Замураева Полина Баировна
Рассматривается влияние историко-культурных и нормативно-правовых факторов на гендерные отношения в традиционной культуре бурят. Отмечено, что на формирование и развитие гендерных отношений бурят (вторая половина XVIII — начало XIX вв.) оказывали воздействие: историко-культурное развитие края, традиционный уклад, половая дифференциация хозяйственной деятельности, религиозные воззрения, процесс воспитания детей, обычное право. Эти факторы во многом определили характер и мировоззрение народа, способствовали взаимообогащающему опыту общения представителей разных культур, изменениям в быте и судопроизводстве, корректировали правила поведения между полами
В период всемирной глобализации значительно возрос интерес современной науки к историческому прошлому, культурному наследию разных этнических групп и народов. Происходитпереоценканравственныхориентиров, восстановлениеисторической и культурной памяти. Особое внимание обращается на изучение традиций, обычаев, взаимоотношений мужчин и женщин в прошлом, особенностей воспитания детей. Подвергаются анализу сложившиеся ранее взгляды на поведение мужчин и женщин.
Представлениям о мужественности и женственности и присущих им свойствах в традиционной культуре бурят отводилось существенное пространство, которое охватывало быт, систему религиозных верований, отношения внутри семьи и в обществе. Поведение мужчин и женщин строго регламентировалось и стереотипизирова- лось в коллективном сознании. Одним и тем же действиям человека в зависимости от пола придавалось различное значение. Следовательно, гендерные отношения — это отношения между мужчиной и женщиной, которые формируются культурными нормами, принятыми в обществе, посредством разделения труда, системы гендерных ролей, особенностей воспитания мальчиков и девочек, занимаемого положения и статуса мужчины и женщины в обществе.
Данная статья посвящена рассмотрению влияния историко-культурных и нормативно-правовых факторов, во многом определивших особенности развития гендерных отношений в традиционной культуре бурят во второй половине XVIII — начала XIX вв., таких как:
историко-культурное развитие края;
традиционный уклад;
половая дифференциация хозяйственной деятельности;
религиозные воззрения;
процесс воспитания детей;
обычное право.
Рассмотрим данные факторы более подробно.
Значительное влияние на развитие традиционной культуры бурят, организацию гендерных отношений оказало историко-культурное развитие края. Вторая половина XVIII в. — начало XIX в. — исторический период, который был важным и поворотным в судьбе бурятского народа. Это время характеризовалось процессами переселения крестьян с запада России в Сибирь, усиления влияния культуры русского народа, христианизации (посредством реализации политики российского государства), развития капиталистических отношений, изменения типа хозяйствования, характера общественных отношений. Под воздействием законов российского государства произошли изменения в содержании норм обычного права бурят. Все это сказалось на особенностях традиционной культуры, характере гендерных отношений бурят, способствовало расширению прав женщин. Так, в начале XIX в. увеличивается состав и стоимость приданого невесты, что, в свою очередь, обуславливает развитие имущественных прав женщины, процедура развода по инициативе жены сопровождается меньшими трудностями. Очень часто для официального оформления развода буряты принимали православие, которое признавало недействительными браки, заключенные по языческим обычаям. Здесь можно отметить, что христианство сыграло особую роль в раскрепощении мужчин и женщин в традиционной культуре бурят второй половины XVIII — начала XIX вв. Принятие православия давало возможность создавать семьи беднякам, расторгать брак, а также способствовало ассимиляции народов, возникновению смешанных браков, формированию взаимообогащающего опыта общения представителей разных конфессий и традиций [2, С. 182-185]. Процесс обособления молодых супружеских пар из больших или неразделенных семей также способствовал увеличению личной свободы молодых, они обретали большую самостоятельность в решении многих вопросов своей семьи [2, С. 183-194].
Активное освоение края повлекло за собой изменение быта, традиционного уклада жизни бурят. В исследуемый период буряты начинают осваивать земледелие, которое оказало влияние на быт и образ жизни бурят. Ограничивается число кочевок и происходит переход на стойловое содержание скота, в результате чего наблюдается значительное сокращение хозяйственных и домашних обязанностей у мужчин и увеличение их у женщин, что повлияло на закабаление женщин в сфере домашних работ. Поэтому к хозяйке дома, выполнявшей основные организаторские, воспитательные функции в семье, со стороны общественного и родственного коллектива проявлялось уважительное отношение.
В исследуемый период у бурят превалировала большая патриархальная семья и традиционный уклад бурят характеризовался общим ведением хозяйства. Исходя из хозяйственных нужд, обеспеченные мужчины брали по две-три жены как помощниц в хозяйстве. Причиной существования многоженства у бурят также являлось и бесплодие или тяжелая болезнь жены. Но при этом со стороны женщины требовалось строжайшее соблюдение супружеской верности, за нарушение которой женщину и ее любовника наказывали плетью. Санкционированная неверность мужа являлась пережитком родовых традиций, согласно которым связь мужчины с посторонней женщиной не нарушала чистоты крови данной родственной группы, в то время как связь женщины с мужчиной из другого рода как бы вносила чужую кровь в состав данной семейной группы и, следовательно, всего рода [5, С. 33-34].
Следует указать, что пожилые мужчины и женщины со стороны детей, внуков, общественного коллектива пользовались одинаково большим уважением и заботой, их богатый жизненный опыт позволял им активно участвовать в общеродовых мероприятиях, решении общесемейных дел, воспитании детей.
Таким образом, половая дифференциация хозяйственной деятельности определяла иерархию в гендерных отношениях. Разделение труда по половому признаку в традиционной культуре бурят являлось не просто делением функций на мужские и женские, оно влекло за собой определенную стратификацию различных видов деятельности и порождало иерархические различия между полами. Иерархия полов в традиционном бурятском обществе во многом зависела от отношения мужчин и женщин к контролю ресурсов жизнеобеспечения и культурных благ.
В отличие от женщин статус мужчины в традиционном бурятском обществе был высоким. Мужчина являлся кормильцем и защитником, распределителем культурных благ. Именно мужчины работали с металлами, деревом, камнем, костью и рогом, изготовляли хозяйственные принадлежности, посуду и украшения, занимались строительством домов, изготовлением сетей и веревок для рыбалки и охоты, добывали пропитание для семьи. Но женщины обладали полной монополией в принятии решений, касающихся домашней сферы, что связывалось с большей загруженностью женщины работой по дому, обеспечением членов семьи продуктами питания, одеждой, постельными принадлежностями, рождением и воспитанием детей [3, С. 336-337].
Существенное влияние на гендерные отношения бурят оказывали также традиционные религиозные воззрения народа, в которых выявлялось качественное различие между муж
В силу своей сакральной чистоты в религиозной жизни мужчины являлись главными исполнителями обрядов и ритуалов. Однако следует отметить, что существовали и исконно женские обряды, которые мужчинам посещать запрещалось, считалось, что призываемые женские божества и духи, появившиеся в результате тяжелого или насильственного ухода из жизни, могли мстить обидчикам и мужчинам.
Важным фактором в процессе формирования гендерных установок, нравственных ценностей у бурят являлось воспитание детей, приобщение к культурным традициям и обычаям народа. Именно семья, семейные идеалы, семейное воспитание закладывали основу, стержень и принципы, которыми руководствовался человек на протяжении всей своей жизни. Сложившаяся в процессе исторического опыта система нравственного воспитания, выработанные этнические принципы, нормы и правила поведения в семье и обществе усваивались каждым поколением с раннего детства. Детям с малолетства прививалось послушание и почтительное отношение к родителям, уважение к старшим. Эти правила строго соблюдались в быту и в процессе воспитания становились нравственной привычкой, нормой общения.
Воспитание мальчиков и девочек имело существенные различия. Мальчик становился баловнем семьи: ему отдавали лучший кусок, он мог курить трубку, в торжественные дни пить тарасун и т.д. Девочке же с раннего возраста внушалась мысль о подчиненном положении, зависимости от отца, брата. Такая разница в отношении к мальчикам и девочкам была освящена глубокой по давности традицией: сын — будущий кормилец старых родителей, наследник семейного очага и хозяйства, продолжатель рода, а девочка — чужой товар, так как воспитывается в семье до замужества для чужого рода [1, С. 88].
Еще одним значимым фактором, оказавшим влияние на развитие гендерных отношений, являлось обычное право, которое представляло собой нормативную систему, сохранившую преемственность с периода возникновения родовых отношений, и регулировало общественные отношения в период с конца XVII по начало XIX вв. внутри бурятских родов. Правовыми нормами, основанными на народных традициях и обычаях, руководствовались в повседневной жизни. Впоследствии эти нормы получили название «степные уложения». Правовые нормы принимались на хуралах уважаемыми в народе людьми, образованными представителями общества, буддийским духовенством, выступавшим за нравственность населения [4, С. 97-100].
К числу основных памятников права относятся степные уложения хоринских бурят — 1759, 1763, 1788, 1808, 1823 и 1851 гг., балаганских бурят — 1818 г., селенгинских бурят — 1775,1823 и 1841 гг., кударинских бурят — 1860 г. Эти законодательные акты и уложения представляют собой своды законов, регулирующих всю жизнедеятельность бурятского общества, они устанавливают нормы брачного права, правила охоты и методы борьбы с пьянством, регулируют торговые отношения, запрещают торговлю в кредит и в долг, отдачу в кабалу человека за отцовские долги [4, С. 92-93]. К примеру, Уложение (наказ) 1793 г. начинается со следующих слов «Никто не должен вести своевольную, пьяную, распутную жизнь... воспретить всем людям моложе 40 лет пить вино», здесь следует указать, что данный запрет был также связан с сохранением репродуктивной функции у мужчин и женщин.
Уложение 1788 г. устанавливает при разводе супругов «андзу» (штраф) в 35 голов скота и осуждает женщину, оставившую мужа, достойного и способного к половым сношениям, и принуждает ее вернуться к мужу. Таким образом, обычное право противостояло разводам и способствовало сохранению семьи.
Уложение 1808 г. устанавливает наказание за увечье: человек, нанесший травму, обязался лечить потерпевшего в течение 6 месяцев, пригласив известных народу лекарей и костоправов. Если повреждение окажется неизлечимым, то должен отдать 50 голов скота. За оскорбление родителей обидчиков наказывали плетью в два удара на лобном месте. За воровство трижды секли кнутом. За измену и прелюбодейство секли плетьми обоих виновных и женщину и мужчину. У виновного в пользу мужа женщины отбирали коня. Здесь обычное право выступало регулятором конфликтов и предусматривало строгие меры за непослушание, оскорбления старших, разврат [4, С. 94-96]. Обычное право регулировало правила развода и способствовало сохранению семьи, определяло имущественные и наследственные права мужчин и женщин и наказания за правонарушения, обязывало опекать всех вдов как с детьми, так и одиноких.
В заключение отметим, что в традиционном патриархальном бурятском обществе существовали определенные стереотипы поведения мужчин и женщин в семье, обществе, модели гендерных отношений, которые поддерживались и передавались из поколения в поколение. Историко-культурные и нормативно-правовые факторы обеспечивали эту преемственность, регулировали самые разные стороны общественной, семейной жизни, определяли статус мужчины и женщины, их права и обязанности, санкции за нарушения.
Таким образом, выявленные и рассмотренные факторы определили формирование и развитие гендерных отношений
Список литературы
Басаева К.Д. Семья и брак у бурят: (Вторая половина XIX — начала XX вв.). Улан-Удэ: Бурят. кн. изд., 1991. 192 с.
Бураева О.В. Хозяйственные и этнокультурные связи русских, бурят и эвенков в XVII — середине XIX вв. Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 2000. 206 с.
Бутовская М.Л. Тайны пола. Мужчина и женщина в зеркале эволюции. Фрязино: Век 2, 2004. 368 с.
Чимитдоржиев Ш.Б. Кто мы бурят-монголы? История. Культура. Политика. Буряадай туухэИэ. Улан-Удэ: [б. и.] , 2012. 384 с.
Бартанова А. Женщины Бурят-Монголии. 135 с. Архив ЦВРК ИМБИТ СО РАН. Инвентарная книга общего архивного фонда. Часть II. №№ 1001 — 2000, ед.хр. 1144.
Гирченко В. Русские и иностранные путешественники XVII, XVIII о бурятах. — 148 с. Архив ЦВРК ИМБИТ СО РАН. Инвентарная книга общего архивного фонда. Часть I. №№ 1 — 1000, ед.хр. 147.
Кудрявцев Ф.А. Очерк истории хозяйственного быта и социальных отношений бурят-монгольской народности с XVII века до Февральской революции 1917 г. Часть I. — 139 с. Архив ЦВРК в традиционной культуре бурят второй половины XVIII — начала XIX вв., вызвав перемены в общественных отношениях; оказали влияние на взаимообогащающий опыт общения представителей разных национальностей, конфессий, традиций и обретение населением таких традиций, как толерантность, веротерпимость, взаимопомощь, доброжелательность и т.д. Здесь следует указать, что опыт прошлых поколений активно используется и в настоящее время, к примеру, попытки введения наказаний и штрафов за развод, запрета на употребление алкоголя несовершеннолетними, активная борьба с табакокурением, стремление внести в закон статьи о привлечении к ответственности родственников преступника (круговая порука), а также составление брачных контрактов при вступлении в брак и др.