Накануне второй мировой войны Алжир, Тунис, Марокко, Ливия были заповедным полем и объектом конкурентной борьбы империалистических держав.Владевшая Ливией Италия с начала 20-х годов предъявляла претензии Франции, господствовавшей в остальных странах Магриба. В среду итальянских иммигрантов в Тунисе внедрялись агенты фашистской охранки и члены фашистской партии, численность которых накануне войны достигла 20 тыс.
В числе поставленных фюрером перед «третьим рейхом» задач фигурировала и следующая: осенью 1941 г. – захват Гибралтара (с согласия Франко или без него), закрытие Средиземноморья с запада, затем создание немецкого бастиона в Северо-Западной Африке, нацеленного против Америки. Этот бастион начал создаваться сразу после прихода нацистов к власти. Особое внимание было обращено на испанскую зону Марокко, в которой действовала давно налаженная (кое-где еще с 1905 г.) сеть германских шпионских групп.
Результаты пропагандистской активности фашистов сказались как в Марокко, так и в Ливии, где уже в 1935–1936 гг. были созданы первые воинские части из ливийцев, сражавшиеся в составе итальянской армии в Эфиопии. Острота борьбы за Ближний Восток и Северную Африку определялась прежде всего их стратегическим и экономическим значением. Контроль над Средиземным морем, издавна находившийся в руках Англии и Франции, обеспечивал коммуникации метрополий с колониями в Африке, Западной и Южной Азии, т.е. источниками нефти, сырья и продовольствия. Державы «оси» еще до начала войны стремились вырвать этот контроль из рук соперников, чем и объяснялись их планы в Испании и Марокко, претензии на Тунис и часть Алжира.
Франция Петэна не хотела сопротивляться державам «оси», хотя возможности для этого и были. Германия и Италия стали вывозить из Марокко, Алжира и Туниса все необходимое (железную руду, цветные металлы, фосфаты, топливо, сырье, вино, продовольствие), вследствие чего экономическое положение стран Магриба резко ухудшилось.
Несмотря на это, «сеньоры» французской колонизации в Магрибе продолжали сотрудничать с державами «оси», поставляя, в частности, за двойную цену весь урожай фруктов и овощей для германо-итальянских войск на советско-германском и египетском фронтах.
Внутриполитическая обстановка в Магрибе, несмотря на жестокие полицейские преследования была крайне нестабильна. Во многом сказывались ослабление Франции вследствие ее поражения в июне 1940 г. и обострение по этой причине межимпериалистических противоречий по поводу Магриба. Германия, Италия, Испания стремились вырвать контроль над Магрибом из рук правительства Виши.
Союзники явно не спешили покончить с армией фашистов в Магрибе. Недоумение даже американской прессы вызвала медлительность войск США в Тунисе, упустивших еще в ноябре 1942 г. шанс отрезать армию Роммеля в Ливии от немецких десантов в Тунисе, что намного ускорило бы ликвидацию военных сил «оси» в Африке. Подобная «неторопливость» могла быть объяснена лишь соображениями, далекими от общих интересов антигитлеровской коалиции.
Тем не менее, несмотря на все негативные стороны тактики союзников в Магрибе (а нередко – вопреки им), ликвидация фашистского плацдарма на севере Африки, ставшая возможной во многом благодаря героической борьбе советского народа против гитлеровских агрессоров, объективно сыграла значительную роль в последующем изменении соотношения сил в ходе второй мировой войны. Позиции держав «оси» в Средиземноморье были существенно подорваны. Опираясь на базы и удобные порты Магриба, его людские и экономические ресурсы, союзные армии впоследствии развернули успешные операции на Сицилии и Корсике, в Италии и Южной Франции, что привело вскоре к выходу Италии из войны, усилению антифашистского движения в Европе и приближению окончательного краха фашизма.
Еще более серьезны для Магриба были внутренние последствия изгнания итало-германцев. В Ливии установление власти британской (в Киренаике и Триполитании) и французской (в Феццане) военной администрации привело к заметным социальным сдвигам: усилению местной феодальной и родоплеменной знати (особенно в Киренаике), тор
Несмотря на тяжелое для сил демократии и прогресса общее положение, сложившееся к началу второй мировой войны, политическое развитие стран Ближнего Востока и Северной Африки коренным образом изменилось в ходе последующих нескольких лет. Это произошло, в первую очередь, под непосредственным влиянием побед советских вооруженных сил над фашистскими армиями, небывалого роста в связи с этим авторитета СССР во всех странах Азии и Африки. Не меньшую роль сыграло и то обстоятельство, что военная ситуация, связанная с перестройкой жизни многих стран афро-азиатского мира, усиленным использованием их природных, экономических и человеческих ресурсов, ослаблением их административных, политических, экономических и духовных связей с метрополиями, наконец, непосредственным ведением боевых действий на территории многих из этих стран, объективно способствовала развязыванию творческой инициативы и революционной самодеятельности широких масс.
Военно-политические итоги второй мировой войны явились отправным пунктом послевоенного подъема рабочего и национально-освободительного движения в странах Магриба. И в Тунисе, и в Марокко, и в Алжире борьба за независимость при всех ее особенностях (отстаивание «внутренней автономии» в Тунисе, требование возвращения в Марокко законного султана, свергнутого колонизаторами) имела много общего. Везде движение приняло массовый характер, охватив самые широкие слои населения, включая часть буржуазии и даже некоторых феодалов. Во всех странах, исчерпав мирные аргументы, патриоты вели вооруженную борьбу (в 1952–1954 гг. – в Тунисе, 1953–1955 гг. – в Марокко, в 1954–1962 гг. – в Алжире), которую поддерживали как народы стран Магриба, так и государства социалистического содружества и большинство стран Азии и Африки. Разными методами и в разное время части Магриба обрели независимость: Тунис и Марокко – в 1956 г.; Алжир – в 1962 г. Но зернами, из которых выросла эта независимость, явились коренные (военные, политические, социальные, экономические, культурные, идеологические) сдвиги в этих странах в годы второй мировой войны. Историческая победа СССР в этой войне определила общее ослабление империализма, крах его колониальной системы, мощный подъем освободительного движения и углубление его социального содержания.
Статья полностью раскрыла тему «Страны Магриба во второй мировой войне», автор досконально изучил стратегические интересы стран-метрополий, охарактеризовал ход военных действий, указал на тягости военных действий и усиления эксплуатации населения новой колониальной администрацией. Ланда Р.Г. подходит с точки зрения идеологического подхода, автор указывает на империалистический характер войны в Африке, на подавление национально-освободительного движения метрополиями, без всякого желания привлечения местного населения к управлению. Композиция соответствует общепринятой схеме: сначала рассматриваются общее положение стран, затем причины геополитических интересов к этому региону странами коалиции, ход военных событий и формы эксплуатации ресурсов, и активизация национально-освободительного движения и растущее влияние СССР в данном регионе и мире. Статья научная, носит аналитический характер, критикующая несправедливый характер войны по отношения к населению колоний, усиливающая их бедственное положение. В наличие аппарат четкой аргументации каждого довода, однако роль СССР рассматривается как прогрессивная, позиция защитная, и это понятно если учесть гражданство автора и год написания статьи, им сознательно замалчивается факт того, что Советский Союз также империя со своими целями и задачами в войне.