План Введение 1 Предыстория
2 Ввод военных подразделений
3 Последствия
Список литературы
Введение
Исторические области на территории Азербайджана Арран • Карабах¹ • Мугань Чухур-Саад • Шабран • Ширван
Средние века Кара-Коюнлу • Ак-Коюнлу Сефевидское государство Новое время Азербайджанские ханства Области: Каспийская область Губернии: Бакинская • Елизаветпольская • Эриванская Округа: Закатальский округ Новейшее время Бакинская коммуна • Диктатура Центрокаспия ЗДФР • Мартовские события • АДР Муганская СР • Аракская республика Современность Азербайджанская ССР Азербайджанская Республика Чёрный январь Карабахская война
Портал:Азербайджан ¹ Большая часть области находится под контролем непризнанной НКР
Митингующий народ перед домом правительства в январские дни, 1990 г.
Чёрный январь (азерб. Qara Yanvar) или также Кровавый январь (азерб. Qanlı Yanvar) — подавление политической оппозиции советскими войсками 20 января 1990 года в столице Азербайджана — городе Баку, закончившееся гибелью более сотни мирных жителей, в основном азербайджанцев[1]. Подобные события произошли ранее в Алма-Ате (1986), в Тбилиси (1989), позже в Душанбе (1990), в Вильнюсе и Риге (1991), где жертвами стали советские граждане.
1. Предыстория
События Чёрного января разворачивались в эпоху Перестройки, на фоне Карабахского конфликта. В июле 1989 года в Азербайджане сформировался Народный Фронт Азербайджана (НФА), ставший во главе азербайджанского национального движения. Основным фактором, обусловившим рост азербайджанского национального движения, стал карабахский вопрос[2]. Безуспешные усилия центра разрешить карабахский кризис наряду с неспособностью республиканского руководства защитить то, что рассматривалось как национальные интересы Азербайджана, с бедственным положением беженцев и множеством местных обид привели в декабре к народному взрыву под предводительством НФА[3]. 29 декабря в Джалилабаде активисты Народного фронта захватили здание горкома партии, при этом десятки людей были ранены[4]. 31 декабря на территории Нахичеванской АССР толпы людей разрушили госграницу с Ираном. Почти 700 км границы было уничтожено[3]. Тысячи азербайджанцев пересекли реку Аракс, воодушевлённые первой за долгии десятилетия возможность братания со своими соотечественниками в Иране[4][5]. 10 января 1990 года Президиум Верховного Совета СССР принял постановление «О грубых нарушениях закона о государственной границе СССР на территории Нахичеванской АССР», решительно осудив произошедшее[6].
В то же время ситуация вокруг Карабаха продолжала ухудшаться. 11 января 1990 года Народный фронт организовал в Баку массовый митинг, чтобы выразить протест против бездеятельности правительства[2]. В тот же день группа радикально настроенных членов Народного фронта штурмом взяла несколько административных зданий и захватила власть в городе Ленкорань на юге республики, свергнув там советскую власть[4]. Вооружённым путём был осуществлён захват власти также в Нефтчале[7]. Существовала возможность того, что Народный фронт сможет победить на выборах в Верховный Совет, которые были назначены на март 1990 года[1][3]. 13 января был создан Национальный совет обороны (НСО). В тот же день в Баку начался двухдневный погром армян. Людей выбрасывали с балконов верхних этажей, толпы нападали на армян и забивали их до смерти [8]. Согласно одной из версий 13-15 января, изгнанные из Армении азербайджанские беженцы стали нападать на местных жителей армянской национальности[9][10][11]. Лунеев В. В. считает, что погромы начались после подстрекательского объявления на митинге Народного фронта об убийстве азербайджанца Мамедова (который с сообщниками пытался выгнать армянина Ованесова из квартиры и был убит Ованесовым)[12]. Народный фронт осудил погромы, обвинив республиканское руководство и Москву в сознательном невмешательстве для того, чтобы оправдать введение войск в Баку и не допустить НФА к власти в Азербайджане[2]. Томас де Ваал, Лейла Юнусова и Зардушт Ализаде возлагают ответственность за антиармянские погромы на лидеров радикального крыла Народного фронта Азербайджана[13].
15 января было объявлено чрезвычайное положение в ряде областей Азербайджана, но не в Баку. Это привело к уменьшению погромов[14]. Местные органы власти, а также расквартированные в городе 12-тысячный контингент внутренних войск и части советской армии не вмешивались в происходящее, ограничиваясь только охраной правительственных объектов[1].
17 января сторонники Народного фронта начали непрерывный митинг перед зданием Центрального Комитета Компартии, перекрыв к нему все подходы. Опасаясь советской военной интервенции, активисты Народного фронта Азербайджана начали блокаду военных казармах. По истечении срока ультиматума НФА в 12 часов 19 января пикетчики заняли здание телецентра и отключили канал центрального телевидения[15]. В тот же день чрезвычайная сессия Верховного Совета Нахичеванской АССР приняла постановление о выходе Нахичеванской АССР из Союза ССР и объявлении независимости[16]. К этому времени Народный фронт уже де-факто контролировал ряд регионов Азербайджана[1].
2. Ввод военных подразделений
Чувствуя накаление ситуации в Баку, первый десант был высажен в аэропорту ещё 12 января, однако был блокирован бензовозами[17] 15 января на части территории Азербайджана было объявлено чрезвычайное положение, однако оно не распространялось на Баку. В течение 16-19 января на подступах к Баку была создана крупная оперативная группировка общей численностью более 50.000 военнослужащих из состава частей Закавказского, Московского, Ленинградского, других военных округов, военно-морского флота, внутренних войск МВД. Бакинская бухта и подходы к ней были блокированы кораблями и катерами Каспийской военной флотилии.[18]
В ночь с 19 на 20 января 1990 года советская армия штурмовала Баку с целью разгрома Народного фронта и спасения власти Коммунистической партии в Азербайджане, руководствуясь указом о вводе в городе чрезвычайного положения, которое было объявлено начиная с полуночи. Однако из-за того, что телеэфир после взрыва блока питания на телевизионной станции был отключен в 19:30, жители города не знали, что происходит. Большинство бакинцев узнали о введении чрезвычайного положения только в 5:30 утра из объявления по радио и из листовок, разбрасываемых с вертолётов, когда было уже слишком поздно[1][13]. С юга в город вошли подразделения подполковника Ю. Наумова[19]. Операция получила кодовое название «Удар»[20]. В ходе уличных боев солдат с ополченцами Народного Фронта погибли мирные граждане. Газета Коммерсантъ сообщала в те дни:
Войска, применяя оружие, прорывают пикеты на Аэропортовском шоссе, Тбилисском проспекте и других дорогах, ведущих в город. Одновременно армейские подразделения разблокируют казармы. Пожалуй, наиболее кровопролитные бои были в районе Сальянских казарм. Говорит очевидец событий Асиф Гасанов: солдаты сломали пикеты из автобусов, — обстреливают жилые дома, ребята 14-16 лет ложатся под бронетранспортёры. Они абсолютно безоружны, я вам честное слово даю. Однако военнослужащие, опрошенные корр. "Ъ", утверждали, что пикетчики были вооружены автоматическим оружием, Другие очевидцы свидетельствуют, что вооружение состояло из бутылок с зажигательной смесью, ракетниц и пистолетов. Кровопролитные столкновения развернулись также в районе Баилова, около гостиницы "Баку", в ряда пригородных посёлков. По сообщению Э. Мамедова, сильному обстрелу подвергся штаб СНО[15].
Танки сметали баррикады и провоцировали ДТП. Британский журналист Том де Ваал в 6-ой главе своей книги «Чёрный сад» пишет:
Танки переползали через баррикады, сминая на своём пути автомобили и даже фургоны скорой помощи. По словам очевидцев, солдаты стреляли в бегущих людей, добивали раненых. Был обстрелян автобус с мирными жителями, и многие пассажиры, в том числе четырнадцатилетняя девочка, погибли[13].
Кинорежиссёр Станислав Говорухин по поводу ввода войск в Баку в 7-м номере еженедельника «Московские новости» от 18 февраля 1990 года в статье «Репетиция?» писал:
В ночь с 19-го на 20-е в город всё-таки вошли войска. Но Советская Армия вошла в советский город… как армия оккупантов: под покровом ночи, на танках и бронемашинах, расчищая себе путь огнём и мечом. По данным военного коменданта, расход боеприпасов в эту ночь — 60 тысяч патронов. На сумгаитской дороге стояла на обочине, пропуская танковую ко
Председатель Президиума Верховного Совета Азербайджаской ССР Эльмира Кафарова выступила по радио с решительным протестом против объявления чрезвычайного положения и ввода войск в Баку, утверждая, что это сделано без её ведома[15]. Целью военных был бакинский порт, где по сведениям разведки на теплоходе Сабит Оруджев
находился штаб Народного Фронта. Накануне операции, с помощью диверсии спецназа КГБ, было отключено вещание с бакинской телебашни. После подавления восстания в Баку, Советская Армия восстановила свергнутую советскую власть в городах Азербайджана.
На следующий день после ввода войск на здании ЦК появились надписи: "Долой советскую империю!"
, "Долой КПСС!"
, "Советская армия — фашистская армия"
, а на здании МВД был сбит лозунг "Слава КПСС!"
[15]. Вечером 21 января открылась чрезвычайная сессия Верховного Совета Азербайджанской ССР, которая признала неправомерным ввод войск в Баку и приостановила Указ Президиума Верховного Совета СССР о чрезвычайном положении в городе, заявив, что, если центральные власти проигнорируют это решение, будет поставлен вопрос о выходе Азербайджана из СССР[15]. 25 января суда, блокирующие бакинскую бухту, были захвачены военно-морским десантом[15]. Несколько дней сопротивление продолжалось в Нахичевани, но вскоре и здесь сопротивление Народного фронта было подавлено[4].
3. Последствия
Ввод в Баку частей Советской Армии стал трагедией для Азербайджана. Том де Ваал считает, что "именно 20 января 1990 года Москва, в сущности, потеряла Азербайджан"
[4]. В результате силовой акции более сотни мирных жителей, в основном азербайджанцев, погибли из-за необоснованного и чрезмерного применения силы[1]. Почти всё население Баку вышло 22 января на общие похороны жертв трагедии[4][23], которые были захоронены как герои борьбы за независимость. В тот день прекратили работу аэропорт, вокзал, междугородная телефонная связь и все дни траура каждый час звучали сирены[15]. Десятки тысяч азербайджанских коммунистов публично сожгли свои партбилеты[3]. Многие активисты Народного фронта были арестованы, но вскоре отпущены[3][15]. Первый Секретарь ЦК Компартии Азербайджанской ССР Везиров ещё до ввода войск убежал в Москву. Его сменил Аяз Муталибов, ставший затем первым президентом Азербайджана.
Кремль мотивировал проведение военной акции необходимостью защиты армянского населения. Human Rights Watch утверждает, что большинство фактов, в частности документы военной прокуратуры в Баку, свидетельствует, что военная акция планировалась ещё до армянских погромов в Баку[14]. Михаил Горбачёв утверждал, что боевики Народного фронта Азербайджана открыли огонь по солдатам[24]. Однако независимая организация "Щит", которая состоит из группы адвокатов и офицеров запаса, при изучении случаев нарушения прав человека в армии и её (армии) военные операции не смогли обнаружить «вооружённых боевиков НФА», присутствием которых мотивировалось применение советскими войсками огнестрельного оружия[3] и пришла к заключению, что армия вела войну со своими гражданами и потребовала начать уголовное расследование против Министра обороны СССР Дмитрия Язова, который лично вёл операцию[25].
Общество "Мемориал" и "Хельсинкская Группа" сообщили в мае 1991 года, что нашли убедительные доказательства того, что введение чрезвычайного положения привело к необоснованному нарушению гражданских свобод и что советские войска использовали необоснованные силовые методы (в их числе использование бронетехники, штыков и стрельба по машинам скорой помощи), что привело к многочисленным жертвам[26].
Во время ввода войск в Москву полутора годами позже, военные стали вести себя на улицах города более осторожно, опасаясь повторения жертв среди мирного населения.
20 января отмечается как День всенародной скорби в Азербайджане[27].
Список литературы:
1. Human Rights Watch. «Playing the „Communal Card“: Communal Violence and Human Rights»
2. Сванте КОРНЕЛЛ. Конфликт в Нагорном Карабахе: динамика и перспективы решения (рус.), sakharov-museum.ru
.
3. Zverev, Alexei
Этнические конфликты на Кавказе, 1988—1994 г..
4. Том де Ваал. Глава 6. 1988-1990 гг. Азербайджанская трагедия (рус.), Русская служба Би-би-си
(08 июля 2005 г.).
5. Пространство и время в мировой политике и международных отношениях (рус.), МГИМО-Университет
(08 июля 2005 г.).
6. Хрестоматия по истории отечествено государства и права: форма государственного единства в отечественой истории XX века. — Юрайт, Высшее образование, 2009. — С. 419. — ISBN 978-5-9916-0092-7, 978-5-9692-0523-9
7. ВДВ в конце 80-х — начале 90-х годов. (часть III)
8. Том де Ваал. Чёрный Сад. Глава 6. 1988—1990 гг. Азербайджанская трагедия
9. Газета Труд, № 020 за 01.02.2001. 10 баллов по шкале Политбюро
10. Summertime in Soviet Baku, And the Living Is Uneasy | csmonitor.com
11. New York Times. Upheaval in the East; Troops Seek to Calm Azerbaijan; Soviets Debate Cause of Violence
12. В. В. Лунеев (д.ю.н.). Российская академия наук. Институт государства и права
. Преступность XX века : мировые, региональные и российские тенденции — Изд. 2-е, перераб. — Wolters Kluwer Russia, 2005 — ISBN 5-466-00098-1. Стр. 715
13. Ваал де Т.
Чёрный сад. Армения и Азербайджан между миром и войной. Глава 6. 1988—1990 гг. Азербайджанская трагедия.
Существуют различные мнения по поводу роли Народного фронта в кровопролитии. Армянские беженцы из Баку в своих рассказах о «черном январе» единодушно обвиняют в погромах «людей из Народного фронта» — его бородатых молодых активистов. Активисты из Народного фронта противопоставляют этому то, что они помогали армянам спастись.
На самом деле, обе версии, вероятно, верны, поскольку Народный фронт тогда представлял собой многочисленную и довольно аморфную массу. Отколовшиеся от Народного фронта Ализаде и Юнусова выдвигают более конкретные обвинения против лидеров радикального крыла, возлагая на них вину за отказ от попыток остановить надвигающееся насилие. Ализаде говорит, что за несколько дней до начала погромов перед штабом Народного фронта на улице Рашида Бейбутова были вывешены списки с адресами армянских семей. Когда их сняли, кто-то повесил их снова. Ализаде продолжает:
«После того, как закончилось заседание совета, все пошли на митинг Народного фронта, где собрался весь город. На митинге постоянно слышались призывы к антиармянским акциям, последний призыв был такой: „Да здравствует Баку без армян!“ Этот лозунг прозвучал на митинге Народного фронта. Во время митинга и начались антиармянские погромы в Баку. Ответственны ли за это лидеры Народного фронта? Думаю, да».
14. Communal Violence and Human Rights
15. БАКУ: ХРОНИКА СОБЫТИЙ (рус.), Журнал «Власть»
(29.01.1990).
16. Нахичевань (рус.), vexillographia.ru
.
17. 10 баллов по шкале Политбюро.
18. Qarabaq senedlerde | Karabakh in Documents | Карабах в документах
19. ВДВ в конце 80-х - начале 90-х годов. (часть III)
20. Кровавый горбачевский удар по Баку 20 января 1990 года
21. Estonia. Kultuuriministeerium,Fr. R. Kreutzwaldi nim. Eesti NSV Riiklik Raamatukogu. Eesti. Artiklite ja retsensioonide kroonika, выпуски 7–10
22. Летопись газетных статей, выпуски 1–13. Всесоюзная книжная палата
23. Brenda Shaffer
Borders and brethren: Iran and the challenge of Azerbaijani identity. — Belfer Center for Science and International Affairs, 2002. — ISBN 0-262-19477-5
24. On My Country and the World, By Mikhail Gorbachev
25. Thomas De Waal
Black Garden: Armenia and Azerbaijan through peace and war. — New York University Press, 2003. — ISBN 0-275-97258-5
26. Conflict in the Soviet Union: Black January in Azerbaidzhan. — Human Rights Watch, 1991. — ISBN 9781564320278
27. President of Azerbaijan. Azerbaijan. Bloody Memories
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Чёрный_январь