О кыпчакских корнях кыргызского эпоса "Манас"
Р.А. Абдуманапов
О значении эпоса "Манас" в культурно-историческом пространстве кыргызов написано немало. Уникальность эпоса, включающего в себя множество пластов - от древнейших мифических до отражения реалий исторического пути кыргызского народа, позволяет не только реконструировать наиболее важные вехи этногенеза кыргызов, но, что очень важно, определить ядро, вокруг которого консолидировался этнос. Обратимся к самому раннему упоминанию кыргызского эпоса "Манас" - рукописи начала XVI века - "Маджму ат-Таварих" (Собрание сведений). Автором этого, написанного на таджикском языке, сочинения был мулла Сайф ад-Дином Ахсикенди, сын домуллы Шах Аббаса. Автор умер, не окончив книги, и ее написание было завершено его сыном Нур-Мухаммадом в X в.х. (1495/1496 - 1591/1592). Несмотря на то, что сочинение имеет полулегендарный и полуисторический характер, в нем обнаруживается множество реальных исторических фактов. Безусловно исключительное для кыргызоведения значение имеет наличие в "Маджму ат-Таварих" самого раннего (конец XV века!) прозаического пересказа "Манаса", а также самого древнего списка кыргызских родов и племен, в большинстве своем полностью совпадающего с родо-племенной системой современных кыргызов [1]. Согласно версии эпоса, изложенной в этом сочинении, Манас был внуком некоего Каркара-хана и вождем эля (народа), называемого кыргызами. При этом эль Манаса также называется "каркаринскими кыпчаками" [2]. Обозначим тот факт, что наименования кыргыз и кыпчак в данном случае выступают как синонимы.
В этой связи наиболее интересны антропоним и название местности где жили кыпчаки/кыргызы Манаса - Каркара. Топоним с таким же названием известен нам из анонимного сочинения XI века "Худуд ал-Алем": "Каркар-хан (полное соответствие имени деда Манаса - А.Р.), или Каркара-хан - еще одна область, принадлежащая кимакам, жители ее напоминают по обычаям кыргызов" [3]. В.Ф. Минорский соотнес название этой области кимаков с современным казахстанским городом Каркаралинском, который, по мнению исследователя, располагался в 350 км к юго-востоку от Семипалатинска [4]. Казахский историк Б.Е. Кумеков связал название этого топонима со словом "кыр" - гористой местностью между Иртышом и озером Балхаш, и поместил область Каркар-хан в район от Тарбагатая до Колбинского хребта, включая и горную цепь Чингис-тау [5]. Исследователь Ахинджанов С.М. нашел подтверждение этому в словаре тюркских наречий Радлова В.В., где записано, что гористая степь между Балхашом и Иртышом называлась у казахов Кыркыр [6].
Соглашаясь с локализацией области Каркар-хан в районе между Иртышом и озером Балхаш, попробуем этимологизировать название иначе. Согласно исследованиям академика Яхонтова С.Е., иероглифы китайского термина, обозначающего кыргызов, сяцзясы, около 600 года н.э. читались приблизительно как "katkatsie", причем конечный "t" в транскрипции иноязычных слов очень часто обозначал "r", реже "l" [7]. Получается закономерное прочтение этого термина как "kar-kar-sie", отражавшего кыргызский автоэтоним. Показательно то, что и китайское прочтение термина кыргыз в "Цянь Хань Шу" "цзянькунь" - "kien-kwan", с учетом транскрипции ханьской эпохи, с передачей конечного "n" туземным "r", будет читаться, по мнению Зуева Ю.А., как "karkyr-karkir", что подтверждается и ранней византийской передачей xepxip [8].
Кумеков Б.Е. отмечает и другой интересный момент - в сочинении "Нузхат Ал-Муштак" ал-Идриси Тарбагатайский хребет известен под именем "Гиргир". Таким образом, название одной из кимакских областей, жители которой "следуют обычаям кыргызов", связано именно с древними кыргызами, которые после 840 года вплотную продвинулись к Иртышу, на основные земли кимако-кыпчакских племен, что подтверждается и археологическими материалами [9]. Судя по всему, наиболее активный характер проникновение кыргызов имело во второй половине IX века, когда енисейские кыргызы перенесли свою ставку из Монголии на территории современной Тувы. Показательно то, что исследования кимакских курганов Юго-Западного Алтая показали, что кимако-кыпчакская знать находилась под значительным влиянием культуры кыргызов [10].
Согласно самому раннему пересказу эпоса "Манас", легендарный герой происходит из кыпчаков и является внуком Каркар-хана, чье имя связывается с древним районом между Иртышом и Балхашом, где происходило смешение енисейских кыргызов и кыпчаков/кимаков. По всей видимости, именно в этом кыпчакско-кимакском районе Каркархан и формировалось ядро кыргызского народа. На основе субстратного (аборигенного) кыпчакского компонента и пришлого древнекыргызского (енисейского) на территориях между Большим Алтаем (включает в себя и Монгольский Алтай) и Балхашом и прилегающих областях Джунгарии, с середины IX века происходит образование новой этнической общности. Главенствующую роль в политическом, культурном отношениях играют либо кыпчаки, либо кыргызы - в зависимости от тяготения к центрам. Ближе к Большому Алтаю и Джунгарии - древние кыргызы; ближе к Балхашу - кыпчаки. При этом несомненное численное превосходство кыпчаков обусловило и языковую принадлежность новой общности к кыпчакской группе языков (данные по современному кыргызскому языку). Принятие новым метисированным элем имени "кыргыз" можно объяснить стремлением выделиться из конгломерата кимако-кыпчакских племен, различных в культурном плане (к примеру кыпчаки области Андар-аз Кыпчак тяготели к огузским племенам и имели с последними много общего, включая и пастбища). Для енисейских древних кыргызов, эти новые кыргызы уже "чужие", но родственные племена, язык енисейцев развивается в другом направлении (прямые потомки енисейских кыргызов - хакасы говорят на языке, который относится к уйгурской подгруппе тюркских языков по основным классификациям тюркских языков).
Опираясь на эти факты, можно с увереностью предположить, что рождение кыргызского эпоса "Манас" происходило в среде этих метисированных енисейско-кыргызских и кыпчакских племен в обозначенной области, в XI веке носившей имя Каракархан. Эти выводы лишний раз подтверждают и данные по современным насельникам этих земель. Среди казахов Каркаралинских и Чингистауских гор сохранилась записаная еще Валихановым Ч.Ч. легенда о Эр-Манасе, сыне богатыря Эр-Кёкче (возможно другое, немусульманское имя Джакыпа, отца легендарного богатыря). Согласно этой легенде, конь Манаса звался именем Как-Кула ат (в кыргызском эпосе - Ак-кула ат - А.Р.): он стоял под горою Бегазы и ел клевер из каменных яслей. В тех же горах Бегазы, в 80 км к югу от Каркаралинска, есть группа наскальных рисунков, изображающих козлов, собак, лошадей и следы копыт, которую местное казахское население связывает с тем же конем легендарного героя. Помимо этого, на Тарбагатае существует урочище Манас [11]. Можно предположить, что с именем коня легендарного батыра связано и наименование одного из родов казахских кара-кыпчаков - кулатай.
Что же говорят о происхождении своего эпического богатыря сами кыргызы? Белек Солтоноев, попытавшийся определить происхождение Манаса приводит две версии таласских кыргызов (здесь уместно упомянуть, что именно Талас был выбран Манасом в качестве своих основных земель и своей Ордо - столицы - А.Р.). В одной из этих версий записано: "Когда кара-китаи напали на Кара-кыштак, что вблизи Алма-Аты, из кыпчаков рода локуш батыр Манас пришел в Талас, где вместе с владетелем Намангана Кара-Ходжой объединился против кара-китаев и разбив их, вернул Кара-кыштак кыпчакам". К кыпчакскому роду лакшу причисляют Манаса и кашгарские кыргызы [12]. Этот род лакшу/локуш можно соотнести с алтайским сеоком байлагас - бай-лагас/бай-лакаш, который вместе с родом кергиль (кырг-эль? - А.Р.) Потапов Л.П. относит к числу собственно алтайских [13].
Другая версия, записанная Белеком Солтоноевым у тех же таласских кыргызов, говорит о том, что примерно в 680-1460-е годы из рода Джети-кашка племени кыпчак был один батыр по имени Манас [14]. Показательно, что кыпчаки джети-кашка уп
По другим опросам Солтоноева среди памирских, ферганских, иссык-кульских кыргызов, Манас причисляется в основном к кыпчакам, ногоям или сары-ногоям. В различных версиях эпоса, дедом эпического героя выступают Ногой-хан или Кара-хан [18]. Связи кыргызского эпоса "Манас" с ногайцами были отмечены еще Жирмунским В.М. [19], эти же связи достаточно подробно исследовал Молдобаев И.Б. [20] По его мнению, "истоки генетической общности кыргызов и ногайцев берут начало от одних и тех же племен, обитавших в Прииртышье, северо-западной Монголии, затем на просторах Дешти-Кыпчака и Средней Азии. В какой-то мере это положение подтверждается наличием у кыргызов предания о братьях Ногое и Шигае, которые переселились в Чуйскую долину современного Кыргызстана из районов Южной Сибири и Алтая" [21]. Приводя множество фактов, говорящих о близости кыргызов и ногайцев, он, на наш взгляд, упускает из виду важные данные по происхождению ногайской орды. Известно, что ядро, вокруг которого образовалась Ногайская орда, составляли мангытские племена, однако кыпчаки составляли в орде большинство. Именно поэтому исследователь Мутенин И.Т. считал кыпчаков-половцев основными предками ногайцев. Аналогичного мнения о значительной роли кыпчаков придерживались исследователи Бутков П., Люлье Л., А. - Д.Г. и Е. Веденбаумы [22]. Алексеева Е.П. отмечает, что наименование мангыт сохранилось лишь за одним из подразделений, входивших в состав Ногайской орды, при том, что наименование кыпчак связано с несколькими ногайскими родами [23].
В этой связи весьма заманчиво сравнить эпос "Манас" с ногайской эпической поэмой "Сорок богатырей". Уже само ее название сопоставляется с легендарной дружиной Манаса - "кырк чоро" - "сорок богатырей". Ногайский этнограф Ярлыкапов А.А., исследовавший поэму, пришел к интересным выводам. Сюжет поэмы достаточно отчетливо показывает на ее кыпчакско-половецкие корни, и, по мнению Ярлыкапова А.А., в ней встречается единственное, известное историкам, совместное упоминание этнонимов кыпчак и куман - "куьман уьлке, кыпшагым" - "страна куманов, мои кыпчаки" [24]. Известно, что куманы кочевали в домонгольское время в южнорусских степях западнее Днепра, встречаются и имена их ханов - Боняк-хан и Тугор-хан [25]. Эти данные позволяют обратить внимание на интересный момент. В кыргызском эпосе упоминаются так называемые кёзкоманы, родичи Манаса по отцовской линии - брат его отца Джакыпа Усён и его потомки. Связь кёзкоманов с куманами-половцами первым отметил историк Бернштамм А.Н. [26], и если принять во внимание версию, изложенную еще в "Маджму ат-Таварих", где родичами каркаринского кыпчака Манаса выступают кыпчаки джети-кашка, становится понятным появление в эпосе термина куман, являющегося синонимом термина кыпчак.
Таким образом, приведеные факты позволяют предположить, что кыргызский эпос "Манас" возник на территориях примерно между Большим Алтаем и озером Балхаш в среде кочевых племен, связанных между собой родственными отношениями. В качестве самоназвания, в этой кочевой орде использовался термин "кыргыз". Ядро и основу ее составляли восточно-кыпчакские племена.
Список литературы
[1] Маджму ат-Таварих.//МИКК - М: Наука, 1973 - вып. I - С.200-216.
[2] Бартольд В.В. Сочинения. - М.: Изд-во вост. лит., 1963. - т. 2 - ч. 1: Общие работы по истории Средней Азии. - С. 541.
[3] Там же - С. 540
[4] Там же. - С.541; Возможно Минорский В.Ф., сравнивая область Каркар-хан с городом Каркаралинском, неверно указал его географическое положение, либо во втором томе "Собрания сочинений" Бартольда В.В., где приводится мнение Минорского В.Ф., закралась опечатка. На самом деле город Каркаралинск находится примерно в 350 км к юго-западу от Семипалатинска.
[5] Кумеков Б.Е. Государство кимаков IX-XI вв. по арабским источникам. - М.: Наука, 1972 - С.66.
[6] Ахинджанов С.М. Кыпчаки в истории средневекового Казахстана. - Алматы: Гылым, 1995. - С.164-165.
[7] Яхонтов С.Е. Древнейшее упоминание названия "кыргыз".// Советская этнография. - 1970. - N 2. - С. 12-21.
[8] Зуев Ю.А. Кыргызы-буруты. // Советская этнография., 1970. - № 4. - С. 74-85
[9] Савинов Д.Г. Памятники енисейских кыргызов в Горном Алтае.//Вопросы истории Горного Алтая. - Горноалтайск: Изд-во НИИИЯИЛ, 1980. - С.161-170; Савинов Д.Г. Народы южной Сибири в древнетюркскую эпоху. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1984
[10] Алехин Ю.П. Енисейские кыргызы на Юго-Западном Алтае.//Памятники кыргызской культуры в Северной и Центральной азии. - Новосибирск, 1990 - С. 66.
[11] Маргулан А.Х. Выступление.//ТКАЭЭ. - Фрунзе: Изд-во АН Киргизской ССР, 1959. - Т. 3. - С. 197
[12] Белек Солтоноев. Кызыл кыргыз тарыхы. - Бишкек: Учкун, 1993 - Б. 138
[13] Потапов Л.П. Этнический состав и происхождение алтайцев. - Л.: Наука, 1969 - С.34
[14] Белек Солтоноев. Цит. раб. - Б. 138
[15] Маджму ат-Таварих.//МИКК - М: Наука, 1973 - вып. I - С. 210
[16] Абрамзон С.М. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи. - Фрунзе: Кыргызстан, 1990 - С. 57
[17] Плоских В.М. Киргизы и Кокандское ханство. - Фрунзе: Илим, 1977. - С. 157.
[18] Кадырбаева Р.З. Генезис эпоса "Манас". - Фрунзе: Илим, 1980. - С.160-164.
[19] Жирмунский В.М. Тюркский героический эпос. - Л.: Наука, 1974 - С.35.
[20] Молдобаев И.Б. "Манас" - историко-культурный памятник кыргызов. - Бишкек: Кыргызстан, 1995 - С.185-192.
[21] Там же. - С. 185.
[22] Алексеева Е.П. Древняя и средневековая история Карачаево-Черкессии. - М.: Наука, 1971 - С.198-218.
[23] Там же. - С. 200.
[24] Ярлыкапов А.А. Куманы и кыпчаки (в эпической поэме "Сорок ногайских богатырей") // Древний мир и средние века (тезисы докладов), апрель 1993 г. Ростов н/д: кафедра истории древнего мира и средних веков РГУ, 1993. - с.39-41.
[25] Плетнева С.А. Половцы. - М.: Наука, 1990 - С. 40.
[26] Бернштам А.Н. Эпоха возникновения киргизского эпоса "Манас".//Энциклопедический феномен эпоса "Манас". - Бишкек.: Гл. ред. КЭ, 1995 - С.178.