Полотняной загадкой называют эту удивительную вышивку, родившуюся на орловской земле почти два столетия назад. Что же представляет собой "орловский спис"?
Декор этой вышивки запоминается своими необычными, даже причудливыми очертаниями, чаще всего напоминающими "древо", "древо жизни", "древо познания добра и зла". Контуры композиции очерчены "тамбурным" швом. В орнамент нередко вводятся изображения птиц, ромбов с продолжающимися краями, крестов и других знаков, которые в древности являлись языческими символами, обладающими магической силой. Внутри контура - узорные заполнения в технике "набор", напоминающей счетную "гладь".
Узоры заполнении удивительно разнообразны. Каждая мастерица придумывала свои, подбирала для них графический рисунок, комбинировала новые и новые варианты. Поэтичны и выразительны сами названия узорных заполнении, так называемых бранок: "вороний глаз", "сосна", "волна", "дробнушки" и др. Что касается цветовой гаммы, то классическое для "орловского списа" - сочетание красного и синего, с преобладанием красного. Красный цвет в "списе" богат оттенками - от насыщенного, сочного, яркого до светлого, почти прозрачного, мерцающего и переливающегося. Этот эффект достигается за счет плотности настила различных бранок. Обилие красного цвета придает узорам чрезвычайно оптимистическое, жизнеутверждающее впечатление.
Небольшие синие плоскости и вкрапления создают особую свежесть, рельефность восприятия и необыкновенный живописный эффект. Кроме того, сочетание красного и синего наполнено глубоким духовным смыслом: красный - цвет жизни, "праздника жизни"; синий - цвет неба и воды, тех начал, которые поддерживают жизнь, самую суть ее. Позднее, в начале XX века, цветовая гамма становится разнообразнее, вводятся желтый, зеленый, синий цвет заменяется на черный, цвет "земли-кормилицы".
Откуда орловские мастерицы, простые крестьянки, черпали вдохновение? Как могли возникнуть столь причудливые узоры в воображении практичных женщин? Многие исследователи считают, что само слово "спис" означает "списывать" узоры с разрисованных морозом зимних окон. Крестьянки занимались рукоделием долгими зимними вечерами, сидя у окна при свете лучины либо свечи. Сказочные морозные узоры, увиденные в призрачном мерцании пламени, соединял
Другие исследователи видят в узорах "списа" продолжение традиций древнерусского шитья золотными и серебряными нитями, недаром его называют еще русским шитьем. Явно прослеживаются те же округлые, четко очерченные формы с различной плотностью заполнения фигур и элементами стебельчатого рисунка. Отличительной чертой "орловского списа" является мно-голикость. В его изменчивых формах можно увидеть много различных символов, фигур, очертаний животных.
Коллекция "орловского списа", собранная сотрудниками Орловского краеведческого музея за столетнюю историю его существования, небольшая, насчитывает около сотни единиц хранения. Каждый предмет уникален и неповторим и представляет собой большую эстетическую ценность. То, что в основной своей массе это полотенца, не случайно: в жизни крестьян они выполняли не только утилитарную функцию, но и являлись непременными атрибутами обрядов и праздников, элементами украшения жилища. Самое раннее полотенце датировано 1796 годом. Это работа крепостной крестьянки Мценского уезда. Композиция вышивки напоминает гобелены XVIII в., элементы орнамента - цветы в вазонах.
Вышивка в стиле "орловский спис" выполнена на грубом неотбеленном холсте, а нити использованы, видимо, те, которые удалось достать в то тревожное время. Более плодотворной была попытка орловской фабрики "Восход" возродить и развить в новый временной период старинную вышивку.
У орловцев и гостей города пользовались популярностью выпускаемые фабрикой в 1970-80-е гг. сувенирные полотенца, скатерти, нарядные комплекты салфеток, передники, украшенные вышивкой в технике "орловский спис". В музейной коллекции хранятся художественные панно ручной работы, выполненные на фабрике "Восход".
В наш стремительный век, предавший забвению многие виды народного искусства, "орловский спис" не ушел в небытие. Опытные мастерицы старшего поколения, такие как О.С. Лагутина, Н.В. Богатова, не забывают старинную вышивку. Юные вышивальщицы студии "Мастерицы" (руководитель В. Павлова) кропотливо изучают традиционные приемы "орловского списа", его образный и сюжетный строй, стремясь разгадать тайны старинной вышивки.