План Введение 1 Предыстория
2 Оккупация
3 Общественная реакция
Введение
Индонезийская оккупация Восточного Тимора (индон. Pendudukan Indonesia di Timor Timur; 7 декабря 1975 г. — 27 января 1999 г.) — период истории Восточного Тимора, когда последний был оккупирован войсками республики Индонезия с 1975 по 1999 г. Это произошло против воли большинства тиморцев, которые за 9 дней до оккупации (28 ноября) получили независимость от Португалии. Индонезийское правление взяло курс на быструю насильственную «интеграцию» Восточного Тимора в унитарное индонезийское государство. Португальский язык был запрещён, начались массовые проявления жестокости, насилия и военного произвола. Но тиморцы продолжали бороться за независимость, опираясь на поддержку общественности. За время 24-летней оккупации, а также в течение 2,5-годичного мандата ООН, в оккупированном регионе было убито, казнено, замучено или пропало без вести от 100 до 250 тыс. человек (при общем населении во время вторжения не более 600 тыс. человек). 19 мая 2002 г. Восточный Тимор официально стал 192-м независимым государством мира.
1. Предыстория
В 1586 −1975 годах Восточный Тимор был колонией Португалии под названием Португальский Тимор, являясь составной частью Португальской Индонезии. С 1973 г., с началом политических реформ в самой Португалии, он имел статус «автономной провинции» Португалии. В 1974 г. в Португалии произошла революция гвоздик, вслед за ней была провозглашена политика постепенной деколонизации. Это послужило поводом для начала столкновений между сторонниками независимости Восточного Тимора, которых возглавил Революционный фронт за независимый Восточный Тимор (ФРЕТИЛИН), и сторонниками воссоединения с Индонезией. 26 августа 1975 г. португальский генерал-губернатор оставил столицу страны г. Дили, запросив ООН направить в провинцию войска. 28 ноября 1975 г. ФРЕТИЛИН объявил о создании независимой Народно-Демократической Республики Восточный Тимор.
2. Оккупация
Но уже на следующий ден
Насильственная «интеграция» не только не получила признания со стороны ООН, но и не увенчалась успехом в самом Восточном Тиморе. Его католическое население не восприняло ценности мусульманской Индонезии, хотя индонезийский язык существенно потеснил португальский и тетум в сфере образования и управления. Португальский язык в Восточном Тиморе, тем не менее, оставался главным средством общения подпольщиков и других борцов сопротивления. После того как в мае 1998 г. в вынужденную отставку ушёл президент Индонезии Сухарто, его преемник Юсуф Хабиби пошёл навстречу требованиям тиморцев и согласился провести референдум по вопросу дальнейшей судьбы этой территории. Поначалу Джакарта настойчиво предлагала Восточному Тимору «особый автономный статус» по вопросам религии и языка, но желая сохранять и дальше контроль на такими областями, как внешняя политика, финансы, оборона и безопасность.
3. Общественная реакция
Индонезийская оккупация Восточного Тимора Оккупация Индонезией Восточного Тимора вызвала крайне негативную реакцию как со стороны ООН, так и со стороны большинства социалистических стран. Борцы за независимость Рамуш-Орта и епископ Карлуш Белу получили Нобелевские премии за долгое ненасильственное сопротивление индонезийской оккупации.