ОБОРОНА СЕВАСТОПОЛЯ.
(1854 – 1855 годы.)
Продолжая наступать вдоль побережья, англо-французкие войска 14 сентября заняли Балаклаву, 17 сентября – район Камышовой бухты и, подойдя к Севастополю, создали реальную угрозу захвата города и базы черноморского флота. С этого момента Севастополь становится главным объектом длительной и упорной борьбы вооруженных сил сторон и основной военной целью Крымской кампании. Севастополь как главная база флота к началу оборону имел 13 береговых батарей и был хорошо защищён с моря. Но оборона с суши почти полностью отсутствовала.
Воспользовавшись ошибкой англо-французского командования, побоявшись атаковать Севастополь с ходу, начальник штаба Черноморского флота адмирал В. А. Корнилов и командующий эскадрой адмирал П. С. Нахимов, возглавившие оборону города, приняли срочные меры по организации сухопутной обороны и усилению защиты крепости с моря. Чтобы не пропустить неприятельский флот в Севастопольскую бухту, у входа в неё было затоплено 5 линейных кораблей и 2 фрегата, с которых были сняты орудия, личный состав перешёл на берег. Благодаря этому гарнизон крепости был увеличен до 22500 человек и создано много новых береговых батарей. Перед оставшимися в строю парусными кораблями и пароходофрегатами была поставлена задача защитить вход в бухту и оказать артиллерийскую поддержку сухопутным войскам. Все корабли были расписаны по огневым позициям для эффективной поддержке сухопутных войск на наиболее важных участках обороны. В сравнительно короткий срок русские матросы, солдаты и население города под руководством Корнилова и Нахимова создали под Севастополем прочную сухопутную оборону, превратив город в непреступную крепость.
После отхода главных сил русской армии к Бахчисараю вся тяжесть борьбы с огромной экспедиционной армией союзников легла на защитников Севастополя. Армия Меньшикова пыталось деблокировать Севастополь атаками извне, но ввиду превосходства противника в силах не смогла решить поставленной задачи.
На первом этапе (сентябрь – ноябрь 1854 года) было создана сухопутная оборона города и сорваны попытки союзных войск взять город атакой с суши и моря.
Второй этап (декабрь 1854 – август 1855 года) характеризуется длительной позиционной борьбой и смелыми вылазками защитников города.
Первая атака англо-франко-турецких войск против Севастополя была назначена на 5 октября. Этой атаке должна была предшествовать мощная артиллерийская подготовка с использованием всей сухопутной артиллерии и крупных сил флота. Узнав о подготовки союзников к бомбардировке города, его защитники упредили противника и утром 5 октября сами открыли мощный артиллерийский огонь по неприятельским батареям. В обстреле принимали активное участие линейные корабли «Гавриил» и «Ягудиил», пароходофрегаты «Владимир», «Херсонес» и «Крым».
Корабли вели огонь по батареям противника в тесном взаимодействии с крепостной артиллерией. Для увеличения угла возвышения кораблей артиллерии по предложению капитана II ранга Г. И. Бутакова русские моряки впервые в истории применили на пароходофрегатах искусственный крен, что позволило увеличить дистанцию стрельбы с 18 до 25 кабельтовых. Новым в области использования корабельной артиллерии явилась также стрельба по невидимым целям. Организация такой стрельбы потребовала применения новых приёмах корректировке огня. Русские моряки успешно справились и с этой задачей. Для этой цели на возвышенностях были созданы наблюдательные посты, обслуживаемые корабельными артиллеристами.
Благодаря своевременно проведённой артиллерийской подготовке замысел врага, рассчитанный на уничтожение севастопольских укреплений, был сорван. Во второй половине дня англо-французкие войска, не добившись успеха, прекратили обстрел русских позиций.
Союзный флот, который по плану должен был открыть огонь с моря одновременной с сухопутной артиллерией, начал бомбардировку Севастополя с опозданием на 5 часов. В обстреле города учувствовало 50 паровых и парусных кораблей, имевших 2680 орудий. Корабли расположились в виде полукруга, на расстоянии 6 – 16 кабельтовых. Со стороны русских ответный огонь вели пять береговых батарей (150 орудий) и два пароходофрегата – «Одесса» и «Бессарабия». Бой продолжался пять часов. Несмотря на огромное превосходство в артиллерии, англо-французский флот не добился успеха и был вынужден прекратить огонь и отойти от Севастополя. Многие корабли противника получили от 50 до 200 попаданий и были настолько повреждены, что вышли из строя. Потерпев неудачу в борьбе с русскими береговыми батареями, англо-французкое командование отказалось в дальнейшем от использования своего флота для бомбардировок города. Решающую роль в борьбе с флотом противника, так же как и в Синопском сражении, сыграли бомбические пушки, установленные на русских береговых батареях.
Таким образом, первая попытка союзников овладеть Севастополем методом ускоренной атаки с широким использованием флота была сорвана героическими усилиями севастопольцев. Во время этой первой бомбардировке города погиб адмирал Корнилов – талантливый организатор и руководитель обороны города. После его смерти оборону Севастополя возглавил адмирал Нахимов, пользовавшийся огромной популярностью среди матросов и солдат, видевший в неё честного, справедливого и заботливого начальника, хорошо знающего своё дело и бесстрашного в борьбе с врагом.
Отбив первую атаку неприятеля, защитники Севастополь под огнём противника продолжали совершенствовать оборону города и создавать новые укрепления. При строительстве новых оборонительных сооружений русские войны проявили высокое искусство и изобретательность. Создания или система обороны отличалась устойчивостью, достаточной глубиной и в то же время обеспечивала максимальный манёвр огнём. Большое внимание уделялось совершенствованию оружия и способам его использования.
Противник, стремясь не допусти усиление обороны, вёл непрерывный артиллерийский огонь по русским позициям. Накапливая силы, он готовился к новому решающему шторму города. 13 октября часть русской армии, отошедшей к Бахчисараю, атаковала английские войска под Балаклавой и, нанеся им серьёзное поражение, сорвала готовящейся союзниками штурм Севастополя. Однако закрепить достигнутый успех рисские не смогли, так как не были своевременно выделены необходимые подкрепления.
24 октября в районе Инкермана произошло одно из наиболее ожесточённых сражений Крымской войны, в которой с обеих сторон участвовало свыше 100 тысяч человек. В этом сражение противник потерял 12 тысяч человек, русские – около 10 тысяч человек. Несмотря на стойкость и мужество русских воинов, русская армия и на этот раз не смогла деблокировать Севастополь, и вынуждена была отступить. Главными причинами отступления явились отсутствие современного нарезного оружия и бездарность генералов. Существующую помощь русским войскам в Инкерманском сражении оказывал флот. Отряд пароходофрегатов обеспечивал перевозку войск, наведение мостов через реку Чёрная, оказывал артиллерийскую поддержку войскам на всех этапах сражения и, наконец, прикрывал отступление. Таким образом, в Инкерманском сражении нашли отражение различные формы взаимодействии
В декабре 1854 года начался второй этап обороны Севастополя. К этому времени союзники сосредоточили под городом армию численностью более 100 тысяч человек и свыше 500 орудий крупного калибра. Силы противника в несколько раз превосходили силы севастопольского гарнизона. Анго-французы вели непрерывный огонь по русским позициям и городу. Иногда они выпускали по 50 тысяч снарядов в день. Но предпринимаемые ими ожесточённые штурмы успешно отбивались русскими. Нужно было обладать исключительной стойкостью и выдержкой, чтобы в течение многих месяцев сдерживать натиск огромной армии противника, располагавшего современным нарезным оружием, тогда как у защитников Севастополя его не было. Отражая многочисленные атаки и штурмы противника, защитники Севастополя нередко сами переходили в контратаки и отбрасывали врага на исходные позиции. Они вели успешную контрбатарейную борьбу и предпринимали смелые вылазки в расположение неприятеля, в которых особенно отличались моряки-черноморцы. Наибольшей популярностью пользовались матрос Пётр Кошка, Игнатий Шевченко, Иван Демченко, лейтенант Бирюлев и многие другие. Активную помощь войскам продолжали оказывать пароходофрегаты, которые вели огонь по противнику, как с якоря, так и с хода. Особенно успешно действовали пароходофрегаты «Владимир» и «Херсонес» под командованием командира отряда первых кораблей Бутакова. Пароходофрегаты не ограничивались поддержкой сухопутных войск и по предложению Бутакова произвели смелые набеги на суда противника, державшиеся недалеко от входа в Севастополь. Так, например, 24 ноября пароходофрегаты «Владимир» и «Херсонес» вышли из Севастопольской бухты и, достигнув траверза Стрелецкой бухты, решили атаковать находящиеся здесь пароходы противника, вынудив их отойти к Балаклаве под защиту своей эскадры. Большую помощь пароходофрегаты и другие суда оказывали в организации перевозки войск с Северной стороны на Южную. По расчётам адмирала Нахимова, пароходофрегаты и грёбные суда Севастопольского гарнизона были способны перевезти через бухту не менее 20 тысяч человек за одни сутки. Наряду с этим паровые суда широко использовались для перевозки боеприпасов, продовольствия и эвакуации населения. Во всех этих действиях солдаты, матросы и многие офицеры проявляли образцы мужества и героизма. Контр-адмирал Истомин писал: «Не могу надивиться на наших матросов, солдат, а также офицеров. Такого самоотвержения, такой героической стойкости пусть ищут в других нациях со свечой».
К февралю 1855 года силы союзников увеличились до 120 тысяч человек. Союзники развернули подготовку к новому штурму города. Главный удар был направлен против Малахова кургана – ключевой позиции осаждённых. Для артиллерийского обстрела Малахова кургана построили две батареи на Киленбалочной высоте.
Организаторы Севастопольской обороны адмирал Нахимов, Истомин и военный генерал Тотлебен уделяли большое внимание строительству укреплений, которые прикрывали подступ к Малахову кургану. Установленные там орудия держали под перекрёстным огнём вновь построенные батареи противника. Через Южную бухту был сооружён наплавной мост, по которому на Корабельную сторону перебрасывались подкрепления и боеприпасы. В бухте дополнительно были затоплены 3 линейных кораблей и 2 фрегата, закрывавшие вход на рейд. С целью ослабить натиск противника на Севастополь 5 февраля отряд генерала С. А. Хрулёва пошёл на штурм сильно укреплённой Евпатории, но атака была отбита. В кровопролитном бою обе стороны понесли тяжёлые потери.
С 28 марта по 4 апреля неприятель предпринял вторую бомбардировку Севастополя. Огонь по городу вели более 500 орудий. Гарнизон нёс большие потери, но не был сломлен.
11 мая была сорвана попытка двух французских дивизий ночью штурмом прорвать оборону. Третья бомбардировка Севастополя началась 26 мая и продолжалась до 30 мая. На штурм укреплений, было, брошено пять дивизий. Но только после того, как обороняющие потеряли большую часть войск, некоторые редуты были сданы врагу.
Массовый героизм проявляли защитники Севастополя. Рискуя жизнью, герои спасали от взрыв бомб своих товарищей, мастерски вели подземно-минную борьбу. Севастопольские женщины под огнём перевязывали раненых, приносили воду, чинили одежду. В летопись обороны вошли имена Даши Севастопольской, Прасковьи Графой и других патриоток. Неоценимую помощь обороняющим оказал замечательный хирург Н.И. Пирогов, спасший жизнь многим раненым. 6 июня после четвёртой бомбардировки 44 тысячи солдат врага штурмовали Корабельную сторону, но были отбиты героическими усилиями 20 тысяч её защитников. Несмотря на это, положение севастопольцев оставалось тяжёлым, силы их таяли. 8 июня был ранен Тотлебен, 28 июня смертельно ранен руководитель обороны Нахимов. Смерть любимого адмирала была тяжёлой утратой, но не сломила боевой дух севастопольцев.
28 августа начался общий штурм Севастополя 60-тысячной армией противника. Но, несмотря на значительное превосходство в силах, французам удалось закрепить только на Малаховым кургане, где 6 тысячам вражеских солдат оказывали сопротивление только 400 русских.
Вечером из-за больших потерь главнокомандующий крымской армией генерал от артиллерии М.Д. Горчаков отдал приказ оставить Южную страну, взорвав пороховые погреба, верфи и укрепления и затопив на рейде оставшиеся суда. Эвакуация прошла беспрепятственно, так как противник понёс большие потери и к тому же считал, что город минирован. 28 августа русские войска заняли линию обороны Северной стороне.
Героическая 349-дневная оборона Севастополя, сорвавшая захватнические планы союзников, истощила их силы настолько, что они не могли продолжать активные военные действия, и вынуждены были вступить в переговоры о мире.
18 марта 1856 г7ода был заключён Парижский мирный договор. По условиям этого договора союзники должны были освободить занятый им Севастополь, Евпаторию, Керчь, Кинбурн и другие селения. Россия возвращала Турции занятые русскими войсками Карс и часть придунайской Бесарабии, отказывалась от притязаний на покровительство православным подданным Турции, была лишена права иметь военный флот и базы на Чёрном море, признавала протекторат великих держав над Молдавией, Валахией и Сербией, обязалась не возводить укреплений на Аландских островах (Ахвененма). Чёрное море объявлялось нейтральным, то есть закрытым для военных кораблей всех стран и открытым для торговых судов всех наций. Объявлялось также свобода плаванья по Дунаю.
Несправедливая захватническая с обеих сторон война вскрыла социально-экономическую и военную ортосоль России. Поражение подорвало её престиж и ускорило отмену крепостного права. Опыт Севастопольской обороны и Крымской войны был использован при проведении военных реформ в России и применён в войнах второй половины XIX.