Сегодня мы воспринимаем алфавит как должное, забывая о том, какое это необыкновенное изобретение. Ценность алфавита заключается в изящной простоте, в способности выражать широкий диапазон звуков голоса с помощью двадцати-тридцати отдельных букв.
The Encyclopedia of Ancient Inventions
Сегодня мы воспринимаем алфавит как должное, забывая о том, какое это необыкновенное изобретение. Ценность алфавита заключается в изящной простоте, в способности выражать широкий диапазон звуков голоса с помощью двадцати-тридцати отдельных букв. Сравните его с 49 000 иероглифами, каждый из которых обозначает отдельное слово, составляющими культурный багаж любого образованного китайца. Как остроумно заметил специалист по античной филологии А. С. Мурхаус «Мы говорим: это просто, как А и Б. Никто не скажет: это просто, как китайская грамота или египетские иероглифы».
С высоты нашего положения может показаться странным, что древние потратили так много времени на создание алфавита, тысячелетиями мучаясь с невероятно громоздкими системами письма, такими, как иероглифы. Но алфавит кажется простым и понятным лишь потому, что он нам хорошо знаком. Это одно из тех редких изобретений, которые оказались успешными благодаря своей простоте… но само изобретение было нелегким делом.
Вообще-то происхождение алфавита окутано тайной, и лишь поздние этапы его истории сравнительно ясны. Кириллица, используемая в настоящее время в России и некоторых странах Восточной Европы, была изобретена в IX веке нашей эры святыми-просветителями Кириллом и Мефодием. Она основана на греческом алфавите с добавлением нескольких дополнительных букв. Современный западный алфавит (используемый англичанами, французами, испанцами, немцами, итальянцами и некоторыми другими народами) идентичен латинскому алфавиту, который использовался при Римской империи; единственным различием являются буквы J, U и W, добавленные в Средние века (для обозначения этих звуков римляне использовали I и V). Это мы знаем достоверно, как и общее происхождение греческого и латинского алфавитов.
В течение VIII-VII веков до нашей эры в мире Средиземноморья появлялись различные алфавиты: греческий в Эгеиде, этрусский (прародитель латинского письма) в Центральной Италии и иберийский в Испании и Португалии. Без сомнения, все они позаимствованы из алфавита финикийцев, предприимчивых морских торговцев, живших на побережье современного Ливана и Сирии. Именно здесь мы можем углубиться в историю алфавита еще на несколько столетий.
Финикийцы были семитским народом, тесно связанным с евреями и арабами. Финикийский, еврейский и арабский алфавиты похожи между собой, но до сих пор неизвестно, когда именно эти три группы начали разделяться. Археологические свидетельства из Палестины и Сирии, без тени сомнений, показывают, что прародитель этих систем письма, известный как западносемитский алфавит, использовался по крайней мере начиная с XIV века до нашей эры. Этот алфавит скорее всего был изобретен одним из семитских народов Леванта — но где, когда и как?
Упрощенные иероглифы?
В 1906 году Уильям Флиндерс Петри, великий первопроходец в области археологии Ближнего Востока, обнаружил образцы ранее неизвестного шрифта в Синайской пустыне, между Египтом и Палестиной. Датированные приблизительно 1500 годом до нашей эры, знаки этих загадочных надписей имели скорее пиктографическую, чем алфавитную форму и приближались к иероглифам. Какое-то время казалось, что тайна происхождения алфавита уже раскрыта. Протосинайские тексты, как их стали называть, с гордостью объявили «недостающим звеном» между египетскими иероглифами и алфавитом. Некоторые ученые даже поверили, что записи сделали израильтяне во время скитаний по пути из Египта в Землю обетованную.
Так была разработана теория, согласно которой алфавит появился, когда народы семитской группы упростили иероглифические символы, заимствованные у египтян. Она согласуется с преданием, сохранившимся в сочинениях античных писателей, что письменность была изобретена в Египте и перенесена оттуда в Грецию финикийцами. Но какими бы привлекательными не казались эти предположения, недавние находки показали, что протосинайские надписи не являются самыми ранними образцами алфавитной письменности. Новые свидетельства, обнаруженные в Палестине, относятся к XVIII веку до нашей эры. Вместо «недостающего звена» протосинайский алфавит на самом деле оказался египтизированным вариантом уже существующего алфавита. Вероятно, он был разработан семитами, занятыми в египетских разработках медной руды на Синае, которые модифицировали свой алфавит под влиянием египетской письменности.
При более тщательном изучении египетская теория происхождения алфавита потерпела полный крах. Египтяне в свой системе иероглифической письменности имели алфавитные знаки, но ни один из них даже отдаленно не напоминал ранние семитские буквы. Например, ближайшим эквивалентом еврейской буквы алеф было изображение коршуна, буквы бет — ступни и так далее. Это перечеркивает гипотетическую возможность трансформации египетских иероглифов в семитские буквы.
Случайное изобретение?
Теория происхождения алфавита от протосинайских текстов оказалась ошибочной, и от египетской версии пришлось отказаться. Остается предположить, что примерно в начале II тысячелетия до нашей эры предки финикийцев изобрели алфавит «с нуля». Но как им удалось совершить такое блестящее открытие?
По утверждению профессора Сайруса Гордона, видного специалиста по семитским языкам, финикийцы опередили современную лингвистическую науку почти на 4000 лет. Сегодня мы знакомы с так называемым фонематическим принципом, который гласит, что любой язык мира может разделяться на ограниченное число характерных звуков, обычно от 25 до 35 (в английском языке, в отличие от многих других, насчитывается 44 фонемы). Это значит, что при одном символе для каждой фонемы 25-35 основных знаков достаточно для выражения большинства языков. Такому требованию отвечает первоначальный
Но если алфавит является изобретением какого-то древнего гения, почему в нем соблюдается такой странный порядок букв? Если бы вам нужно было изобрести фонетическую систему письма, то логичнее было бы разбить на группы гласные и согласные со сходным звучанием. Арабский вариант алфавита так и составлен — в нем группируются полугласные (опорные гласные) w и у, три буквы для разных вариантов звука s и так далее. Но это уже более поздняя реорганизация старого семитского порядка. Первоначальный алфавит выглядит как совершенная путаница гласных и согласных букв.
Гордон предложил любопытную альтернативу происхождения алфавита: это было случайное изобретение, основанное на знаковой системе, которая первоначально не имела никакого отношения к отображению звуков. Он указывает, что числовые значения букв семитского алфавита так же важны, как их звуковые значения. Например, еврейские буквы алеф, бет и гимель одновременно обозначают цифры 1, 2, 3 и так далее.
Когда арабы переделали алфавит, они сохранили старые числовые значения нетронутыми, несмотря на то что их последовательность была нарушена, поэтому их алфавит в числовом варианте читается как 1, 2, 400 и так далее. Подобным же образом в греческом языке в качестве чисел все еще сохраняются три буквы (дигамма, каппа и сампи), которые давно утратили фонетический смысл. Эти факты подчеркивают значение алфавита и как счетного инструмента, и как лингвистической системы.
Числовые значения букв являются лишь первым шагом к основному постулату теории Гордона, который заключается в том, что знаки алфавита были первоначально созданы для определения дней лунного месяца. Гордон утверждает, что при подборе различных наименований для каждого дня месяца (название животного, предмета и так далее) древние пришли к системе из 30 слов, первоначально используемых для календарных обозначений и математических расчетов. Пользуясь словами разного звучания, они случайно изобрели фонетическую систему и лишь позднее обнаружили, что из первых звуков «календарных слов» можно образовывать другие слова. Так появился алфавит.
В первоначальном финикийском алфавите, известном с XIV века до нашей эры, было 29 или 30 букв, соответствовавших числу дней в лунном месяце. Но как насчет последовательности и названий букв?
Алфавит и зодиак
В своей теории, сходной с теорией Гордона, востоковед Хью Моран пытается доказать, что названия букв алфавита были взяты из древнего лунного зодиака. Его главным свидетельством является старинный китайский зодиак, деливший круг горизонта на 28 созвездий. Полная луна, двигаясь среди созвездий, появляется на небе в разных позициях в течение года и, таким образом, может служить основой для создания сельскохозяйственного календаря.
На первый взгляд очень странно, что древние лунные символы из Китая — культуры, которая не создала собственного алфавита, — могут пролить свет на происхождение финикийского письма. Тем не менее Моран вроде бы находится на верном пути. Два начальных знака китайского календаря представляют собой символические изображения быка и женщины. Первый составлен из шести звезд в форме бычьей головы и аналогичен древнесемитскому символу алеф. Второй состоит из четырех звезд и напоминает семитский символ бет, что означает «дом», или бат — «дочь».
Хотя в дальнейшем такая четкая последовательность не наблюдается, Моран нашел множество других параллелей с семитским алфавитом. Он пришел к выводу, что этот зодиак, широко использовавшийся в Бирме, Индии и других странах Востока, был первоначально изобретен шумерами из Южного Ирака. Представляется вполне вероятным, что финикийцы знали о месопотамском лунном зодиаке, по образцу которого они и составили свой алфавит.
Во многих отношениях теория зодиакального происхождения алфавита имеет глубокий смысл. Финикийцы были превосходными мореплавателями и торговцами, поэтому легко представить, как они составляли календарь, опираясь на свое практическое знание созвездий. Очевидно, календарь мог пригодиться торговцам и как система числовых обозначений. По мнению Гордона, лишь на более поздней стадии 29 или 30 символов календаря стали использоваться как средство для отображения устной речи. Хотя Моран слишком усложнил свою теорию, пытаясь найти точные соответствия между знаками алфавита и китайскими лунными символами, вполне возможно, что он нашел ключ к разгадке происхождения алфавита.
Аргументы Морана были приняты Дэвидом Келли, профессором археологии университета Калгари (провинция Альберта, Канада) и специалистом по культуре майя.
Келли проанализировал многие зодиакальные календари из восточных регионов Старого Света и обнаружил большое сходство с календарями Нового Света, особенно с теми, которыми пользовался народ майя. Восходят ли они к общему предку монголоидной и индейской рас, разделившихся еще в каменном веке, или, как предполагает Келли, возникли в результате гораздо более поздних контактов с морскими торговцами, например с финикийскими мореходами? По мнению Келли, наиболее убедительным свидетельством в пользу теории Моргана о зодиакальном происхождении алфавита является удивительная связь, существующая между календарями майя и семитов.
Перечень дней в календаре майя включает последовательность рука (иероглиф) — ламат — вода (иероглиф). В финикийско-еврейском алфавите мы находим последовательность каф («рука») — ламед — мем («вода»). Порядок иероглифов «рука» и «вода» мог быть обусловлен названиями созвездий, которые интерпретировались сходным образом в разных частях земного шара. Но наличие промежуточного звука ламат/ламед трудно объяснить, если это не поразительное совпадение.
Доказательства контактов между Старым и Новым Светом до появления викингов в X веке нашей эры являются предметом давних поисков. Можно ли считать изобретение алфавита осязаемым свидетельством таких ранних контактов? Это решит время и дальнейшие исследования.