Сырицина К.С.
В ряду имен выдающихся полководцев, вышедших из среды русского народа, звездой первой величины сияет имя Суворова Александр Васильевич. Суворов родился 13 ноября 1730 года в Москве. Отец его генерал-аншеф Василий Иванович Суворов, крестник Петра I. Мать Евдокия Федосьевна Манукова умерла, когда Александру не было еще и 15 лет. Раннее детство Суворов провел дома, где и получил домашнее воспитание и образование. Он изучал необходимые предметы, а также иностранные языки: французский, немецкий и итальянский. Юноша учился очень прилежно, но в определенном направлении. Ведь Суворов был сыном генерала, жил в военной среде, читал книги преимущественно военного содержания, естественно, что он мечтал лишь о военной карьере. Однако отец считал, что сын не пригоден для военной службы, так как он был «ростом мал, хил, тощ, плохо сложен и некрасив».
В 15 лет Суворов поступил в полк простым солдатом. Служа рядовым, Александр ничем не отличался от простых солдат: ходил в караулы, стоял на часах в любую погоду, ел солдатскую пищу. В свободные минуты он продолжал пополнять свои знания, много читал и даже посещал занятия в кадетском корпусе. Вместе с тренировкой ума Суворов не забывал и о тренировке тела, стремясь всеми способами укреплять и закалять его. Он был в полном смысле образцовым солдатом, отличался от других солдат молодцеватым, изящным видом и обращал на себя внимание. Так, например, императрица Елизавета Петровна заметила его, когда он стоял на часах у Монплезира в Петергофе. Проходя мимо, императрица спросила, как его зовут. Узнав, кто часовой, она вынула серебряный рубль с намерением отдать его Суворову. Но Суворов отказался, сказав, что по уставу караульный не имеет права брать деньги. Императрица похвалила его за «знание службы», потрепала по щеке, дала поцеловать свою руку и положила рубль на земле, сказав: «Как сменишься, так возьми». Суворов всю жизнь хранил эту монету.
В результате самостоятельного обучения оказалось, что ко времени наступления 20-летнего возраста он обладал уже такими прочным, обширными, разносторонним образованием, какого не могло дать ему не одно из существовавших тогда учебных заведений - никто и ничто, кроме личной его доброй воли.
Много лет будущий полководец тянул солдатскую лямку. Многие из его сослуживцев успели за эти годы выслужиться в генералы, Суворов же служил капралом (с 1747 г.), унтер-офицером (с 1749 г.), сержантом (с 1751 г.). Только в 1754 году он был произведен в офицеры. Живя с солдатами, он хорошо изучил нравы солдат, их язык, привычки, сроднился с бытом и стал среди них своим человеком. Солдатская служба приучила его к терпению, дисциплине, самоотверженности. Отразилась она и на характере Суворова.
Первый военный опыт Суворов получил в годы Семилетней войны, (1756—1763 гг.), которую начинал в интендантских и штабных должностях, а заканчивал кавалерийским подполковником. Здесь ему сначала не повезло, он состоял в арьергарде[1]. Боевое крещение Суворов получил в набеге на Берлин в отряде Чернышева. В этом деле он себя перед прочими гораздо отличил и сразу составил о себе представление как о прекрасном боевом офицере. С окончанием войны Александр Васильевич вернулся в столицу с именем боевого офицера, способного военачальника. В 1763 г. он стал командиром Суздальского пехотного полка. На войне полковник провел время недаром: он досконально изучил достоинства и недостатки русских солдат, сравнил их с противником, создал определенную систему, положенную им в основу подготовки своих подчиненных. В короткий срок полковник добился блестящих результатов. Его стрельцы образцово знали строй и проделывали все приемы, были бодры, крепки, не знали усталости, не признавали ни голода, ни холода. Это были суворовские чудо-богатыри.
А.В. Суворов всегда оказывался именно там, где разыгрывались решающие сражения: Кинбурн, Очаков, Фокшаны, Рымник, Измаил. Начинал свою военную службу Суворов во времена правления императрицы Елизаветы Петровны, продолжил ее при Екатерине II, которые высоко ценили его полководческий талант, патриотизм, преданность своему Отечеству.
Как военачальник Суворов впервые проявил себя в войне с польскими конфедератами (1768 - 1772 гг.). К этому времени уже сформировались взгляды Суворова на способы ведения войны, обучения и воспитания солдат, средства достижения победы.
Война в Польше была в основном партизанской, успех в ней приносили быстрота и натиск. А эти положения были главными в суворовской системе. Способность быстро оценить позицию неприятеля и воспользоваться его слабыми сторонами, стремительно ударить в нужном направлении неизменно приносила Суворову победы и обратила на него внимание в европейских армиях. Польская война была закончена, причем успех ее почти всецело принадлежал Суворову. За эту войну он получил ордена Анны первой степени, Георгия третьей степени, Александра Невского и чин генерал- майора [2].
Неожиданный перелом в судьбе Суворова наступает с воцарением Павла I. Не приняв распоряжений Павла I о перестройке войск в столь любимые им прусские порядки, А.В. Суворов подает в отставку. Начинается двухлетняя ссылка Суворова в селе Кончанском, их родовом имении.
Не Суворов, а Павел I вынужден был отступить: в 1799 году он назначил Суворова главнокомандующим русской армией в Северной Италии. Начались Итальянский и Швейцарский походы Суворова, вновь прославившие русское оружие.
Исключительно яркая и самобытная личность Суворова вызывала громадный интерес и в России, и во всей Европе. Народ слагал о нем легенды, историки внимательно изучали оставленное им теоретическое и практическое наследие, исследовали биографию[3].
Суворовская «Наука побеждать» — величайший памятник русского военного гения. Основы Суворовской тактике по «Науке побеждать» заключены в трех суворовских принципах: глазомер, бы
Глазомер. Данное качество Суворов почитал одним из важнейших, как для своих офицеров, так и для солдат. «Как в лагерь стать, как идти, где атаковать, гнать и бить». Суть глазомера заключается в умении адекватно оценить ситуацию - умение чрезвычайно важное в бою, поскольку времени на детальное изучение ситуации часто не остается вовсе.
Быстрота. «Одна минута решает исход баталии, - говорил Суворов, - один час - успех компании, один день - судьбы Империи». Самая сильная и самая характерная сторона тактики Суворова. Суворов сам как человек был чрезвычайно быстр. По воспоминаниям современников, он часто не ходил, а бегал, даже когда ему было за 60 лет. Также быстро передвигались и вверенные ему войска, появление которых почти всегда оказывалось для противника полной неожиданностью.
Натиск. Этот принцип Суворова также требует самого серьезного рассмотрения. «Первая рвет, вторая валит, третья довершает.» - говорил Суворов, описывая действия шеренг солдат в ходе рукопашного боя. А. В. Суворов создал оригинальную систему взглядов на способы ведения войны и боя, воспитания и обучения войск[4].
На протяжении почти 50 лет непрерывной боевой деятельности Александр Васильевич Суворов не проиграл ни одного сражения.
В сентябре 1799 года перехода русской армии под командованием А.
В.Суворова через Альпы.
«Русский штык прорвался через Альпы»— такими словами охарактеризовал А.В. Суворов итоги своего Швейцарского похода, последовавшего за успешной Итальянской кампанией 1799 года. После ее завершения войска фельдмаршала подошли к подножию Альп.
Задача состояла в том, чтобы, соединившись с корпусом генерала А.М. Римского-Корсакова, развернуть «общее нападение на всем протяжении неприятельской позиции».
Французы имели превосходство в силах, занимали выгодные позиции. Боевые действия для русской армии развертывались в сложных условиях. Однако Суворов предпринял остроумные меры, обходные маневры, смелые и рискованные действия: подъем по отвесным и скалистым берегам, переход вброд по ледяной воде до колена или по пояс, при необычной быстроте течения, переход по полуразрушенному Чертовому мосту — привели к победе. Французы, изумленные и пораженные смелостью, мужеством и отвагой русских, поспешно отступили.
В честь этой победы у Чертова моста в сентябре 1898 года был открыт памятник русским воинам.
Преследуя французов по пятам, армия вышла к озеру Четырех кантонов, и здесь Суворов увидел, что дальнейшее движение невозможно. Дело в том, что австрийцы, советовавшие фельдмаршалу выбрать этот путь, утаили от него главное: вдоль озера дорог не существовало, и русская армия неминуемо попадала в тупик.
Глубоко оскорбленный этим вероломством и предательством, Суворов тем не менее без колебаний и сомнений принимает решение — двигаться вперед во что бы то ни стало. Окруженная противником, маленькая суворовская армия оказалась на краю гибели. Старый фельдмаршал, впервые за время похода надевший все свои ордена, сказал соратникам правду об их положении и закончил словами: «Помощи нам ждать не от кого... Теперь остается одна надежда... на храбрость и самоотвержение войск! Мы, русские, все одолеем!».
В непрерывных боях в тяжелых горных условиях Суворов обеспечил армии возвращение на родину.
Русская армия преодолела трудности небывалого в истории горного похода, отбила атаки превосходящих сил противника, с честью отстояв силу русского оружия[5].
Многочисленные раны, полученные в боях, тяготы воинской жизни, невзгоды последних месяцев сказались на здоровье полководца. Суворова не стало 6 мая 1800 года во втором часу полудни в Петербурге.
Похоронен он в Петербурге в Александро-Невской лавре, на плите по желанию полководца высечена скромная державинская надпись «Здесь лежит Суворов».
За военную службу А. В. Суворов был удостоен многих титулов и наград.
Имя Суворова воспринимается как символ доблести и мужества, верного служения своей Отчизны.
Имя великого русского полководца Александра Васильевича Суворова дорого русскому народу. Его полководческое искусство являлось подлинно народным, а суворовская «Наука побеждать» всегда была на вооружении армии.
Особенно ярко это проявилось в годы Великой Отечественной войны.
В начале июня 1942 года правительством было предложено приступить к разработке ордена имени полководца Александра Суворова — для награждения за выдающиеся заслуги в организации и проведении боевых операций и за достигнутые в результате этих операций успехи в боях за Родину.
29 июля 1942 года Указом Президиума Верховного Совета СССР был учрежден орден Суворова. Так чтит и помнит народ выдающегося полководца А. В. Суворова. Благодарные потомки воздвигли многочисленные памятники Александру Васильевичу Суворову на территории всей страны. Его именем назывались улицы городов, в его честь открывались мемориальные музеи [6].
Список литературы
Павленкова Ф. Суворов. Его жизнь и военная деятельность: Биографический очерк Дашкова. Суворов. Воронцовы. Сперанский. Канкрин: Биографическое повествования. - Челябинск, 1998. - С. 87 - 201.
Михайлов О. Суворов. - М:. Мол. Гвардия; Екатеринбург: УТД Посылторг, 1995. - С. 235 - 496.
Ростунов И.И. Генералиссимус Александр Васильевич Суворов:Жизнь и полководческая деятельность. М:. Воениздат, 1989. - С. 315 - 496.
Суворов А.В. Наука побеждать. - М:. Воениздат, 1980. - С. 8 - 40.
Золотарев В.А., Межевич М. М., Скородумов Д. Е. Швейцарский поход Суворова Золотарев В. А. и др. Во славу отечества Российского. - М., 1984.- С. 191 - 225.
Головенко И.П., Богданович В. А. Орден Суворова Александр Васильевич Суворов. - М., 1980. - С. 196 - 208.