Южная кровь.
Будущий прославленный романист унаследовал от отца-генерала мужество и упорство в достижении цели, от матери - смуглый цвет лица и густые волосы. Александр Дюма-старший сказал о себе: "Мой отец был мулатом, моя бабушка была негритянкой, а мои прадедушки и прабабушки вообще были обезьянами". К этому полушутливому признанию можно добавить. Что южная кровь, очевидно, сказалась и на темпераменте писателя. Подобно нашему великому Александру Пушкину, Александр Дюма был весьма любвеобилен. В возрасте двадцати лет, когда Дюма работал скромным клерком у герцога Орлеанского, он сошелся с Катрин Лабей. Она была лет на пять моложе будущего писателя. В 1824 году у Катрин родился ребенок, которого решили назвать тоже Александром. Ему суждено было стать писателем, хотя и не таким плодовитым, как его отец. Проходит еще восемь лет. Папаша Дюма становится одним из самых популярных в Франции романистов. Слава его растет с каждым годом. Он уже известен и за пределами родины. Молодые и пожилые зачитываются его произведениями, в которых царят замечательные исторические герои, совершающие смелые и дерзкие поступки. В основе почти всех книг писателя реальные события, но Дюма слепо не следует за историей. Она ему нужна, как гвоздь, на который он вешает свою картину. Упиваются романами Дюма и дамы. Писатель становится фанатиком литературного труда. У него есть теперь и помощники, которые старательно переписывают набело черновики Дюма, в которых с трудом ориентируется сам. Писатель окружает себя роскошью.
Отец и сын.
Женщины как мотыльки слетаются на свет окон его дома. Дюма не умеет копить денег, он научился лишь их тратить. Он широк по натуре и щедр душой. В его замке под Парижем, который он назвал "Монте-Кристо", обитают полунищие художники, артисты. Девицы легкого поведения. Писатель любит угощать своих многочисленных знакомых им самим приготовленными блюдами. Он превосходный кулинар, неплохой охотник за дичью, содержит псарню и егерей. И еще Дюма неутомим в любви. Когда ему было за сорок. Он признался одному из своих приятелей, что у него, наверное, около сотни детей. Многих из них он так и не успел увидеть.
Конечно, Дюма любил немного прихвастнуть как настоящий охотник, но в его сообщении была известная доля правды. Он не хранил верность ни одной женщине. Впрочем, не требуя от них в свою очередь постоянства. Придя однажды чуть ли не заполночь домой, Дюма встретил приятеля Роже, который казался весьма смущенным. Он поспешно вышел из спальни, где находилась любовница писателя. Дюма удивленно хмыкнул, но не стал ссориться с Роже. Он считал все это в порядке вещей. Не стал Дюма устраивать сцену и своей любовнице. Он просто вскоре сменил ее не другую.
Сын писателя изредка навещал отца. Они были друзьями, делились мыслями и новостями, литературными планами. Как-то раз младший Александр повстречал куртизанку Мари Дюплесси, красавицу-модистку в Париже. В 1844 году ей, как и Дюма-сыну, двадцать лет. Недавно Мари (настоящее имя было Альфонсина) рассталась со своим любовником герцогом де Гишем. Мари была не только красивой, но и весьма образованной женщиной. Она любила поэзию. У нее была прекрасная домашняя библиотека. Младший Дюма безоглядно влюбился в Мари. Связь их длилась немногим более года. Н неизлечимая болезнь Мари следовала за нею по пятам. В феврале 1847 года она скончалась. Дюма-сын был безутешен. Он не мог забыть Мари, ее глаза, ее улыбку, небольшой букетик камелий, с которым она часто появлялась в театре, на балах и званых вечерах. Отец с грустью наблюдал за своим влюбчивым сыном. Младший Александр решает написать драму "Дама с камелиями". В ней он выводит Мри под именем Маргариты, а себя самого представляет в облике Армана Дюваля. И только тогда, когда драма была закончена, ее автор почувствовал какое-то облегчение.
Позже композитор Верди возьмет сюжет драмы в основу своей оперы "Травиата", возьмет без разрешения на то автора драмы. Дюма-сын до конца дней своих не смог этого простить Верди. "У тебя все больше". Mладший Дюма после смерти Мари искал новых встреч с женщинами, но ни одна из них не могла заменить ему красавицу Мари.
Когда сын приезжал к отцу, в доме старшего Дюма частенько возникал переполох. Романист пытался спрятать от глаз сына полуобнаженных любовниц. Один из приятелей Дюма-сына стал однажды свидетелем такого разговора двух писателей. - Послушай, отец, - с обидой произнес сын, - это просто дико и смешно. Ты мне уступаешь любовниц, которые тебе надоели, и свои туфли, которые я вынужден разнашивать, ибо моя нога больше твоей. - Так на что же ты жалуешься? - спокойно заметил старший Дюма. -
Долгое время старший Александр оставался не женатым. Он то и дело избегал семейных цепей под тем или иным предлогом. Ида Ферье, актриса и весьма ловкая женщина, решила действовать хитро и решительно. Став любовницей прославленного романиста. Она скупила все его долговые расписки. А их было немало у Дюма, привыкшего жить на широкую ногу. Затем Ида Ферье предъявила Дюма ультиматум: или он женится на ней, или попадет в долговую тюрьму. Дюма подумал, подумал и решил выбрать из двух зол меньшее - согласился на брак. Вообще Дюма-отец был весьма неравнодушен к актрисам. Они казались ему особенно желанными. Он любил, чтобы они играли в его пьесах. Один раз все три любовницы папаши Дюма играли в его пьесе. Впрочем, они не пытались ссориться из-за него. Итальянская актриса Фанни Гордоза отличалась от остальных актрис особой пылкостью и страстностью. Мужчины рассказывали, что она по просьбе некоторых своих любовников в постели обвязывала талию мокрым полотенцем. И эти же мужчины рассказывали, что после того, как Фанни близко познакомилась со старшим Дюма, ей больше не приходилось прибегать к полотенцу. Однако Фанни в одном осталась себе верна. Она ревновала. Ревновала Дюма ко всем женщинам. Она буквально не подпускала их к романисту. С трудом ему удалось избавиться от Фанни. Папаше Дюма приходилось нелегко. Ведь он был женат.
Брак, тяготивший его, через четыре года распался. Знаменитому романисту пришлось заплатить за свободу изрядную сумму денег. Свою новую любовницу Эмилию Кордье старший Дюма называл "мой адмирал". Она была маленького роста, любила носить брюки и мужские шляпы. Через год у "адмирала" родилась дочь Микаэлла. Папаша Дюма полюбил ее и хотел даже признать официально соей дочерью. Но почему-то "адмирал" не согласилась на это. Танцовщицу Лолу Монтес, выступавшую полуобнаженной в кафешантанах, можно было в 1840-е годы по праву назвать секс-звездой. Она была изумительно сложена. Она умела полностью отдаваться любви. Всего только две ночи провел маститый романист с нею, а запомнил эти две ночи на всю свою жизнь.
Последний роман.
В 1858 году. Находясь в зените славы, старший Дюма приехал в Петербург. Его приезд вызвал большой ажиотаж. Дюма был очарован Петербургом. Петербург, особенно женская его половина, был очарован писателем. Дамы еще издали замечали его массивную фигуру, крупную гривастую голову, энергичную походку. Дюма было пятьдесят шесть лет. Он был еще бодр и по-детски любознателен. Жил он в доме графа Г. А. Кушелева-Безбородко на Полюстровской набережной, 40. Подолгу Дюма просиживал на балконе этого дома, любуясь видом вечерней Невы и плывущими в небе золочеными куполами Смольного собора. Стайки дам, подобно чайкам, частенько красовались у чугунной решетки со львами. Они ждали выхода писателя на балкон дома. Дюма выходил на балкон, махал дамам шляпой, посылал им воздушные поцелуи. Он не прочь был завести с какой-нибудь из петербургских дам любовную интрижку, но его время было расписано по часам. Во время прогулки по городу некоторые женщины умудрялись подсунуть писателю надушенные записные книжки, чтобы он хотя бы оставил в них свой автограф.
Последним бурным романом Дюма, когда ему уже было за шестьдесят, была его связь с Адой Менкен, американской танцовщицей из Нового Орлеана. Она увлекалась романами писателя, была давнишней его поклонницей. Ада писала и сама. Она поддерживала дружеские отношения с Марком Твеном, Брет Гардом. Последняя любовница была духовно близка стареющему писателю. В сущности, она была ближе ему, чем многочисленные женщины, которые делили с ним постель. Вскоре после встречи с Адой Менкен Александр Дюма-старший умирает. Ходили слухи, что причиной смерти послужила самая яркая и самая короткая связь романиста с Лолой Монтес. Поговаривали, что она подарила ему не только свое божественное тело и страстные поцелуи, и дьявольскую болезнь. Впрочем, старший Дюма к подобным заболеваниям всегда относился весьма спокойно, считая из чем-то вроде насморка. В этом отношении он тоже был похож на Пушкина. Младший Дюма получил по наследству от отца легко воспламеняемое сердце. Но он умел испытывать настоящее глубокое чувство, умел страдать. Отцу подобные страдания были незнакомы. И все же. Откройте почти любой роман Дюма-отца: "Три мушкетера", "Граф Монте-Кристо", "Учитель фехтования", "Две Дианы" и вы наверняка обнаружите, что любовь, причем настоящая большая любовь, искренняя и безотчетная, занимает в них значительное место.
Список литературы
Раков Юрий. Дюма - отец, сын, любовник.