План Введение 1 Предыстория
2 Политическое и административное устройство
3 Население
4 Религия
5 Экономика
6 Правители
Список литературы
Новая Испания
Введение
Ви́це-короле́вство Но́вая Испа́ния (исп. Virreinato de Nueva España
) — испанская колония в Северной Америке, существовавшая в 1535—1821 гг. В её состав входили территории современной Мексики, юго-западных штатов США (а также Флориды), Гватемалы, Белиза, Никарагуа, Сальвадора, Коста-Рики, Кубы. Кроме этого в подчинение Новой Испании были Филиппины и различные острова в Тихом океане и Карибском море. Столица располагалась в Мехико. В 1821 году в результате поражения в Войне за независимость Мексики Испания потеряла все североамериканские земли, на которых образовались новые независимые государства. Куба и Филиппины стали управляться напрямую из Испании — вплоть до 1898 года, когда по итогам войны с США они были также потеряны метрополией.
1. Предыстория
Луис де Веласко получил контроль над многими полукочевыми коренными племенами Чичимеками северной Мексики в 1591 году. Это позволило расширить провинцию Новая Мексика или «Провинция де Нуэво Мехико». В 1598 году Хуан-де-Оньяте стал первопроходцем так называемой «Королевской дороги внутренних земель» или Эль-Камино-Реал-де-Тьерра-Адентро между городом Мехико и деревней народа тева Сан Хуан Пуэбло . Кроме того, он основал поселение (испанский пуэбло) Сан-Хуан на Рио-Гранде. В 1605 образована провинция Новая Мексика. В 1609 году Педро де Перальта, позже губернатор провинции Нью-Мексико, учредил поселение Санта-Фе в горах Сангре-де-Кристо ставшее в итоге центром провинции.
2. Политическое и административное устройство
Высшая гражданская и военная власть в Новой Испании находилась в руках назначаемого вице-короля, который подчинялся непосредственно монарху и Верховному совету по делам Индий в Мадриде. При вице-короле находился совещательный орган — аудиенсия. Юрисдикция аудиенсии Мехико распространялась на южную часть вице-королевства, а юрисдикция аудиенсии Гвадалахары (политического и административного центра одноименного интендантства) — на северную.
В 1786 году часть провинций Новой Испании была преобразована в 12 интендантств, главой каждого из которых являлся интендант, выполнявший административные, судебные и военные функции, ведавшими сбором налогов и деятельностью муниципалитетов провинциальных центров. Семь северных провинций объединялись в два военных округа: западный и восточный. Они управлялись командующими, подчиненными вице-королю. Три провинции сохранили свой прежний статус. Города и сельские округа находились в ведении коррехидоров и старших алькальдов, которым подчинялись выборные старосты индейских селений.
Существовали также местные городские советы — кабильдо, или аюнтамиенто, члены которых официально избирались домовладельцами, но с течением времени эти должности стали пожизненными и наследственными, а иногда даже покупались. Деятельность муниципалитетов находилась под контролем колониальной администрации.
3. Население
Большую часть населения Новой Испании составляли её уроженцы и около 40 % из них были индейцами. Первое столетие после конкисты было обозначено резким сокращением их численности, что заставило колонизаторов, нуждавшихся в рабочей силе и налогоплательщиках, перейти от прямого ограбления и истребления коренных жителей к организованной эксплуатации, которая приобрела феодализированную форму. В результате этих изменений со второй половины XVII в. начался медленный прирост аборигенного населения, и к началу XIX в. его численность достигла уже 2,3 — 2,4 млн человек. Испанское законодательство признавало за индейскими общинами право владения землей, запрещая ее отчуждение без санкции властей. Однако имел место и захват испанцами общинных земель с последующим юридическим оформлением. Индейцы также считались лично свободными. В соответствии с законодательством труд их подлежал оплате и не должен был быть чрезмерно тяжелым. Однако на практике это не всегда соблюдалось.[1]
С начала XVII в. на индейцев налагалась принудительная трудовая повинность (репартимьенто, или куатекиль) в виде работы на рудниках, промышленных предприятиях и плантациях, строительства. Для этих целей власти выделяли определенное число мужчин в возрасте от 15 до 60 лет. С индейцев взималась подушная подать — трибуто, которую на рубеже XVIII и XIX вв. платили один раз в год в размере двух песо все женатые мужчины от 18 до 50 лет, за исключением наследственных старейшин касиков, старост селений и других должностных лиц. Холостяки и одинокие женщины облагались податью в два раза ниже.[1]
Также на плантациях и промышленных предприятиях и в качестве домашней прислуги работали негры, в большинстве своем являвшиеся рабами, которых завозили в Новую Испанию из Африки с середины XVI в. Но по причине высокой смертности и постепенного уменьшения, а затем и полного прекращения их ввоза в результате начавшегося прироста индейского населения численность негров к началу XIX в. не превышала 10 тыс. человек.
Привилегированный слой колониального общества составляли уроженцы метрополии, которых местные жители называли гачупинами (исп. gachupin
— «люди со шпорами», носило презрительный оттенок). В начале XIX в. их насчитывалось около 15 тыс. Это сословие состояло в основном из родовитого дворянства и крупных предпринимателей, представители его занимали почти все высшие административные, военные и церковные посты.
Важную роль в жизни колонии играло креольское население. Численность креолов составляла примерно 1,1 млн человек. Хотя номинально креолы обладали теми же правами что и испанцы из метрополии, в реальности они подвергались жёсткой дискриминации и лишь в порядке исключения назначались на высокие должности: за весь колониальный период из 61 вице-короля только 3, а из 171 епископа только 41 были креолами. Из этого слоя населения вышла большая часть помещиков, они пополняли ряды колониальной интеллигенции, занимали должности административного аппарата, церкви и армии.
Метисное население было лишено гражданских прав: метисы и мулаты не могли становиться чиновниками и офицерами, не могли участвовать в выборах органов самоуправления. Они занимались ремеслом, розничной торговлей, служили в качестве управляющих и приказчиков, составляли большинство мелких землевладельцев —- ранчеро.
4. Религия
Одним из основных институтов Новой Испании являлась католическая церковь. Под ее влиянием находилась вся духовная жизнь: церковь ведала учебными заведениями, через инквизицию осуществляла цензуру, к концу XVIII в. ей принадлежало более половины всего недвижимого имущества колонии. Однако основная часть церковных средств использовалась в ипотечных и кредитных операциях: денежных ссудах и займах под залог собственности светских землевладельцев, финансировании торговых предприятий, промышленности, сельского хозяйства. Духовенство обладало рядом привилегий: оно не облагалось налогами и пользовалось правом особой юрисдикции по всем судебным делам, касавшимся личности или имущества. Наибольшим влиянием пользовались преимущественно клирики из числа уроженев метрополии. Низшему же духовенство, состоявшему в основном из креолов и метисов, приходилось жить на скудное жалованье и весьма скромные даяния верующих, таким образом годовой достаток многих приходских священников ненамного превышал средний заработок горнорабоч
5. Экономика
Хозяйственная жизнь Новой Испании подчинялась интересами метрополии, для которой она была прежде всего источником драгоценных металлов, поэтому их добыча стала важнейшей отраслью экономики. Так в 1521—1945 гг. было добыто около 205 тыс. т металла — около трети всей американской добычи за этот период, а в крупнейшем месторождении Южной Америки — Потоси — за период с 1556 по 1783 год было добыто серебра на 820 млн 513 тыс. 893 песо и 6 «прочных реалов» (последний в 1732 году равнялся 85 мараведи).[2]
На рудниках наряду с индейцами, работавшими в исполнение репартимьенто и выполнявшими главным образом подсобные функции, было задействовано немало горнорабочих из других этническим групп. С ходом экспроприации крестьянских земель и обнищания населения городов предложение рабочей силы возрастало, и пеонаж в горнодобывающей промышленности был вытеснен вольнонаёмным трудом. Например, на рудниках Гуанахуато, дававших в конце XVIII в. шестую часть всей добычи золота и серебра в Америке в 1792 г. из 4 тыс. 659 занятых там горняков болышинство — 4 тыс. 536 человек — составляли креолы, метисы и мулаты. Обрабатывающая же промышленность вице-королевства развивалась медленно.[1]
Чтобы избежать конкуренции со стороны колониальной продукции, испанские власти запрещали выращивание в Новой Испании винограда, олив, конопли, льна — разрешалось выращивание только тех культур, которые не произрастали в Испании. Эти ограничения мешали развитию сельскохозяйственного производства.
На протяжении большей части колониального периода экономические связи Новой Испании в основном ограничивались торговыми отношениями с метрополией, которые осуществлялись только через Веракрус и один испанский порт — Севилью, а с 1717 года — Кадис, прямая же торговля с иностранными государствами и с другими испанскими колониями (кроме Филиппин) запрещалась. Все товары облагались высокими таможенными пошлинами. Кроме того, при их продаже и перепродаже взимался особый налог — алькабала, размер которого на протяжении большей части XVII—XVIII в. и в первом десятилетии XIX в. составлял 6 % стоимости.
Товары из метрополии и обратно перевозились до последней четверти XVIII в. только специальными флотилиями, а с Филиппин в порт Акапулько — так называемым манильским галеоном.
Многочисленные запреты и ограничения, сдерживавшие экономическое развитие страны, всё же не могли остановить рост мануфактурного и ремесленного производства, торговли, сельского хозяйства, наблюдавшийся в Новой Испании на рубеже XVIII и XIX вв.
6. Правители
Наместники:
· Эрнан Кортес (1521 — 24)(1524 — 26)(втор. аудиенсия 1531 — 35).
· Маркос де Агилар (и. о. 1526 — 27).
· Алонсо де Эстрада (и. о. 1527 — 28).
Вице-короли:
· Антонио де Мендоса (перв. аудиенсия 1528 — 31)(вице-король 1535 — 50).
· Луис де Веласко-и-Аларкон (1550 — 64).
· Гастон де Перальта Боскет (1566 — 68).
· Мартин Энрикес де Альманса (1568 — 80).
· Лоренсо Суарес де Мендоса (1580 — 83).
· Педро Мойя-и-Контрерас, арх. Мехико (1584 — 85).
· Альваро Манрике де Суньига (1585 — 90).
· Луис де Веласко, маркиз де Салинас (1590 — 95)(1607 — 11).
· Гаспар де Суньига-и-Асеведо (1595—1603).
· Хуан де Мендоса-и-Луна, маркиз де Монтес-Кларос (1603 — 07).
· Франсиско Гарсиа Герра, арх. Мехико (1611 — 12).
· Диего Фернандес де Кордова, маркиз де Гуадалкасар (1612 — 21).
· Диего Каррильо де Мендоса-и-Пиментель (1621 — 24).
· Родриго Пачеко-и-Осорио (1624 — 35).
· Лопе Диас де Армендарис (1635 — 40).
· Диего Лопес Пачеко Кабрера-и-Бобадилья (1640 — 42).
· Хуан Палафокс де Мендоса (1642 — 48).
· Маркос де Торрес-и-Руэда (1648 — 49).
· Луис Энрикес де Гусман, маркиз де Вильяфлор (1650 — 53).
· Франсиско Фернандес де ла Куэва, герцог де Альбукерке (1653 — 60).
· Хуан де Лейва-и-де ла Серда, маркиз Лейва (1660 — 64).
· Диего Осорио де Эскобар-и-Льямас, еп. Пуэблы (1664).
· Антонио Себастьян де Толедо, маркиз Мансера (1664 — 73).
· Педро Нуньо Колон де Португаль, герцог Верагуас (1673).
· Франсиско Пайо Энрикес де Ривера, арх. Мехико (1673 — 80).
· Томас Антонио де ла Серда-и-Арагон, граф Паредес (1680 — 86).
· Мельчор Портокарреро Ласо де ла Вега, граф Монклоа (1686 — 88).
· Гаспар де Сандоваль Сильва-и-Мендоса, граф Гальвес (1688 — 96).
· Хуан де Ортега-и-Монтаньес, еп. Мичоакана (1696)(1701).
· Хосе Сармьенто Вальядарес, граф Моктесума (1696—1701).
· Франсиско Фернандес де ла Куэва Энрикес (1701 — 11).
· Фернандо де Аленкастре Норонья-и-Сильва (1711 — 16).
· Балтасар де Суньига-и-Гусман Сотомайор (1716 — 22).
· Хуан де Акунья, маркиз Касафуэрте (1722 — 34).
· Хуан Антонио Висаррон-и-Эгиаррета, арх. Мехико (1734 — 40).
· Педро де Кастро-и-Фигероа, маркиз де Грасиа (1740 — 41).
· Педро Севриан-и-Агустин, граф де Фуэнклара (1742 — 46).
· Франсиско де Гуэмес-и-Оркаситас, граф Ревилья-Хихедо (1746 — 55).
· Агустин Агумада де Вильялон, маркиз Амарильяс (1755 — 60).
· Франсиско Кахигаль де ла Вега (и. о. 1760).
· Хоакин де Монсеррат, маркиз Круильяс (1760 — 66).
· Антонио Мария Букарели-и-Урсуа (1771 — 79).
· Мартин де Майорга (1779 — 83).
· Матиас де Гальвес (1783 — 84).
· Бернардо де Гальвес (1785 — 86).
· Алонсо Нуньес де Аро-и-Перальта, арх. Мехико (1787).
· Мануэль Антонио Флорес Мальдонадо (1787 — 89).
· Хуан Висенте де Гуэмес Пачеко-и-Падилья (1789 — 94).
· Мигель де ла Грау Таламанка-и-Бранкифорте (1794 — 98).
· Мигель Хосе де Асанса (1798—1800).
· Феликс Беренгер де Маркина (1800 — 03).
· Хосе де Итурригарай-и-Аростеги (1803 — 08).
· Педро де Гарибай (1808 — 09).
· Франсиско Хавьер де Лисана-и-Бомонт, арх. Мехико (1809 — 10).
· Франсиско Хавьер Венегас де Сааведра (1810 — 13).
· Мигель Идальго-и-Костилья (в Гуанахуато 1810 — 11)*
· Антонио Торрес (в Халиско 1810 — 11)*
· Хосе Мария Морелос-и-Павон (в Куэрнаваке 1811 — 12, в Теуакане 1812 — 15)*
· Игнасио Район (в Ситакуаро 1811 — 12).
· Висенте Герреро (в Герреро 1811 — 21, 1823 — 24)*
· Хулиан Вильягран (в Веракрусе 1812 — 14)*
· Хосе Франсиско Осорно (в Пуэбле 1812 — 16).
· Феликс Мария Кальеха дель Рей, граф де Кальдерон (1813 — 16).
· Мануэль Мьер-и-Теран (в Теуакане 1814 — 17)*
· Хуан Феликс Гуадалупе-Виктория (в Веракрусе 1812 — 20, 1822 — 24).
· Хуан Руис де Аподака (1816 — 21).
· Франсиско Новелья Асабаль (1821).
· Хуан О’Донохью (форм. 1821 — 22).
Список литературы:
1. Альперович М. С.
Рождение Мексиканского государства. — 1979.
2. Письмо казначея Потоси дона Ламберто де Сьерра императору Карлу III от 16 июня 1784 года. // Colleccion de documentos ineditos para la historia de Espana. Tomo V. — Madrid, 1844.
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Новая_Испания