Сахалинский государственный университет
Институт истории, социологии и управления
Кафедра российской истории
Реферат по истории региона на тему:
Амурская экспедиция Г.И.Невельского 1851-1855гг.
Выполнила: студентка 1 курса очного отделения
Специальности «Государственное и муниципальное управление»
Добрицкая Анастасия Викторовна
Проверила: Кузнецова О.Ю.
Южно-Сахалинск
2011г.
Содержание:
Введение……………………………………………………………………………………..стр.3
Путешествие по Сахалину Н.К.Бошняка……………………………………..стр.4
Историческое плавание шхуны «Восток» в 1853году……………….стр.6
Основание муравьевского поста в заливе Анива………………………стр.7
Исследования Н.В.Рудановского на юге Сахалина…………………….стр.8
Историческое значение Амурской экспедиции………………………….стр.10
Заключение………………………………………………………………………………….стр.11
Список использованной литературы…………………………………………..стр.12
Географические открытия, сделанные в 1849г. Экипажем транспорта «Байкал», а также решительные действия Геннадия Ивановича Невельского на Нижнем Амуре летом 1850г. Заставили российское правительство пересмотреть своё отношение к амурской проблеме. Важную роль в этом сыграл генерал-губернатор восточной Сибири Николай Николаевич Муравьёв. Решительный и энергичный администратор, генерал Н.НюМуравьёв был горячим патриотом, остро сознавшим необходимость урегулирования пограничных вопросов России с Китаем и Японией. В 50-е гг. XIX века при его заинтересованной поддержке развернулись работы по всестороннему изучению южной части Дальнего Востока. Ключевая роль в этом принадлежала Амурской экспедиции, официально образованной 12 февраля 1851г. Её начальником стал капитан 1-го ранга Г.И.Невельской. Сначала основной состав экспедиции включал небольшую группу морских офицеров, отряд казаков и несколько служащих Российско-Американской компании.
Путешествие по Сахалину Н.К.Бошняка.
Значительное место в планах Амурской экспедиции отводилось Сахалину, внутренние районы которого были практически неизвестны в мировой географии. Прежде всего Г.И.Невельского заинтересовали сообщения аборигенов о находках каменного угля на острове. Как опытный моряк он понимал – заканчивается эпоха парусников, на смену им идёт паровой флот, развитие которого на Тихом океане будет зависеть от наличия топливной базы.
В феврале 1852г. Он направил на Сахалин самого молодого из своих сотрудников – лейтенанта Николая Константиновича Бошняка, поручив ему прояснить вопрос об угольных месторождениях, а также изучить внутренние районы северной части острова. К сожалению, обеспечить Амурскую экспедицию необходимым снаряжением правительство не смогло. Поэтому на первых порах Г.И.Невельскому и его офицерам приходилось терпеть нужду в самом необходимом. Лейтенант Бошняк позднее писал, что, отправляясь на Сахалин, он получил нарты с собачьей упряжкой, «дней на 35 сухарей, чаю да сахару, маленький ручной компас, а главное – крест капитана Невельского и ободрение, что если есть сухарь, чтобы утолить голод, и кружка воды напиться, то с Божией помощью дело делать ещё возможно». Надежным помощником Николая Константиновича Бошняка в этой поездке был его проводник – нивх Позвейн.
Тяжелейшие условия и опасности зимнего путешествия по необжитой местности не остановили юного офицера. На западном побережье Сахалина Н.К.Бошняк обнаружил выходящие к поверхности пласты каменного угля хорошего качества. Затем совершил труднейший переход в долину рек Тымь и далее к её устью, где описал Ныйский залив.
Исследования Н.К.Бошняка отличало исключительное добросовестное отношение к порученному делу. Описания посещённых им мест пунктуальны и широки: здесь наблюдения климата, месторождений полезных ископаемых, колебаний уровня моря в бухтах, растительного и животного мира и т.д.
Ещё более ценными оказались сведения Н.К.Бошняка о жителях местности, которую он называл «землёй гиляков на Сахалине». Посетив десятки туземных стойбищ, он насчитал в них 1090 мужчин, 1308 женщин и 872 детей, проживавших в 218 домах. В рапорте Г.И.Невельскому он сообщал, что сахалинские нивхи живут свободно, так же, как и их амурские сородичи:
«сколько я не старался узнать, нет ли здесь какого-нибудь влияния китайского или японского правительства, все мои розыски оказались совершенно безуспешными; …даже маньчжурские торгаши не ездят сюда для торга, не смотря на огромное количество пушных товаров, от которых бы они могли получить значительные выгоды».
Местные жители поведали русскому офицеру, что иногда берега Сахалина «посещаются китоловами и страх жителей к судам так велик, что, где я ни проезжал, везде меня спрашивали с заметным беспокойством, не придёт ли на будущий год судно». Боязнь эта «происходила от бесчинств, производимых на этих берегах» экипажами иностранных китобойных судов.
Историческое плавание шхуны «Восток» в 1853году.
Особое внимание Г.И.Невельской уделял изучению Татарского пролива. Дело в том, что географическое положение Сахалина, протянувшегося более чем на 900 км с севера на юг, а такжк ряд исторических причин способствовали тому, что в XVI и начале XIX вв. русские мореплаватели смогли обследовать только его восточное побережье и северную оконечность , прилегающую к устью Амура. Поэтому по указанию Г.И.Невельского летом 1852г. Штурман А.И.Воронин описал западное побережье острова от мыса Погиби до залива Виахту. Ещё через несколько месяцев лейтенант Н.К.Бошняк, исследуя материковый берег Татарского пролива, открыл прекрасный глубоководный залив со множеством бухт, названный императорской (ныне – Советская) гаванью.
Первым российским судном в водах Татарского пролива была винтовая шхуна «Восток» из эскадры адмирала Е.В.Путятина, находившейся тогда в Японии. 18августа 1853 г. «Восток» вышел из Нагасаки и взял курс на север. Командир шхуны капитан-лейтенант Воин Андреевич Римский-Корсаков писал об этом походе:
«В одиннадцать дней перешел я Японское море и 30 августа вечером в первый раз увидел южный мыс Сахалина, а ночью вошёл в Татарский залив, или, по-нынешнему, пролив. Тот клочок моря, который Лаперуз и Броутон отрекомендовали таким негостеприимным, ветреным и туманным, встретил меня как нельзя ласковее, наряженный в ясную теплую погоду, угощал бодреньким попутным ветерком вместо хлеба с солью».
Дважды В.А.Римский-Корсаков высаживался на сахалинский берег и встречался с айнами. У мыса Дуэ экипаж шхуны обнаружил пласты отличного угля и пополнил им свой трюм, положив тем самым начало использованию угольных богатств Сахалина. Затем корабль направился в Петровское зимовье. Это плавание шхуны «Восток» справедливо называют историческим. Впервые морское судно прошло проливом, разделяющим Сахалин и материк, по южному фарватеру достигло устья реки Амур, доказав практическое значение для мореплавания открытия Г.И.Невельского. Таким образом Воин Андреевич Римский-Корсаков совершил то, что не удалось его предшественникам – выдающемуся французскому мореплавателю Ж.Ф.Лаперузу и английскому капитану У.Р.Броутону.
Основание Муравьеского поста в заливе Анива.
В Санкт-Петербурге внимательно следили за действиями Амурской экспедиции. Основываясь на донесениях Г.И.Невельского, в апреле 1853г. Правительство приняло указ о передаче Сахалина в управление Российско-Американской компании и создании здесь русских военных постов. 22сентября того же года Г.И.Невельской основал на берегу залива Анива в аинском селении Кусун-Котан (территория современного города Корсаков) пост Муравьевский. Название пост получил в честь генерала-губернатора Восточной Сибири Николая Николаевича Муравьева.
Начальником поста был назначен майор Николай Васильевич Буссе, а его заместителем – лейтенант флота Николай Васильевич Рудановский. Наступали холода, и небольшой гарнизон, состоявший из матросов Сибирской флотилии и нескольких казаков, приступил к возведению домов, батареи и укреплений. Вскоре пост приобрёл вид небольшого, хорошо укреплённого военного форта, над которым развевался
Исследования Н.В.Рудановского на юге Сахалина.
Уже через несколько дней после учреждения Муравьевского поста лейтенант Н.В.Рудановский приступил к изучению побережья и внутренних районов южной части Сахалина. В начале октября 1853г. Он отправился в плавание вверх по реке Сусуе. Таким образом, его можно считать первым европейцем, ступившим на землю, где спустя десятилетия раскинулся современный Южно-Сахалинск.
За полтора столетия облик этой местности почти полностью изменился. Неизменным элементом ландшафта остались лишь контуры сопок, окружающих Сусунайскую низменность. О своих наблюдениях Рудановский сообщал Г.И.Невельскому:
«По качеству почвы, по изобилию леса, превосходных лугов и обилию в реке всякого рода рыбы, долина реки Сусуя весьма удобна для основания земледельческих поселений, в особенности между Кой и Экураки, где берега ровные, возвышенные и, по словам жителей, никогда не заливаемые весной».
Река Сусуя, пересекающая Южно-Сахалинск с севера на юг, дала наименования горному хребту и долине, где расположен город. Поэтому стоит сказать хотя бы кратко о происхождениии её названия. Когда-то сахалинский краевед Алексей Николаевич Рыжков высказал предположение, что айнское название «Сусуя» или «Сусунай» означает: «река, поросшая тальником, из которого туземцы делали орудия лова».
Однако более убедительным представляется другое объяснение, которое дал учёный-филолог Константин Макарович Браславец. «Сусу» в переводе с айнского значит «проход», а «я» - земля, скалистый берег, горный хребет. Следовательно: Сусуя – «проход к высокому скалистому берегу» или же «проход меж горных хребтов». Это объяснение соответствует географии бассейна реки, имеющей более 20 притоков, стекающих с окружающих долину хребтов. Кроме того, в те времена река Сусуя, несомненно, являлась для аборигенов наиболее удобной транспортной артерией для передвижения от берега анивского залива на север. Второе путешествие Н.В.Рудановского продолжалось с 29 октября по 14 ноября. На шлюпке с гребцами и проводником-айном он прошёл вдоль побережья залива Анива далеко на юг. Ночевали, как правило, в стойбищах айнов, кторые радушно встречали путешественника. Н.В.Рудановский заисывал всё, что наблюдал: жилища, обряды, внешний вид айнов и их язык. В каждом селении он вел своеобразную перепись населения. В эту поездку ему удалось добраться почти до самого мыса Анива, описать и нанести на карту всё побережье, вдоль которого он прошёл. В третью поездку Н.В.Рудановский описал окрестности Муравьевского поста и сделал промеры глубин близлежащих бухт. Наконец, четвертое, и главное, своё путешествие он совершил по зимней дороге с 20 декабря 1853 по 18 января 1854года. На сей раз с казаком Савватеем Березкиным и проводником-айном Серипонку он проехал на берег охотского моря до перешейка Поясок. Затем перевалил через хребет к берегу Татарского пролива, по которому двинулся на юг, до мыса Крильон. На обратном пути путешественник снова перевалил через Западно-Сахалинский хребет и вернулся в Муравьевский пост.
С собой тщательностью Н.В.Рудановский описал юго-западное побережье, где имелись бухты, пригодные для стоянки морских судов и которые очень интересовали Г.И.Невельского. Н.В.Рудановский дал им общее название – залив Невельского; особенно выделив две из них – Такмака и Маока. Он составил их подробные планы. В наши дни здесь находится порт Холмск – главные морские ворота Сахалина.
В каждой поездке Н.В.Рудановский вел метеорологические наблюдения, подробно описывал пройденный путь. В выборе маршрутов ему помогали айны. Важным итогом его исследований стали первая карта Южно-Сахалинска и перепись аборигенного населения. По данным 1854 г., дополненным в 1857г., на юге острова насчитывалось 95 айнских стойбищ, в которых проживало 2479 человек. Общая картина расселения туземцев выглядела следующим образом. На побережье залива Анива находилось 35 стойбищ, по берегу Охотского моря – 22, по берегу Татарского пролива – 35. Внутренние пространства на юге Сахалина оставались почти незаселёнными. Только в сусунайской долине было три небольших айнских селения, насчитывавших всего 60 жителей. Кроме айнов на острове проживало некоторое количество японцев , занимавших в 1854г. 44 пункта, в основном на юго-западном побережье и в заливе Анива. Эти сведения Н.В.Рудановского крайне важны, ибо они характеризуют население Южного Сахалина в период, непосредственно предшествующий началу русской колонизации.
Историческое значение Амурской экспедиции.
Деятельность Г.И.Невельского и его соратников по Амурской экспедиции оказала огромное влияние на судьбу Российского Дальнего Востока, в том числе и Сахалина.
Исследования на транспорте «Байкал» в 1849 г. позволили опровергнуть мнение о полуостровном положении Сахалина и доказать, что Амур доступен для морских судов. В течении 5 лет участники амурской экспедиции детально изучили бассейн Нижнего Амура, начали топографическую съёмку этой местности, собрали ценные сведения о населении, флоре и фауне Приамурья и Приморья, об их внутренних водных и сухопутных маршрутах. Офицеры экспедиции впервые правильно нанесли на карты материковый и сахалинский берега Татарского пролива, устранив неточности и ошибки иностранных мореплавателей конца XVIIIвека.
Своими действиями Амурская экспедиция создала предпосылки для дальнейшего научного изучения, заселения и экономического освоения Приамурья, Приморья и Сахалина.
В ходе исследований Амурской экспедиции, было установлено, что Амур судоходен на всем протяжении, что вход в него возможен для морских судов, как с севера, так и с юга, что в лимане Амура существуют фарватеры (Невельского, Южный и Сахалинский), по которым при надлежащем навигационном ограждении могут плавать морские суда. Благодаря деятельности Амурской экспедиции был детально исследован бассейн нижнего Амура, произведена топографическая съемка этой местности, составлена карта Амура. Были собраны ценные сведения о населении, флоре и фауне Приамурья и Приморья, об их внутренних водных путях и сухопутных маршрутах. Важными оказались и данные о гидрологическом режиме реки и лимана Амура. Были обнаружены неточности на картах, составленных предшественниками-мореплавателями.
Участники экспедиции впервые правильно нанесли на карты материковый берег Татарского пролива. В ходе исследований на Сахалине были открыты месторождения каменного угля, описано побережье острова, составлена карта южной и средней его частей, произведена перепись населения острова, исследованы его водные и сухопутные пути и проведены первые метеорологические наблюдения.
Своими действиями Амурская экспедиция создала предпосылки для развертывания дальнейших научных исследований в Приамурье, Приморье и на Сахалине. В результате этих исследований была составлена подробная карта региона.
Многое в исследовательских работах экспедиции зависело от личности Г.И. Невельского, от его энергии, настойчивости, таланта, от его умения ладить с самыми разными по характеру людьми. Но историческое, научное и политическое значение Амурской экспедиции вряд ли оказалось бы так велико, если бы не самоотверженный труд замечательных сподвижников Невельского. Их имена известны истории: А.И. Воронин, Н.К. Бошняк, О.И. Орлов, Н.М. Чихачев, А.П. Березин, А.П. Петров, Г.Д. Разградский, В.А. Римский-Корсаков, Н.В. Рудановский, П.Ф. Гаврилов, А.А. Халезов, А.П. Семенов, Л.А. Попов и другие.
Книга Г.И. Невельского «Подвиги русских морских офицеров на крайнем Востоке России 1849 – 1855 гг. При-Амурский и При-Уссурийский край» в 1878 г., через два года после его смерти, была издана его женой и активной помощницей Екатериной Ивановной Невельской.
Список использованной литературы:
«История Сахалина и Курильских островов» под ред. М.С. Высокова
«Сахалин в средние века» под ред. М.И.Ищенко
«Военный Энциклопедический Словарь. М., 1986».
http://www.fegi.ru/