Содержание:
1. Введение.
2. Святители ”Смутного времени”.
3. Пострадавшие иноки и монастыри.
4. Прп. Галактион Вологодский.
5. Предсказания и мученическая кончина старца.
6. Почитание преподобного и канонизация.
7. Литература.
1. Говоря о подвиге святости на Руси следует отметить, почти каждый период церковной истории имеет святых прославившими его. Таковым было и время, когда Русская земля переживала период смуты, когда вихрем разрушалось все былое: связи, представления и сложившиеся порядки. Законного государя не было; один за другим являлись самозванцы - ставленники иезуитов, которые готовы были духовно поработить Русь и в духовном отношении переподчинить ее Риму. Поляки и литовцы бродили шайками по Руси и производили насилия и грабежи. Смутное время сеяло ужасы в сердца людей, но несмотря на это православное духовенство было воодушевлено на подвиги. Их живая вера в простоте сердца была противопоставлена лукавому умыслу западного рационализма. Исконно русский дух отвергал чуждый западный.
2. В нелегкое Смутное время к таковым, принадлежит при. Галактион, старец Вологодский и многие другие мученики. На их долю выпало безвластие и неустроенность. В данном реферате вначале, упомянем многих мучеников сего периода.
Это были: патр. Гермоген, заключенный в Чудов монастырь, где “немилостивии приставники изменничьи замориша его гладом”[Тол.,с.502]; “Псковский епископ Геннадий, видя измену большей части псковитян... умер от горести (24 августа 1609 г.). Суздальский архиепископ Галактион был изгнан тушинцами из своего кафедрального города (1608) и скончался в изгнании”[Мак.,гл.1;5]; митр. Исидор Новгодский, претерпевший множество притеснений; свт. Иосиф Коломенский, сопротивлявшийся первому самозванцу, схваченный воинами второго; Сергий архиеп. Смоленский , в узах отправленный в Польшу.
“Тверского архиепископа Феоктиста, того самого, который прежде так удачно прогнал от Твери крамольников, теперь схватили (1608) и отправили в Тушино, где он перенес многие муки, ...его убили на дороге к Москве (в марте 1610 г.); ...тело его найдено впоследствии правоверными израненное оружием и искусанное плотоядными животными”[Мак.,гл.1;5]. Авраамий Палицын пишет: “Тверскаго архиеп. Феоктиста обезчестивше по многих муках... смерти предаша. Такоже и Суздальский архиеп. Галактион (за непризнание 2-го Лжедимитрия) во изгнании скончался. Коломенского епископа Иосифа литовские люди под предводительством пана Лисовского взяли в плен по разорении Коломны (1608), влачили при своем отряде и привязывали к пушке, “под грады водяше, и сим страшаше многих”[Тол.,с.483-485,501]. “К счастью, царские воеводы скоро отбили у злодеев несчастного епископа и привели в Москву, откуда он и возвратился на свою епархию и по-прежнему ревностно старался удерживать народ от измены государю”[Мак.,гл.1;5].
“Когда один из отрядов Сапеги вместе с переяславскими изменниками приблизился к Ростову (11 октября 1608 г.) и жители города бежали в Ярославль, Ростовский митрополит Филарет Никитич с немногими усердными воинами и гражданами заключился в соборной церкви, и, готовясь к смерти, причастился сам Святых Тайн, и велел священникам исповедать и причастить всех прочих... началась резня; ...его схватили, ...и босого, в одной свитке, повели в Тушино, подвергая его на пути разным поруганиям”[Мак.,гл.1;5].
3. На Церковь Христову обрушились невиданные преследования и гонения, при этом пострадали многие насельники православных обителей. Но сколько ни было в Москве и во всей России церквей и монастырей, почти все они более или менее пострадали в Смутное время, многие были даже совершенно разорены или опустошены. В Москве злодеи если не сожгли, то "многия Божии церкви и монастыри осквернили и разорили, и раки чудотворных мощей разсекли, и чудотворныя мощи поругали, и во всех Божиих церквах лошади поставили, и в монастырех стали жити, и многое убийство, и поругание, и осквернение иноческому чину учинили"[Мак.,гл.1;1].
Такая же участь постигла монастыри и церкви и во всех других городах и местах Южной и Средней России, где только бродили и бесчинствовали польские и литовские люди, русские воры и изменники, донские и запорожские казаки, и везде, разоряя храмы и монастыри, они не давали пощады ни инокам и священникам. “Тогда, — пишет современник-очевидец, — во св. Божиих церквах скот свой затворяху (поляки и русские изменники) и псов во олтарех питаху, освященный ж ризы не токмо на потребу свою предираху... Чин иноческий и священнический не вскоре смерти предаяху, но прежде зле мучаще всячески и огнем жгуще, испытующе сокровищ... св. иконы местныя и царския двери, и сия постилающе под скверныя постели... иныя же св. иконы колюще и вариво и печиво строяще. Из сосудов же церковных ядяху и пияху...”[Мак.,гл.1;1].
Литовские люди с изменниками-переяславцами, взявши Ростов, "раку чудотворцову Леонтьеву златую сняша и разсекоша по жеребьем, казну ж церковную всю, и митрополии, и градскую, пограбиша, и церкви Божия разориша”[Мак.,гл.1;1].
“Монастыри, каков, например, Кирилло-Белозерский, несмотря на разорения, которым подвергались, не верили ворам и изменникам, твердо стояли за своего государя, писали грамоты по городам и многих подкрепляли”[Мак.,гл.1;1]. Кириловский монастырь 5 лет отбивался от нападения врагов [Таль.,с.320]. “Шайки Сапеги осадили Пафнутиев монастырь, где находились царские воеводы, и, овладев им, "посекоша всех, игумена и братию", и еще до 12 тысяч войска, а самый монастырь разорили”[Мак.,гл.1;1]. “В Малоярославском монастыре избита врагами вся братия, так что он более 10-ти лет стоял в запустении. “Шайки Лисовского, овладев также после многих приступов монастырем Колязинским, вынули мощи чудотворца Макария из серебряной раки, некогда устроенной Борисом Годуновым, и повергли на земли, а самую раку рассекли, игумена со всею братиею и всех людей побили, всю монастырскую казну взяли и монастырь сожгли”[Мак.,гл.1;1].
В Калязинской обители прп. Макария умерщвлено 68 иноков, в 2-х Костромских монастырях - более 20-ти, а в Спасоприлутском близ Вологды - до 200 [Тол.,с.501]; При чем было “сожжено в трапезе 59 монахов и 32 убито”[Мак.,гл.1;1]. “При разорении Толгского монастыря в Ярославле убиты были все иноки и служки в числе 46 человек”[Мак.,гл.1;1].Также пострадали прп. Ефросин и инок Иона на берегу Синичьего озера, убитый поляками [Таль.,с.319]. Страшное и беспощадное было время. Разгнуздание толпы переходило в кощунство и садистского издевательства над святыней. В писцовых книгах Новгородской пятины после Смутного времени постоянно встречаем такие ответы, при описании монастырей и церквей такие слова: "на посаде монастырь разорен до основания, игумена и старцев нет ни одного человека, церковь ветха, стоит без пения..."[Карт., с.85].
Смиренные иноки не щадили жизни своей за отечество; обители оказывали несокрушимыми твердынями веры и верности. Более же всех прославила себя Троице-Сергиева обитель, видевшая перед своими стенами 16-ть месяцев “толпы иноверцев, Поляков и Литву, пришедших поругать и расхитить церковь и сокровищ
4. Имя преподобного Галактиона Вологодского бесспорно имеет немалое значение среди мучеников сего периода. На его долю пришлось нелегкое время неустройства и погромов, что, в свою очередь, является стимулом в духовном отношении. О личности святого мы можем судить на основании его жития и работ некоторых исследователей.
Прп. Галактион, согласно житию, был сыном потомка литовский князей, боярина Ивана Ивановича Бельского [Таль.,с.320]. Однако проф. Голубинский пишет о том, что “И. И. Бельского, казненного Иваном Грозным, вовсе не существовало. Ученные предполагают, что он был сын боярина Феодора Ивановича Бельского, убитого по приказу Шуйских в 1542-м году, в малолетство Грозного. Таким образом, - заключает Голубинский, - “происхождение Галактиона остается загадочным”[Гол.,с.197]. Таким образом, мы можем заключить. что сей юноша
Из жития известно, что Гавриил (“в родословных книгах мирское имя преподобного другое - Георгий”[жит.,с.134]) в семилетнем возрасте был укрыт родственниками и отправлен в г. Старицу.
Вступив в супружество, из-за скорой смерти супруги, “возложил на себя вериги и начал подвизаться в посте и молитвах”[жит.,с.135]. Так было положено начало знаменитому, в те годы, монастырю. Не имея учителя духовной жизни, сущность монашеского делания он осмысляет самостоятельно. И он, вероятно, пришел к пониманию того, что выбор иноческого пути влечет за собой и полное переустройство внутреннего мира и образа жизни. Тайно приняв постриг с именем Галактиона и “приковал себя цепью к стене в своем затворе”[Тал.,с.320].
Ведя аскетический образ жизни преподобный сподобился дара предсказания, утешения. Полнота внутреннего мира в его душе заменяла ему оставленный мир, с его суетой и обманчивыми прелестями жизни. Он ушел из этого мира, дабы со временем, стяжав благодать Святого Духа, отдать себя для преображения страждущего мира. Галактион ничего не имел в своей келье, кроме рогожки и бедной одежды.“Со временем, узнав о добродетельной жизни подвижника, к затворнику стали приходить за советами, и он принимал всех одинаково, и богатых и бедных; его слова и молитвы были исполнены силы“[Трои.,с.29-30].
Множество троп сходилось к келье преподобного. И он воссиял подобно светилу среди мрака в Вологодской земле, потому что его жизнь и слова были близки сердцу людей приходивших к нему и, вероятно, выражали суть исканий и стремлений русского народа.
5. Впоследствии, святой предсказал, что Вологодская земля будет разорена поляками. “Грехи призвали на нас ляхов и Литву: пусть начнут пост и молитву, - предсказывал старец, - и поспешат построить храм Знамения Богоматери. Царица небесная избавит Вологду...”[Тол.,с.483]. Тем не менее жители Вологды не вняли совету старца. Один из видных горожан, Нечай Щелкунов стал даже противоречить святому: “... ради собственного удобства добивается он постройки новой церкви... ведь, есть неподалеку храм Флора и Лавра и церковь святой Екатерины”. Святой отвечал: “ Не о себе я забочусь, а о нашем городе... здесь будет построена обитель, соберется и братия...”[свят.,с.137-138]. Св. Галактион обличал горожан за осквернение места вокруг церкви прп. Димитрия Прилуцкого: “вы прогневали своего заступника... построили лавки и открыли торговлю; знайте же, что храм сей будет разорен первым”[свят..с.138]. Святой предсказывал одним смерть от вражеских мечей, а другим спасение.
И Сие предсказание исполнилось 22 сент. 1612 г., когда поляки напали на Вологду и, согласно летописи “город взяли и людей всяких посекли, и церкви Божии поругали, и город и посады выжгли до основания”[Тол.,с.483]. “При разорении церквей в Вологде польскими людьми и русскими ворами (в сентябре 1612 г.) умерщвлены: 3 протоиерея, 34 священника, 6 дьяконов и 6 иноков,.. Самого епископа Вологодского Сильвестра злодеи взяли в плен и четыре ночи держали под стражей, много раз приводили к казни и отпустили чуть живого”[Мак.,гл.1;1]. Тогда же пострадал и прп. Галактион находившийся в своей келье, “которого жестоко били и терзали”. Скончался старец на третий день 24 сент. Жители окрестных мест, почитатели мученика, погребли тело страдальца в бывшей его келье.
6. Почитаемый при жизни стал еще более чтим по своей мученической кончине. “Спустя несколько лет, жители Вологды, видя различные чудеса совершавшиеся при гробе страдальца, вспомнили его совет и построили храм Знамения Богоматери, как и завещал старец”[Тро.,с.31]. Над самой могилой преподобного в 1627 г. была построена деревянная часовня, а немного спустя, по желанию жителей Вологды и благословению архиеп. Варлаама, там была основана монастырская община. Сей монастырь, к концу XVI в., назывался Галактионовой пустынью, по имени преподобного Галактиона, ее основателя. И только с 1654 г. начал называться Свято-Духовским, когда в нем, на средства пожертвованные царем Алексеем Михайловичем, был построен Храм в честь сошествия Святого Духа [Обит.,с.73].
Из источников известно о том, что в 1691-1692 гг. игумен Авраамий с братией ходатайствовали перед патриархом Адрианом, о прославлении вологодских усопших: ”... яко просияша внутрь и окрест Вологды града чудесы преподобных отец Герасим и преподобный Галактион и Игнатий, и мощи их нетленны, и чудеса сотворяют недугующим многая... зане пришедше люди в монастыри их поют по них панихиды и молят о них Бога... и цельбы приемлют”[Гол.,с.432]. Однако прославление преподобного состоялось позже и, согласно проф. Голубинского было установлено где-то между 1880 и 1885 гг., ибо в описании Духовского монастыря от 1885 г. уже говорится “о существовании в монастыре престола в честь прп. Галоктиона”[Гол.,с.197]. “По благословению Вологодского архиепископа Варлаама (1626 — 1645) — житие преподобного Галактиона Вологодского одним из иноков местной обители”[Мак.,гл.3;4].
Очевидно тогда же, в Храме Знамения иконы Божией Матери, над почившими под спудом мощами преподобного, была воздвигнута металическая посеребренная рака. Там же хранятся вериги и некоторые вещи святого, как доказательство его подвигов и нестяжательности; а над колодезем, выкопанным старцем, устроена, каменная часовня [Обит., с.74].
Все они, прошедшие горнило страшных испытаний, прославили Вседержителя и пронесли свою пламенную веру перед отступниками и гонителями и показали как нужно любить Христа и быть верным Ему даже до самой смерти.
7. Литература:
1. Толстой, История Русской Церкви,
2. Макарий, митр., История Русской Церкви, том IX, Internet изд.“Неизвестные страницы русской истории”; www.rus-sky.com/history/;
3. Тальберг Н., История Русской Церкви, том I, репринт, “Светлячок”,Псков, 1994;
4. Карташев А. В., Очерки по истории Русской Церкви, том II, “Терра”, М., 1997;
5. Голубинский, История канонизации святых
6. Димитрий Ростовский, свт., Жития святых, месяц, репринт, изд. Оптиной Пустыни,
7. Троицкий патерик, репринт,
8. Православный русские обители, репринт,