Лауреат Нобелевской премии Андре Жид широко известен, прежде всего, своими автобиографическими романами. Героями этих романов часто являются гомосексуалисты. В своих произведениях Жид, пожалуй, впервые в мировой литературе открыто заговорил о гомосексуалистах и о необходимости признать право каждой личности формировать свой собственный моральный кодекс.
Лауреат Нобелевской премии Андре Жид широко известен, прежде всего, своими автобиографическими романами. Героями этих романов часто являются гомосексуалисты. В своих произведениях Жид, пожалуй, впервые в мировой литературе открыто заговорил о гомосексуалистах и о необходимости признать право каждой личности формировать свой собственный моральный кодекс.
Андре Жид родился в Париже и был единственным ребенком в богатой и уважаемой семье. Его отец, известный юрист, умер, когда мальчику было 11 лет. Мать Андре была женщиной весьма строгих нравов. В школе Андре никогда не отличался особыми успехами. Однажды его выгнали из класса за то, что прямо на уроке он начал заниматься онанизмом. Ему показалось, что он сумеет сделать это незаметно для учителя и других учеников. Мать, плача, отвела его к врачу, и тот пригрозил мальчику, что кастрирует его, если что-нибудь подобное повторится.
Нервный и постоянно чем-то обеспокоенный, 13-летний Андре влюбился в свою 15-летнюю кузину Мадлен Рондо, которую он обожествлял до конца своей жизни. В 20-лстнем возрасте он получил степень бакалавра и посвятил свою дальнейшую жизнь музыке, литературе и путешествиям. В 25 лет он объявил, что является педерастом, мужчиной, объектом сексуальных желаний которого могут быть только мальчики и юноши. После смерти своей матери он тем не менее "вышел замуж" за свою кузину Мадлен (в браке между ними никогда не было сексуальной близости). До конца жизни его раздирали противоречия между чувственным и духовным началами его личности. Его литературные произведения — попытка разрешить этот конфликт. Откровенность, с которой Андре Жид создавал свои произведения, шокировала читателей и глубоко обижала его жену. Несмотря на то, что Жид оказывал огромное влияние на литературу своего времени, католическая церковь наложила запрет на его произведения. Почести дождем пролились на Жида в 1947 году, когда ему была вручена Нобелевская премия в области литературы, а Оксфордский университет объявил о присуждении ему докторской степени.
Андре Жид страдал от "ангелизма", сексуального отклонения, которое мешало ему иметь интимные отношения с любимым человеком. В данном случае этим ангелом была его собственная жена. Культурная, интеллигентная, воспитанная, почти святая, его жена никогда не жаловалась по поводу того, что их отношения были чисто платоническими. Она была удовлетворена и тем, что его духовная половина всецело принадлежит ей. В 47-летнем возрасте Жид влюбился в Марка Аллегре, 16-летнего сына свидетеля на свадьбе Андре и Мадлен. Их знакомство вскоре переросло в прочную дружбу. Жид написал о муках ревности, которые он испытал , когда Марк поздно вернулся домой после посещения дома художника и писателя Жана Кокто. Решив отомстить Жиду за его "духовную неверность", Мадлен сожгла все его письма, хранившиеся у нее. На протяжении всей своей жизни Андре неоднократно утверждал, что любит только Мадлен. До конца жизни преданная только ему, Мадлен умерла в 1938 году.
Грубая попытка матери подавить его сексуальность еще в детстве привела к тому, что любое проявление чувственности стало заставлять Андре считать себя глубоко виноватым. Мать на своем примере пыталась убедить Андре еще в детстве в том, что у "хороших женщин" никогда не бывает сексуальных желаний. Ощущения же от одной из своих гомосексуальных связей Андре описал так: "Я чувствова
Когда Андре понял, что он педераст, юношеский онанизм уступил место взаимной мастурбации со своими новыми юными партнерами. Уже после смерти матери Жид долго и мучительно размышлял, пытаясь понять и однозначно определить сексуальную сторону своей личности. Долго он думал и по поводу того, может ли он жениться на женщине. Попытки сексуальной близости с женщинами проваливались одна за другой, сексуальные контакты с юношами доставляли все больше удовлетворения. Он решил получить медицинскую консультацию и помощь. Обратившись к врачу, он подробно и честно рассказал все о своих сексуальных вкусах и привязанностях. Врач осмотрел его, выслушал его откровения и его заявление о том, что сам Андре считает себя "безнадежным извращенцем", и дал ему такой оптимистический совет: "Женитесь. Женитесь без всякого страха. Вы очень быстро осознаете, что все остальное существует только в Вашем воображении".
Первый, опыт сексуальных отношений Андре Жид приобрел в 23-летнем возрасте после встречи с 14-летним арабским мальчиком по имени Али во время пребывания Андре в Тунисе. Когда Али предложил себя Андре где-то прямо в дюнах недалеко от гостиницы, Андре вначале притворился, что раздумывает и не может решиться на связь с ним, но потом с радостью принял это предложение. Позже он попытался "привести себя в норму", начав сексуальную связь с 16-летней проституткой по имени Мариам, которая, правда, внешне была очень похожа на мальчика. Он позже писал, что, находясь с ней, он воображал, что он вовсе не с ней, а с ее младшим братом, который был "черный и худой, ну просто настоящий чертик". "Курсы лечения" Мариам были вскоре прерваны, поскольку к Андре в Африку приехала мать, чтобы помочь ему избавиться от туберкулеза.
На следующий год Жид уехал в Алжир, где познакомился с Оскаром Уайлдом и его любовником лордом Альфредом Дугласом. Однажды Уайлд привел в гостиницу молодого музыканта по имени Мохаммед и познакомил его с Андре. До конца своей жизни Жид вспоминал о ночи, которую он провел с Мохаммедом, как о наивысшей точке сексуального наслаждения. Позже он написал: "Когда Мохаммед все же ушел, я еще длительное время находился в состоянии радостного возбуждения. С его помощью я пять раз достиг пика сексуального удовлетворения и теперь я лежал и снова и снова переживал эти сладостные ощущения".
В Алжире Жид очень привязался к своему 15-летнему слуге Атману. Он называл его "черной жемчужиной". Андре даже написал матери в Париж, что хочет привезти Атмана с собой во Францию, чтобы тот "помогал им по дому" Мадам Жид и слышать об этом не хотела. В течение месяца они воевали, посылая друг другу все более гневные письма. Мать, в конце концов, поставила перед сыном ультиматум, и тот нехотя сдался. Четыре года спустя Жид снова приехал в Алжир, нашел Атмана и увез его с собой в Париж.
В 46-летнем возрасте Жид начал гетеросексуальную связь с Элизабет ван Рисссльберге, дочерью своего старого друга. В 1923 году у них родилась дочь, которую они назвали Катрин. Жид признал себя отцом и жил после этого еще столько, что успел стать дедушкой.
Еще в детстве Жид обнаружил, что его сексуальное возбуждение стимулируется
"изобилием ярких и насыщенных красок или необычно резкими и пронзительными звуками", а также "идеей разрушения". Он возбуждался, когда ломал любимую игрушку или слышал рассказ о том, как случайно уронили и вдребезги разбили какую-нибудь посуду. Позже его притягивали ущербные, деформированные или искалеченные дети. В них он видел отражение какой-то части самого себя.