"И тут из провинции приехал Давид Бурлюк... Гениальный организатор, художник большого мастерства, человек, сознательно изменяющий живопись. Человек в ободранных брюках, одноглазый, остроумный и с лорнетом."
Вот тут и зашумело.
Он ссорил и понимал. И в своем плацдарме в живописи понимал хорошо, соединял, нападал. Ходил в Эрмитаж, зарисовывал мускулы и сознательно писал новое.
Это был вождь". В этой характеристике В.Шкловский отметил главное, что определяет место Давида Давидовича Бурлюка в истории русского футуризма,-его организаторский талант. Именно ему принадлежит решающая роль в запуске маховика футуристического механизма.
Начинал Бурлюк как художник. Он учился живописи в Казани, Одессе и Мюнхене. Входил в группу "Венок--Стефанос". Участвовал в выставке "Бубновый валет" (декабрь1910--январь1911) и в дальнейшем был активном членом одноименного общества художников.
В 1910 году Д.Бурлюк дебютировал как поэт в двух альманах, положивших начало русскому футуризму,-"Студия импрессионистов" и "Садок судей" (оба -СПб., 1910).
Именно Бурлюк сплотил вокруг себя группу поэтов и художников, названных позже кубофутуристами.
Одно из самых значительных открытий Бурлюка -Маяковский -поэт. "Маяковского он поднес на блюде публике, разжевал и положил в рот. Он был хорошим поваром футуризма и умел "вкусно подать" поэта",-писал позже В.Шершеневич. Это подтверждал и сам Маяковский: "Всегдашней любовью думаю о Давиде. Прекрасный друг. Мой единственный учитель. Бурлюк сделал меня поэтом". Заботился Бурлюк и о других поэтах (значительна, например, его роль в издании произведений Хлебникова).
Д. Бурлюк был организатором многочисленных публичных выступлений футуристов, в том числе турне по югу России зимой 1913--1914 годов. Он был инициатором и активным участником многих кубофутуристических изданий; при этом первый персональный сборник самого Бурлюка -"Лысеющий хвост" -вышел лишь в 1919 году (в Кургане).
В глазах общественности Д.Бурлюк являлся своеоб
Трудно было разобраться, где настоящий, подлинный Бурлюк. Кто он на самом деле? Ярый анархист, апологет футуризма или просто обыкновенный мещанин?"
Одно из названий группы кубофутуристов -"Гилея" -восходит к древнегреческому названию области в Скифии, в устье Днепра, где в 1907--1914 годах жила семья Бурлюков. "Бурлючий кулак, -вспоминает Лившиц, -вскормленный соками древней Гилеи, представлялся мне наиболее подходящим оружием для сокрушения несокрушимых твердынь".
После революции, в марте 1918 года, Д.Бурлюк уехал из москвы. В 1918--1920 годах он ездил по городам Урала, Сибири и Дальнего Востока, пропагандируя современное искусство. Участвовал в дальневосточном журнале "Творчество". В 1920 году Д.Бурлюк отбыл в Японию, а в сентябре 1922 года -в США, ставшие постоянным местом его проживания (американское гражданство он получил в 1930 году). Дважды, в 1956 и 1965 годах, Бурлюк посещал СССР.