ВВЕДЕНИЕ
КОЛЛАБОРАЦИОНИСТЫ (от франц. collaboration — сотрудничество), лица, сотрудничавшие с оккупационными властями в странах, захваченных фашистской Германией в период 2-й мировой войны (особенно во Франции в 1940-44).
Белорусский коллаборациони́зм
— принятое в советской и российской историографии обозначение политического, экономического и военного сотрудничества с оккупационными немецкими властями во время Второй мировой войны на территории Белоруссии.
Основными причинами белорусского коллаборационизма являются, недовольство части населения советской властью (в том числе массовыми репрессиями и насильственной советизацией в Западной Белоруссии, присоединённой к СССР в 1939 году) и деятельность в первую очередь деятелей Белорусской Народной Республики, группы сторонников ксёндза В. Годлевского (он сам и часть его последователей в дальнейшем разочаровались в немцах и перешли к подпольной борьбе против них), и др.
1.
Коллаборационизм во время немецкой оккупации Белоруссии
Подготовка белорусских коллаборационистов Третьим рейхом началась в середине-конце 1930-х годов, когда при Министерстве внутренних дел Германии было создано Белорусское представительство — сначала в Берлине, а затем в других городах Германии. Оно занималось выявлением и вербовкой лиц, желающих оказывать помощь Германии в белорусских вопросах. Так, третий президент БНР Василий Захарка написал подробный доклад о политическом, экономическом и культурном положении Белоруссии, а также обратился с меморандумом к Гитлеру с заверениями поддержки. Кроме того, был создан Белорусский комитет самопомощи — организация, активно вербовавшая членов среди белорусов, проживающих в Германии. С началом Второй мировой войны немецкое командование создало в Варшаве и Бяла Подляске базы для переброски белорусской патриотической агентуры на территорию СССР. В Берлине, в лагере Вуставу, из числа белорусских патриотов были организованы курсы пропагандистов и переводчиков для работы в Беларуси после смены оккупационной власти.
Вместе с наступающими частями немецкой армии в Белоруссию прибыли основные деятели белорусского националистического движения из эмиграции: Фабиан Акинчиц, Владислав Козловский, активисты Белорусской национал-социалистической партии, Иван Ермаченко, Радослав Островский и другие. В начальный период войны развитие политической и военной коллаборации происходило незначительными темпами, что объясняется успехами немцев на фронте и отсутствием для них необходимости развития коллаборационистских структур. Немецкое руководство надеялось на быструю победу в войне и скептически воспринимало способности белорусского населения к национально-государственному строительству по причине слабости этнического самосознания. Деятельность коллаборационистов в этот период сводилась в основном к работе неполитических структур, крупнейшей из которых являлась Белорусская народная самопомощь, созданная 22 октября 1941 года, целью которой провозглашалась забота о здравоохранении, вопросы образования и культуры.
При помощи белорусских коллаборационистов немецкие власти пытались использовать в своих целях научные кадры, которые оказались на оккупированной территории.
В июне 1942 года ими было создано «Белорусское научное товарищество». Его почётным президентом стал гауляйтер Белоруссии В. Кубе. Однако белорусские учёные бойкотировали работу товарищества, и оно существовало только на бумаге. В Кубе управлял генеральным округом "Беларусь" с августа 1941 по сентябрь 1943 гг. За это время Беларусь покрылась сетью лагерей смерти. Под Минском в д. Малый Тростенец дымил настоящий комбинат уничтожения людей. При прямом участии В. Кубе на подведомственной ему территории в Минской области, как он сам сообщал своему начальнику рейхскомиссару Остланда Лозе, были полностью истреблены евреи.
Также были созданы другие неполитические коллаборационистские структуры («Женская лига», профсоюзы и др.). Вместе с тем, попытки создания белорусского Вольного корпуса самообороны оказались неудачными по причине противодействия военных властей и СС. Создание его было провозглашено в июне 1942 года в количестве 3 дивизий. Создано было, однако, около 20 батальонов, которые так и не решились вооружить, а уже весной 1943 года был распущен. Неудачной оказалась также попытка создания белорусской автокефалии с целью отрыва белорусских верующих от Московского Патриархата.
Обстановка, сложившаяся к 1943 году, заставила немецкое командование пересмотреть своё отношение к коллаборационистскому движению. В значительной степени это произошло благодаря усилиям министра восточных оккупированных территорий А. Розенберга, который являлся сторонником создания коллаборационистских администраций. 22 июня 1943 г. был формально создан Союз белорусской молодёжи (СБМ), он объединял около 12 тыс. человек и ставший аналогом гитлерюгенда в Белоруссии (фактически существовал с 1942 г.).Юношей здесь пытались готовить к службе в вермахте, формировали отряды для борьбы с партизанами.
По инициативе Кубе 27 июня 1943 г. было провозглашено создание Рады доверия при Генеральном комиссариате Белоруссия. Этот орган представлял собой административную комиссию, единственной задачей которой была отработка и представление оккупационным властям пожеланий и предложений от населения. 21 декабря 1943 г. вместо Рады доверия по инициативе К. Готберга (ставшего Генеральным комиссаром после убийства партизанами Кубе) была создана Белорусская центральная рада (БЦР), президентом которой назначен начальник управы Минского округа Р. Островский (1887—1976). Деятельность Рады не была эффективной, поскольку Рада не имела реальной политической власти (только в вопросах социальной опеки, культуры и образования имела право на относительно самостоятельные решения), а её члены придерживались различных взглядов на будущее Белоруссии и зачастую не знали местных условий. В глазах населения она не могла поэтому иметь авторитета. Рада косвенно была связана с военными преступлениями — в частности, с проведением этнических чисток против польского населения[3].
В оккупированной Белоруссии издавалось множество коллаборационистских газет и журналов: «Белорусская газета», «Пагоня» (Погоня
), «Biełaruski hołas» (Белорусский голос
), «Новы шлях» (Новы путь
) и т. д. Эти издания вели антисемитскую, антисовет
23 февраля 1944 года К.Готберг издал приказ о создании Белорусской краевой обороны (БКО) — военного коллаборационистского формирования, руководителем которого был назначен Франц Кушель, и поручил БЦР провести мобилизацию. Сформированные к концу марта 45 батальонов БКО были плохо вооружены. Постепенно снижалась их дисциплина, не хватало офицеров. К концу оккупации БКО использовалась для борьбы с партизанами, охраны различных объектов и хозяйственных работ. Важнейшими направлениями деятельности БЦР на завершающем этапе войны стали реорганизация частей БКО и пополнение белорусских военных формирований за счёт вербовки новых солдат, создание вспомогательных контингентов для использования их в системе обороны Германии, организация антисоветского партизанского движения на территории Белоруссии. Первоначально предполагалось переформировать БКО в Белорусский легион. В рамках подготовки к этой реорганизации в сентябре 1944 г. в Берлине был создан первый кадровый батальон БКО (422 человека) под командованием капитана Петра Касацкого, ставший резервом и школой офицерских кадров для будущих частей. Тогда же из числа завербованных «Союза Белорусской Молодежи» в качестве «помощников ПВО» (от 2,5 до 5 тыс. человек) были отобраны группы для обучения в зенитно-артиллерийской школе. После окончания курса учёбы их включили в состав частей противовоздушной обороны Берлина.
Последним мероприятием БЦР на территории Беларуси стало проведение 27 июня 1944 г. (за неделю до освобождения Минска) в Минске Второго Всебелорусского конгресса. Название конгресса было выбрано для подтверждения преемственности с Первым Всебелорусским конгрессом, состоявшимся в 1918 году также в условиях немецкой оккупации. Делегаты конгресса объявили о разрыве дипломатических отношений с Россией, провозгласили БЦР единственным представителем белорусского народа и приняли решение об отправке Гитлеру заявления о его поддержке.
Члены белорусских коллаборационистских организаций на завершающем этапе Великой Отечественной войны стали активно использоваться соответствующими службами Германии для организации шпионско-диверсионной борьбы в тылу Советской Армии на территории республики. С этой целью была организована Дальвитская разведывательно-диверсионная школа в Восточной Пруссии, школа СБМ «Мальта» в Австрии. После разгрома Германии многие белорусские коллаборационисты стали сферой пристального внимания разведорганов США и Великобритании. Они же помогли им укрыться от правосудия. Так, в США в штате Нью-Джерси в городке Сауг-Ривер в центре стоит высокий монумент, на котором на английском и белорусском языках высечены слова: ''Слава тем, кто боролся за свободу и независимость Белоруссии". На кладбище здесь похоронены многие из тех, кто в годы минувшей войны служил гитлеровцам. Среди них и Р. Островский, на могиле которого - памятник и его портрет с надписью «Здесь покоится президент Белорусской Центральной Рады, созданной во время войны, и организатор белорусских национальных вооруженных сил».
2.
Коллаборационисты после освобождения Белоруссии
белорусский коллаборационизм война оккупационный
Сразу после проведения II Всебелорусского конгресса началась эвакуация руководства и формирований коллаборационистов в Германию, где они продолжили свою деятельность. В июле—августе 1944 г. в распоряжение БЦР был передан центр подготовки абвера в Дальвице (Восточная Пруссия), который получил большое пополнение из эвакуированных батальонов БКО. В первых числах апреля 1945 г. было достигнуто соглашение с представителями спецслужб Третьего рейха под руководством штурмбаннфюрера СС Отто Скорцени о развертывании на базе этого центра специального батальона «Дальвитц» численностью до 700—800 человек. Кроме того, по приказу рехсфюрера СС Гиммлера была создана новая 30-я дивизия войск СС (Белорусская № 1), именовавшаяся также штурмовой бригадой СС «Беларусь». Активное участие в формировании этих подразделений играл Язэп Сажич (ставший в 1982 году шестым «президентом» Белорусской Народной Республики), передавший
в бригаду СС 101 подготовленного им курсанта школы младших офицеров. 30 апреля 1945 года дивизия сдалась американским войскам.
После окончания войны большинство руководителей коллаборационистского движения переехали в США (в том числе, Радослав Островский), страны Западной Европы и Австралию, где создали белорусские националистическое организации или влились в ряды существующих, использовавшихся для борьбы с СССР. Известно о сотрудничестве некоторых представителей белорусского движения с ЦРУhttp://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/192192 - cite_note-5, которое организовывало антисоветские диверсионные отряды, в которых участвовали и некоторые бывшие коллаборационисты, например Михаил Витушка или Иван Филистович.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Коллаборационизм в Беларуси не сыграл сколько-нибудь существенной роли, которая могла способствовать укреплению позиций оккупационных властей. Сотрудничество части белорусов с оккупантами в целях якобы реализации национальных задач было утопичным. Белорусские националисты были полностью зависимы от гитлеровцев, так и не став самостоятельной политической силой. Объективно они играли на руку врагу. Большинство же населения республики встало на защиту своей Родины. Широкий размах получило в Беларуси партизанское движение, которое развернулось впервые месяцы оккупации и продолжалось со все нарастающим размахом до самого последнего ее дня. Но своим целям, социально-демографическому составу участников и поддерживающего его населения оно являлось всенародным.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белорусский коллаборационизм [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/. Дата доступа: 2.04.2010.
2. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 10CD,М.-2005
3. Хрестоматия по истории БССР. 1917-1983г. – Мн.: Университетское, 1984.