(груз. კახეთის სამეფო также известное как Кахети или Кахетия) — монархическое государство восточной Грузии, занимавшее область Кахетию. В разное время её столицами были Греми и Телави.
История
Как особое царство Кахетия в грузинских летописях упоминается уже с IV—V веков[1], со времени водворения здесь христианства. У арабских писателей с VII века также известна эта страна[1]. Правители Кахетии были известны под разными наименованиями — корикозов, мтавари и др. Квирике III (умер в 1029 году) прозванный великим, провозгласил себя царём (мепе) Кахетии и Эретии. Из IX ст. дошло до нас житьё св. Илариона, уроженца Кахетии, в списке 1074 года. Из этого документа видно, что в то время христианство процветало в Кахетии; здесь были мужские и женские монастыри, богато снабжённые книгами, были епископы и прочее духовенство, которое поддерживало религиозные сношения с Сирией, Палестиной, Константинополем и даже Римом. В 1106 году грузинский царь Давид взял в плен Агсартана II и присоединил Кахетию к остальной Грузии. С этих пор до 1468 года Кахетия входила в состав объединённой Грузии, управляемой царями из династии Багратидов, так что в течение 363 лет история Кахетии сливается с общегрузинской историей. Во второй половине XV века Грузия распадается на три царства и пять княжеств: Мингрельское, Гурийское, Сванетское, Абхазское и Самцхе-Саатабагское.
Западная Грузия, то есть царство Имеретинское и княжества, находились под политическим влиянием Порты Оттоманской, а восточная Грузия, то есть царства Карталинское и Кахетинское — под таким же влиянием Персии. Дробление Грузии на несколько частей усердно поддерживалось Турцией и Персией, как одно из средств к ослаблению страны. Другим средством была пропаганда ислама, между прочим — в восточной Кахетии[1]. Дань, платимая в эпоху политической зависимости Турции и Персии, была ничтожна, но обязательна была выдача известного числа детей обоего пола, которых посылали время от времени в Тегеран и Стамбул в качестве заложников; девушки выходили там замуж за шахов, султанов и их приближённых, а мальчики воспитанные в духе мусульманства, обычно возвращались в Грузию, для занятия высших должностей.
Во всём остальном Грузинские царства оставались неприкосновенными и самостоятельными. Номинальным верховенством мусульманских держав тяготилась, однако, христианская Грузия, и нередко ей удавалось совершенно избавиться от влияния этих держав. Внешняя история Кахетии с 1468 по 1762 г., как и других частей Грузии, прошла в борьбе с Персией, Турцией и кавказскими горцами, и в дружественных отношениях с Россией. Мусульманские державы и их союзники-единоверцы — кавказские горцы, ничего хорошего не ожидая для себя от сближения Грузии с Россией, всячески старались расстроить его. Между тем Московское государство, особенно после покорения Казанского и Астраханского царств (1552—1556 гг.), вполне сознательно старалось распространить своё торговое и военно-политическое влияние на юг, через Кавказ, на Персию. Для этого ему нужна была твёрдая опора в лице христианского царства. Такою представлялась Грузия. В «крестоцеловальной записи», заключенной между кахетинским царём Александром II (1527—1605 г.) и московским царём Фёдором Иоанновичем (около 1586 г.) последний даёт Александру обещание «оберегать его от всех недругов его».
Это обещание возобновлялось дословно и при последующих царях. Взамен «поминок», послы привозили им от московских царей не менее ценные подарки; вместе с тем
По словам Вахушти Багратиони:
«Затем (напали) на Алаверди и затем истребили элиев по всей Кахети, ибо не оставили деже грудных младенцев в колыбели и освободили Кахети. До Карагаджа не дошли, потому как Салимхан ушел оттуда, а там сидел Муртазахан, и вернулись победно»
Не только христианские, но и мусульманские историки насчитывают избитых на месте во время этого нашествия от 60-70 тысяч душ[1], а забранных в плен — более 100 тысяч душ. Русские послы, бывшие тогда в Персии тщетно уговаривали шаха не разорять Грузию и не притеснять христиан, если он дорожит дружбой русского государя, покровителя христиан. Абас уверял их в дружбе к России и посылал в Москву награбленные христианские святыни, но относительно Грузии продолжал свою суровую расправу. Грузины защищались отчаянно: Теймураз говорил русским послам, что его подданные избили до 47 тысяч персиян. Несмотря, однако на тяжкие испытания, выпавшие на долю Кахетии, храброе, даровитое и трудолюбивое население этого царства не унывало, поддерживало и охраняло христианство и религиозные памятники; духовенство деятельно защищало чистоту веры и церкви, учреждало школы при церквях и монастырях; ковры, ткани и шёлк и вино местного производства были известны и вне пределов Грузии. В главных городах Кахетии, Греми и Телави, существовали высшие богословские школы (семинарии), с довольно обширной учебной программой. В числе грузинских поэтов и писателей занимают почётное место кахетинские цари Теймураз I и Арчил (умер в 1712).
При Ираклии II Кахетия вновь соединилась с Карталинией и вместе с ними, в 1801 году перешла под власть России.
Список литературы:
Энциклопедический словарь Том XIV Карданахи-Керо. Издатели: Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон С.-Петербург. Типо-Литография И. А. Ефрона, Прачечный пер., № 6. 1895 Кахетия с. 804—805
Виссарион Орбелишвили. "МУЧЕНИЧЕСТВО БИДЗИНЫ, ШАЛВЫ И ЭЛИСБАРА", стр. 165-166 (рус.), Российская академия наук.