флота и кораблестроители проходили подготовку в Школе математических и навигацких наук (основана в 1701 г. в Москве), адмиралтейских школах Воронежа, Санкт-Петербурга, Ревеля (Таллин) и Кроншлота, а с 1715 г. – в Морской академии и Гардемаринской роте. Практиковалась также посылка дворян на учёбу на иностранные флоты и судоверфи. Рядовой состав обучался непосредственно на кораблях. Штатная численность личного состава ВМФ изменялась почти ежегодно, что обусловливалось его быстрым развитием и количеств, ростом.


Для обучения и воспитания личного состава флота Петром I был подготовлен ряд инструкций и уставов. Наиболее значительными ив них были: «Инструкция и артикулы военные Российскому флоту» – 1710 г. и «Морской устав» – 1720 г.


Останавливаясь на роли флота, Петр I писал: «Только тот потентат обе руки имеет, который и войско сухопутное и флот имеет».


Строительством кораблей, их вооружением, снаряжением и материальным обеспечением, а также строительством портов и верфей ведал сначала Владимирский, а с 1700 г. Адмиралтейский приказ. Комплектование флота личным составом, служба на котором являлась пожизненной, до 1718 г. осуществляла Воинского морского флота канцелярия. В 1718 г. создана Адмиралтейств-коллегия, ставшая высшим органом управления ВМФ.


Всего при Петре I (до 1725 г.) построено 58 линейных кораблей, 30 фрегатов, 119 других парусных и около 440 гребных судов.


В связи с тем, что преемники Петра I не уделяли должного внимания флоту, он с конца 20-х гг. XVIII в. стал приходить в упадок.


2. Развитие русского флота и военно-морского искусства во второй половине
XVIII
в.

p>

Восстановление боевой мощи русского ВМФ началось с 40-х гг. при императрице Елизавете Петровне. Во второй половине XVIII в., создав сильный ВМФ, Россия развернула борьбу за выход в Чёрное море. Неотложное решение этой важнейшей военно-политической задачи диктовалось насущной необходимостью дальнейшего экономического развития Русского государства. Она была успешно решена в период правления Екатерины II в ходе русско-турецких войн 1768–1774 и 1787–1791 гг. Значительный вклад в их победоносный для России исход внёс ВМФ.


В целях стратегического взаимодействия с русской армией, действовавшей на берегах Днестра, впервые с Балтийского моря на другие ТВД были направлены русские эскадры. В ходе 1-й экспедиции эскадра адмирала Г.А. Спиридова разгромила турецкий флот в Чесменском сражении 1770 г. и завоевала господство в Эгейском море, чем способствовала успеху русских войск на главном ТВД. В 1771 г. после выхода русской армии на р. Дунай и к Азову созданы Дунайская военная флотилия и Азовская военная флотилия. В 1778 г. основан первый на Чёрном море русский военный порт – Херсон. В мае 1783 г. русская эскадра (вице-адмирал Ф.А. Клокачёв), состоявшая из кораблей Азовской и Днепровской военных флотилий, вошла в Ахтиарскую бухту, положив начало созданию Черноморского флота. В том же году заложена первая ВМБ русского ВМФ на Чёрном море – Севастополь, а на верфи в Херсоне спущен на воду первый линейный корабль. В 1787 г. Черноморский флот уже насчитывал 5 линейных кораблей, 19 фрегатов и несколько десятков других кораблей. В 1788 г. основана верфь в Николаеве.


В русско-турецкой войне 1787–1791 гг. Черноморский флот одержал блестящие победы у Фидониси, в Керченском сражении 1790 г., у косы Тендpa и мыса Калиакрия. Особенно отличился в этих сражениях адмирал Ф.Ф. Ушаков. Немало славных побед русские моряки, возглавляемые адмиралами С.К. Грейгом, В.Я. Чичаговым и другими, одержали во время русско-шведской войны 1788–1790 гг. и на Балтике (Гогландское сражение 1788 г., Роченсальмское сражение 1789 г., Эландский бой 1789 г., Выборгское сражение 1790 г., Ревельский бой 1790 г., Красногорское сражение 1790 г.).


Во второй половине XVIII в. совершенствуется система управления ВМФ. Так, в третьей четверти ХVIII в. в России имелось уже несколько адмиралтейств. В Петербурге — Главное и Новое адмиралтейства, а также имелись адмиралтейства о. Галерный и Гребного порта. Кроме того, два адмиралтейства находились в Кронштадте: доковое и новое. Строительство Черноморского флота потребовало создания органа управления этим флотом. С этой целью было образовано Черноморское адмиралтейское управление, которое подчинялось непосредственно Г.А. Потемкину. В ведении Черноморского адмиралтейства состояли Черноморский флот, Донская и Днепровская флотилии и адмиралтейства – Лазаревское (в Севастополе) и Николаевское.


Передовой характер русского военно-морского искусства эпохи парусного флота особенно ярко проявился в конце XVIII в., когда русские моряки применили новую, манёвренную тактику, принципиально отличавшуюся от принятой в то время линейной тактики парусного флота, в основе которой лежало искусное сочетание прицельного артиллерийского огня и манёвра. Основоположником ее по праву считается Ф.Ф. Ушаков, впервые в боевой практике успешно применивший новую тактику во время русско-турецкой войны 1787–1791 гг., а затем в ходе Средиземноморского похода 1798–1800 гг. Её отличием от линейной тактики являлись более высокая активность, решительность и целеустремлённость действий, стремление атаковать противника с ходу, разгромить его и завершить уничтожение неотступным преследованием. Основными ее положениями стали применение единых походно-боевых порядков (в результате эскадра не тратила время на перестроение и могла сразу после обнаружения противника вступать в бой), быстрое сближение с противником на короткую дистанцию без перестроения боевого порядка.


Вместо равномерного распределения сил по всей линии баталии новый способ действий предполагал не одновременную атаку всей линии неприятельского флота, а сосредоточение основных сил против какой-то его части (в зависимости от обстановки это могли быть авангард, арьергард или главные силы). На первом этапе боя (сражения) предусматривалось нанесение сильных огневых ударов по флагманским кораблям противника (с целью их повреждения, уничтожения или захвата, а также нарушения управления вражеской эскадрой), применение решительных форм манёвра в виде охвата головы его кильватерной колонны, рассечения её строя, окружения отдельных частей неприятельской эскадры. Важное значение придавалось выделению тактического резерва (эскадры кайзер-флага) для развития успеха на главных направлениях, в состав которого обычно назначались наиболее быстроходные и хорошо вооруженные корабли. Морской бой вёлся, как правило, на коротких дистанциях, что придавало ему более решительный характер. Наиболее эффективным считалось использование корабельной артиллерии с предельно коротких дистанций (не более 0,5 кабельтова[2]
). Корабли, не участвовавшие в атаке противника, должны были сковать его главные силы и не позволить им прийти на помощь той части неприятельского флота, которая подверглась удару. На ход и исход боя (сражения) существенное влияние оказывало правильное использование резерва, который, как правило, вводился в решающий момент. Большой вклад в утверждение и развитие манёвренной тактики парусного флота наряду с Ушаковым внесли также адмиралы Г.А. Спиридов и Д.Н. Сенявин.


Ушаков также придавал большое значение морской и огневой выучке личного состава. Он был сторонником суворовских принципов воспитания подчинённых, противником муштры и бессмысленных увлечений парадами, следовал принципу: обучать тому, что нужно на войне. Лучшей школой для моряков считал плавания в условиях, приближенных к боевой действительности. Воспитывал в матросах патриотизм, чувство товарищества и взаимной выручки в бою. Был справедливым, заботливым и требовательным к подчинённым, за что заслужил их любовь и уважение к себе.


Русский ВМФ во второй половине XVIII в. по числу боевых кораблей вышел на 3-е место в мире (после Великобритании и Франции). Он состоял из Балтийского и Черноморского флотов, Каспийской, Беломорской и Охотской военных флотилий. Балтийский флот насчитывал в своём составе 31 линейный корабль, 16 фрегатов и свыше 270 других кораблей (1788 г.); Черноморский флот – 16 линейных кораблей, 18 фрегатов и около 80 других кораблей (1790 г.).


Литература


1. Павлов С.В. История Отечества. М., 2006.


2. Панков Г.В. История Отечества. М., 2005.


3. Михалков К.В. Военная история. СПб., 2007.


4. Богданов С.К. Военная история России. М., 2007.


[1]
Линейный корабль
– 3-мачтовый парусный корабль водоизмещением до 5 тыс. т с мощным артиллерйским вооружением (80–130 пушек) для ведения морского боя в кильватерной колонне (линии баталии, отсюда и название). Фрегат
– 3-мачтовый парусный корабль с мощным артиллерийским вооружением (до 60 пушек) для действий на морских коммуникациях. Шнява
– 2-мачтовое парусное судно водоизмещением до 150 т и вооружением до 14–18 пушек, предназначенное для разведывательной и посыльной служб. Брандер
– судно, наполненное горючими или взрывчатыми веществами и предназначенное для сожжения вражеских кораблей. Галера
– боевое гребное судно с одним рядом весел; в качестве дополнительного движителя имела паруса. На борт имела до 32 весел, экипаж с воинами до 450 человек. Скампавея (полугалера)
– малое галерное судно русского галерного флота. Предназначалось для перевозки войск, высадки и огневой поддержки десанта, разведки и охранения при действиях в шхерах. Шхуна
– парусное посыльное судно, вооруженное до 16 пушек. Бригантина
– 2-мачтовое парусное судно для разведывательной и посыльной служб, имела 6–8 орудий малого калибра. Шмак – н
ебольшое палубное парусное судно, применявшееся в качестве военных транспортов. Прам
– плоскодонное парусное судно, применявшееся в XVIII в. для защиты Кронштадта с моря.


[2]
Кабельтов (от голландского kabeltouw) – внесистемная единица длины, применяемая в морской практике. 1 кабельтов равен 0,1 морской мили – 185,2 м.

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название реферата: Русский флот в XVIII в.

Слов:2280
Символов:16786
Размер:32.79 Кб.