Социальная структура спартанского общества
VI
–
V
вв до н.э.
2009
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
1. Спартиаты («Община равных»)
2. Периэки
3. Илоты
Заключение
Список источников и литературы
Введение
Общественный строй древней Спарты сильно отличается от других полисов. С одной стороны «община равных», внутри которой установились отношения, схожие с коммунизмом, с другой - эксплуатируемая масса порабощенного населения.
Общественная жизнь Древней Спарты была нацелена на поддержание постоянной боевой готовности всего коллектива спартиатов.
Все своеобразие общественной организации спартанского общества отразилось в истории Спарты архаического периода истории Древней Греции. Начиная с IV в. до н.э., когда процесс имущественного расслоения набирает силу, Спарта постепенно теряет присущие «общине равных» черты.
Социальная структура общества позволяет объяснить особенности обществ, относящихся к одному экономическому укладу: рабовладельческое, феодальное, капиталистическое общество.
Рассмотрение социальной структуры общества позволяет объяснить многие политические и экономические процессы, происходящие в обществе.
Изменения в социальной структуре общества: разорение какой-то его части (экономические изменения), рост населения и увеличение какой-либо социальной группы, повышение уровня культурного развития и т. д., приводят к изменениям в общественном устройстве, требует пересмотра государственной политики, а также способствует кардинальным изменениям общественных систем.
Формирование социальной структуры спартанского общества происходило в процессе завоевания территорий. Так уже в процессе завоевания Лаконии определились основные особенности общественного строя и экономики Спарты и сформировались три основных сословия спартанского общества: полноправные граждане, порабощенные илоты и свободные, но неполноправные периэки. Спартанское общество VI – V вв. характеризуется стабильностью своего социального строя. Серьезные изменения в социальной структуре спартанского полиса произошли уже после Пелопонесской войны.
Спарта являлась одним из примеров общественной организации аграрного полиса. Можно выделить несколько факторов, определивших формирование социальной системы Спарты:
· сугубо аграрнй характер ее экономики (малая роль торгово-ремесленного сектора, преобладание натурального хозяйства и слабое развитие товарного производства);
· повышенная роль военного элемента во всей истории спартанского общества;
· политика правящей элиты (тормозила развитие товарно-денежных отношений).
1. Спартиаты (
«Община равных»)
Сословие спартиатов называли гомеями (равными), а все спартиаты составляли так называемую общину равных. То есть равенство в имущественном положении, гражданское равноправие, единое общественное воспитание, более или менее одинаковый быт и систему духовных ценностей.
С того же времени гражданином Спарты считался только тот человек, который происходил от родителей граждан, имел клер с илотами, прошел школу спартанского военного обучения, полностью подчинялся законам спартанского государства и представителям государственной власти (реформы Ликурга)[1]
.
Аристократическая «община равных», не участвовавшая в производстве материальных ценностей, представляла класс эксплуататоров, пользовавшихся продуктами труда илотов и периэков. Основная цель «равных» - завоевание новых земель и удержание в повиновении уже завоеванных масс населения.
Как член «общины равных» спартиат имел всю полноту гражданских прав и все привелегии, связанные с ними. Как член Народного собрания и как воин ополчения он принимал участие во всех делах государственного управления. Фундаментальной особенностью спартанского менталитета было доверие к избранным властям, которым каждый спартиат делегировал свои политические права[2]
.
Государство заботилось об обеспечении сограждан всем необходимым, но в то же время контролировало размер взимаемой с илотов продукции, не давая возможности разбогатеть кому-либо из спартиатов, лишив их права продажи земли, илотов и осуществляя время от времени передел клеров.
После Пелопонесской войны в Спарте произошли серьезные изменения в основных классах общества, началось расслоение «общины равных», чему способствовали принятые законы о возможности отчуждения земли – клера (в IV в до н.э. эфор Эпитадей узаконил свободную передачу клеров, хотя только по завещанию и только среди спартиатов), а также обогащение некоторых спартиатов после Пелопонесской войны, что позволило им клеры скупать[3]
. Все это привело к обогащению одних спартанских родов и обнищанию других, к резкому сокращению численности полноправного гражданского населения Спарты. Только владение землей обеспечивало гражданину возможность получить соответственное воспитание и участвовать в общественных обедах, сисситиях. Потеря клера – земельного участка, автоматически исключала спартанского гражданина из сословия «равных» и означала резкое понижение его статуса.
2. Периэки
Особым классом-сословием с четко обозначенным положением в обществе – это периэки (дословно «живущие вокруг»), жители автономных общин торгово-ремесленного характера, расположенных на морском побережье и по западному склону Парнона, а также в области Скиритис - в северной части Лаконской долины. Земли периэков были ограничены от земель населенных илотами, располагаясь в пограничных районах Спартанского государства, они создавали естественную защиту на подступах к центральным районам, населенным илотами[4]
.
Они были лично свободными, политическими правами не пользовались, но в других отношениях были правоспособны, могли приобретать собственность и совершать сделки, несли воинскую повинность.
Вероятно, первоначально периэки были равноправны со спартиатами и были не сразу включены в состав Спартанского государства, находясь на положении союзников спартанской военной общины, которая позднее подчинила их себе[5]
.
Периэки продолжали вести своё хозяйство, платили подати, должны были выставлять военные отряды тяжело вооруженных гоплитов. Кроме домашнего хозяйства периэки занимались ремеслами. До второй Мессенской войны среди них было много ювелиров и золотых дел мастеров.
Прибрежные местности Лаконии, заселенные главным образом периэками, были экономически более развиты, чем внутренние долины. Многие центры периэков позднее имели ярко выраженный ремесленный характер[6]
. Состав периэков был смешанным: ахейским и дорийским. Позже в их число принимались племена, получившие право жительства в Спарте. Илоты, получившие за какие-либо заслуги освобождение, также включались в состав периэков[7]
.
Периэки составляли многочисленный контингент — до трети всего населения Лакедемона. Наличие некоторых гражданских прав, местное самоуправление, возможность заниматься своим хозяйством обеспечивали известное спокойствие в отношениях между периэками как неравноправным сос
3. Илоты
После вторжения дорийцев в Лакедемонию значительная часть местного населения (в основном, по-видимому, ахейского) была порабощена спартанцами и превратилась в рабов-илотов. Некоторые из них, добровольно признавшие главенство Спарты, вошли в состав Лакедемонского государства на правах так называемых периэков (букв. "живущих вокруг").
Завоеванная земля была разделена на примерно равные наделы и каждая семья спартиатов получила свой положенный по жребию земельный участок - «клер» - размером около 25 - 30 га. До периода разложения спартанского строя (конец IV-III вв до н.э.) клеры только наследовались, продавать или дарить их запрещалось[8]
.
К участку прикреплялись илоты, местные жители - непосредственные сельхозпроизводители, которым, под контролем специально уполномоченных лиц, надлежало вести хозяйство на клере. Так как спартиатам длительное пребывание на участке было запрещено - они находились постоянно в состоянии боевой готовности в Спарте - илоты продолжали вести своё хозяйство, отдавая определенную часть продукции - апофору - государству, не считались частной собственностью спартиатов и не подвергались непосредственной эксплуатации. Сначала размер подати составлял половину урожая, после второй Мессенской войны законом была установлена определенная норма, спартиат не имел права превышать ее по своему произволу. Излишки, оставшиеся после сдачи оброка, илот мог использовать по своему усмотрению, например, продать на рынке или оставить про запас. Ежегодная подать в виде масла, ячменного зерна, вина, плодов и сыра указывает, что часть клера была занята культурами, которые требовались государству. Кроме того, илоты выпасали скот и иногда участвовали в военных действиях: охраняли провиант, строили лагеря, выносили мертвых и раненых с поля боя. В бою их выставляли в качестве заслона впереди войска, подставляя по первый удар врага[9]
.
Вообще в отличие от рабов обычного или классического типа илоты пользовались некоторой хозяйственной самостоятельностью. Спартиат не имел также права убить или продать илота, поскольку рабы в Спарте считались, так же как и земля, которую они обрабатывали, собственностью государства, только государство обладало властью над жизнью и смертью илотов. Илоты могли передаваться в частные руки для эксплуатации, но лишь в пользование, их собственником оставалось государство2.
Право собственности на землю и население было основано на завоевании. В целях подавления сопротивления илотов организовывались криптии - дни, в которые самые сильные из илотов умерщвлялись спаритатами[10]
. Цель таких тайных убийств - подавление возможного сопротивления илотов. Ежегодно каждому из илотов полагалось определенное количество палочных ударов, даже если он не совершил ни какой провинности. Более того, когда они переходили норму физической силы, которая подобает рабу, их наказывали смертью и на их хозяев налагали штраф за то, что они не сумели задержать физическое развитие илотов.
Хотя государство всеми силами старалось предотвратить восстания илотов, проводя ежегодные криптии, запрещая им ночью выходить из своей хижины и под угрозой наказания смертью приближаться к Спарте, сопротивление захватчикам продолжалось.
Двоякое положение илотов порождает вопрос об их социальном статусе. Илот в отличие от «настоящего» раба не был полностью лишен свойств субъекта права, он мог обращать свое имущество в капитал для приобретения другого имущества (например, земли) или получать новую собственность в дар от хозяина или другого лица. У «настоящего» раба собственность отсутствует, у илота, видимо сохраняется от его предков, эта собственность илота не фигурирует в отношениях между ним и его хозяином. В то же время в отношениях с хозяином илот лишен собственности на применяемые средства производства и эксплуатируется путем прямого внеэкономического принуждения1.
Огромная масса завоеванного мужского населения, трудившаяся на благо спартанского полиса должна была удерживаться в повиновении, а чтобы принудить невольников к труду нужно было дать им минимальную свободу хозяйствования на себя, таким образом и сформировался социальный статус илотов в спартанском обществе.
Заключение
Особенность социальной структуры спартанского полиса определяется тем, что государство, которое действует как орудие классового господства, тем не менее сохраняет унаследованную от предшествующей исторической эпохи (первобытное общество) форму соседской общины.
В Спарте сложился отличный от других греческих полисов, использовавших труд привозных рабов, механизм эксплуатации зависимого населения, большое численное превосходство которого требовало наличия сильного аппарата принуждения и постоянной боевой готовности от всех членов полиса. Граждане вместе владеют своими рабами и перед лицом угрозы вынуждены сохранять данную форму отношений.
Таким образом, на классообразование в Спарте сильное влияние оказало завоевание территорий. Процесс разложения родовой общины у спартиатов замедлился, сдерживаемый походной жизнью. Основной же причиной замедления этого процесса явилась необходимость держать в повиновении илотов. Для этой цели старым родоплеменным органом управления нужно было приспособиться к сложившимся условиям.
Список источников и литературы
Источники
1. Геродот История в 9-ти книгах. - Лененград: Наука, 1972. - 599 с.
2. Плутарх Сравнительные жизнеописания: В 3 т. - М: АН СССР, 1963- Т.2. - 546 с.
3. Фукидид История. - Ленинград: Наука, 1981. - 530 с.
4. Хрестоматия по истории Древней Греции / Под ред. Каллистова Д.П. - М: Мысль, 1964. - 694 с.
Литература
1. Андреев Ю.В. Спартанские «всадники» // ВДИ. - 1969. - № 4
2. Бергер А. Социальные движения в Древней Спарте. - М: Правда, 1936. - 108 с.
3. Древняя Греция / Под ред. Струве В.В. - Москва, Наука, 1964. - 503 с.
4. История Древней Греции. Под редакцией Кузищина В.И. - М: Академия, 2006, 144-147 с.
5. Колобова К.М. Древняя Спарта в X - IV вв. до н.э. - Ленинград, Наука, 1957. - 440 с.
[1]
Колобова К.М. Древняя Спарта в X - IVвв. до н.э. - Ленинград, Наука, 1957. - 440 с.
[2]
История Древней Греции. Под редакцией Кузищина В.И. - М:Академия, 2006, 144-147 с.
[3]
Колобова К.М. Древняя Спарта в X - IV вв.до н.э. - Ленинград, Наука, 1957. - 440 с.
[4]
История Древней Греции. Под редакцией Кузищина В.И. - М:Академия, 2006, 144-147 с.
[5]
Древняя Греция / Под ред. Струве В.В. - Москва, Наука, 1964. - 503 с.
[6]
Берг А. Социальные движения в древней Спарте - Москва: Правда, 1936. - 108 с.
[7]
Колобова К.М. Древняя Спарта в X IV вв. до н.э.до н.э. - Ленинград, Наука, 1957. - 440 с.
[8]
Плутарх Сравнительные жизнеописания: В 3-х т. - Москва: АН СССР, 1963- Т.2. - 546 с.
[9]
Колобова К.М. Древняя Спарта в X - IV вв. до н.э.до н.э. - Ленинград, Наука, 1957. - 440 с.
[10]
Плутарх Сравнительные жизнеописания: В 3-х т. - Москва: АН СССР, 1963- Т.2. - 546 с.