Любой самодержец хочет увековечить память о себе... И любой понимает, что после смерти память эта будет старательно уничтожаться. Некоторые находили решение, ставя пирамиды, которые снести просто невозможно. Другие строили обсерватории, которые разрушать не будут ввиду их полезности. Товарищ Сталин также понимал, что каменные, бронзовые и стальные истуканы долго не продержатся. И решил превратить Москву в памятник себе. Надо признать, что затея эта удалась. "Куплю квартиру в сталинском доме" - вам о чем-нибудь говорит эта фраза?
Итак, настоящий материал посвящен "вечной" теме - теме Главного здания. "Вечная" она и потому, что никогда никто не исследует его до конца, да и потом, веке в 29-м туристы будут толпами валить сюда как на развалины Колизея.
Интересно:
Аббревиатура ГЗ известна каждому зелёному первокурснику.
Одно время была в ходу и иное сокращение - Глазда, но не нашло широкого употребления поскольку, видимо, никому не хотелось быть туда посланным...
ГЗ в советские времена
Любой самодержец хочет увековечить память о себе... Сталин ничего не понимал в архитектуре, но в отличие от Хрущева знал, что ничего не понимает. Поэтому когда план ГЗ принесли ему на утверждение, он, не желая портить проект, но и не в силах отказаться от внесения личных корректив, указал на аллеи вокруг здания. "А какие дэрэвья ви собираетесь посадить здэсь?" - спросил вождь. Пойманные врасплох архитекторы ответствовали уклончиво. "А пачэму бы нэ посадить здэсь яблони?" - знаменитая сталинская трубка прогулялась по макету. Все моментально восхитились гениальностью великого учителя и посадили вдоль аллей яблони, с которых до сих пор иногда студенты сорвут яблочко-другое.
Говорят, что на каком-то из подвальных этажей от -3-го до -16-го (в зависимости от фантазии рассказчика), лежит 5-метровая бронзовая статуя Сталина, что должна была стоять перед главным входом в ГЗ. Но в связи с 53-им годом эту статую так и оставили в подвале еще недостроенного ГЗ, и так она там и лежит замурованная.
Что наверняка является байкой, это то, что ГЗ строили зэки. Это в корне неверно. Это подтверждено свидетелями. Разве такую ответственную стройку стратегического объекта, курируемого лично Лаврентием Палычем, доверили бы зэкам, предателям Родины, которые никогда ничего сложнее Беломорканала не строили? ГЗ построено исключительно трудом немцев-военнопленных. Байка о зэке, улетевшем со шпиля на куске фанеры в Раменки и (или) выуженном из Москва-реки НКВД, пошла со статьи, опубликованной в ”Комсомолке” в 1989 году.
Могучая высотка
ГЗ - это 35 этажей (плюс шпиль) вверх и неизвестно сколько вниз, достоверно - 3 подвала. Кто из студентов не мечтал подняться на шпиль или хотя бы на балкончик под шпилем (35 этаж), который можно заметить снаружи при хорошем зрении. Рассказывают, что некогда туда открыт был доступ для всех желающих, но после нескольких несчастных случаев зрителей пускать перестали. С наступлением времён перестройки и гласности открывать смотровую площадку было уже поздно - она вся поросла антеннами настолько густо, что пробраться через них можно только обладая некоторыми акробатическими способностями. Если вы - студент любознательный, то, наверное, добирались на лифте до 33-го этажа и, поцеловав кодовый замок, отправлялись восвояси. Немного есть среди студентов счастливцев, которым доводилось дойти до высшего этажа ГЗ. С гордостью сообщаем, что почти все они принадлежат к кафедре оптики и спектроскопии. Дело в том, что высшая точка российской науки - это лаборатория тропосферного распространения (7-й этаж физфака и 35-й ГЗ), где проводятся исследования. И только сотрудникам и студентам этой лаборатории оформляется официальный допуск на высший каменный этаж ГЗ, откуда открыт чудесный вид не только на университетский городок, но и на всю столицу, откуда можно полюбоваться летящим вертолётом, глядя на него сверху, откуда в ясную погоду видно всё, что только может пожелать увидеть любознательный гость столицы.
Все, наверное, замечали красные полосы на фасаде ГЗ. Они подчеркивают пропорциональность здания - если их убрать, то оно покажется бесформенным. Центральный корпус, "большие" и "малые" зоны отличаются по высоте и ширине ровно в два раза, а в прочих пропорциях наблюдается золотое сечение.
На башенках на крыше есть цветочки, по цветочкам можно залезть. Они стеклянные и с одной стороны покрыты медной амальгамой. Можно залезть в любые два нежилые этажа башенок. Я не знаю, что там творится , но как-то на одном из них я нашел просто залежи женского белья. Отдельный разговор о циферблатах на башенках. Один мой друг написал прямо: ”Барометр на башенке ГЗ указывал на повышенное содержание стронция в атмосфере. Возможно, что он показывал счет матча Спартак - Пахтакор. Во всяком случае, атмосферное давление он не показывал и до ядерной войны. Рядом на крыше есть еще маленькие красивые башенки. Туда выходят вентиляционные шахты от столовых. Один раз в них спускались: поймали вора, который признался, что похищенную сумку сбросил в шахту. Скобы там уже все сгнили, снизу входа нет. Пригласили альпинистов, поднялись наверх альпинисты спустились по веревкам и нашли сумку.
Пустоты каменного айсберга
Под главным зданием есть колоссальные свободные помещения. Но, судя по всему, они никому не нужны. Попасть туда нетрудно (как - не скажу). И в общем-то, это, конечно, не подземелье. Просто - минус какой-то этаж ГЗ. Там не утонешь, не сломаешь ногу, разве что подскользнешся и упадешь в грязь. Если хорошо постараться - заблудиться можно, но вообще говоря - сложно.
Система коридоров и отходящих от них комнат. Полы в некоторых залиты водой и зеленоватой жижей. Но вентиляция функционирует, и почти везде есть свет. Должно быть, раньше здесь размещалось бомбоубежище. Сейчас здесь - грандиозная помойка, периодически навещаемая братьями нашими меньшими, бишь студентами младших курсов.
Все, что можно было разгромить - разгромлено, что нельзя - тоже. Под ногами хрустят разбитые мензурки. Валяются искореженные дозиметры. Омерзительными кучами - противогазы. Сколько их - оценить непросто, но на взгляд - очень много.
Стены украшают продукты остроумия искателей приключений. Вдоль стен - стеллажи; видать, на них положено пережидать ядерную войну. Впрочем, двери, что толщиной сантиметров 20 и затягиваются вентилями, намертво заклинило в раскрытом состоянии. Коридор полосами света и тьмы уходит вдаль. В каждой комнате - свалка ящиков, коробочек, пакетиков, ампул с неизвестным содержимым, с каким-то дерьмом, проще говоря. Здесь доживают свой долгий век бесполезные химикаты и испорченные приборы. Здесь валяются почерневшие стенды с уроков защиты населения. Здесь оседает на веки вечные ненужный хлам.
Помойка эволюцинирует. Хаос и разру
На то, чтобы освещать, отапливать и вентилировать эти помещения, средства находятся. На то, чтобы очистить, запереть и использовать - нет. А, может, про свалку просто забыли. Да и мало ли забот помимо нее.
Интересные байки
Когда одни мои знакомые искали вход в 3-ий подвал, дергая все двери подряд, после дерганья очередной двери, откуда-то вышли Соответствующие Товарищи, и под локотки препроводили знакомых Куда-Надо. Только наличие знакомства в КГБ спасло их от отчисления из МГУ. Последняя чистка 3-го подвала проводилась в 1985 году, перед Всемирным Фестивалем. Выгребли два трупа. Имена погибших знают только Соответствующие Товарищи в Комитете - все, что находилось выше 33 этажа и ниже 2-го подвала - их секретная зона.
Когда планировали строительство Храма в честь победы в Отечественной войне 1812 года (ныне известен как Храм Лужка-Спасителя), было несколько проектов, один из них - построить храм на Воробьевых горах. Строительство не началось, так как здесь очень слабые грунты, которые не в состоянии выдержать крупного здания. Но что не смогли сделать царские архитекторы, сделали сталинские. Вырыли огромный фундамент, залили жидким азотом, потом поставили холодильные установки на то место, которое потом стало называться 3-м подвалом. Этой зоне присвоен статус суперсекретной, так как в случае возможной диверсии и вывода из строя морозильников через неделю ГЗ сплывет в Москва-реку.
Кажется, к такому же "секретному" этажу относится помещение под актовым залом в зоне "П". Его засекретили уже по другим соображениям. В эпоху "сухого закона" 1985 года там оборудовали банкетный зал для высоких гостей, который, естественно посторонним глазам не предназначался.
С Храмом Христа-спасителя Университет связывает еще кое-что кроме нереализованного проекта на Ленгорах. Малахитовые колонны, снятые при разрушении храма, много лет валялись на складе НКВД, а потом Лаврентий Палыч подарил их своему детищу. Колонны украшают собой кабинет ректора. Говорят, что это не единственная деталь храма, унаследаванная храмом науки.
Во 2-ом подвале - он сейчас разгромлен, и именно туда водят журналистов показывать пустые свинцовые контейнеры - был штаб Гражданской обороны. Зрелище, конечно, впечатляет - груды мусора в галереях, освещемые оставшимися флюоресцентными лампами, и огромные стальные двери полуметровой толщины , непонятно зачем и как снятые, и множество пустых бутылок ... А то иногда может раздасться страшный скрежет, заставляющий приседать опытных и седеть новичков - автоматически включается откачка воды. 2-й подвал тянется, по крайней мере, до БиоФака и 2-го Гума.
В одном из подвальных помещений,заваленном противогазами и дозиметрами, в 1989 году я видел карту, привинченную к стене под оргстеклом - позже эта карта была опубликована в ”АиФ” - и на ней помимо прочего изображались две линии Экспресс-метро, подземные автомобильные тоннели, в том числе дублирующие садовое кольцо. Запомнились выход на Мичуринском проспекте, грандиозная автомобильная магистраль выходящая около Белорусского вокзала и также автомагистраль, которую строили позже ГЗ , до самого Белого Дома. В октябре 1993 года Хасбулатов отправил по ней 4-х чеченских телохранителей со знаменитыми чемоданами компромата, и компромат не сгорел, как того добивалась противоборствующая сторона (вы, наверное, помните, что огнем из танков был подожжен только один этаж БД - 9-й, где располагался архив ВС). В районе Раменок есть бункер(1 - целый подземный город для правительства на случай войны. И одна из веток Экспресс-метро ведет именно туда, а затем - ко Внуково. Другая выходит на северо-северо-восток, за Мытищи. А по ярославской дороге есть такой поселок - Лесной. Рядом с ним весь лес усыпан антеннами - им же соответствует предположение, что там находится запасной КП ПВО или ПРО. И это вполне может быть - если от Москвы до Лесного идет тоннель, то километров через сорок он как раз наложится на эту самую ветку.
Одну из тайн подземелий недавно рассекретили - линию метрополитена, так называемого Экспресс-метро, от Кремля до аэропорта Внуково. Ветка Экспресс-метро проходит прямо под ГЗ, один из входов туда - через КПП зоны ”Б”.
Я проходил курс ГО. Каждый должен был знать, где он должен находится по сигналу ”Атом”. Нашим местом встречи было самое безопасное в случае атомного взрыва место во всем МГУ да и во всей Москве. Я видел результаты математического моделирования атомного удара по ГЗ: взрыв мощностью в одну Хиросиму на высоте одного километра точно над шпилем. Так вот, лифтовый холл 1-го этажа уцелеет в любом случае. Верхнюю половину ГЗ сносит начисто, этажей 10 получают серьезные повреждения, но остаются целыми. Если ГЗ окажется в эпицентре взрыва, то от него уцелеет половина.
Одна лазейка (где - не скажу) ведет на малый технический этаж, расположенный под 1 этажом зоны "А" и вторыми этажами зоны ”Б” и "В" соответственно. Передвигаться по техническому этажу можно только ползком или сильно согнувшись. Там мы нашли несколько лежанок для бомжей, датированных, судя по газетам, из которых они сделаны, 70-ыми годами. По бокам этот этаж выходит на столовые больших зон - над решеточными плафонами. Ползешь - а там люди внизу кушают, есть большое искушение плюнуть им в суп. Там сильно воняет, потому что это вентиляционный этаж. И над шахтами из кухонь висят сосульки из жира.
Еще одна легенда - когда проектировали ГЗ, его проектировали как запасной телецентр, если Шаболовка выйдет из строя в случае войны (Останкинской башни тогда еще и в помине не было). Также на шпиле понатыканы антенны ПРО, прикрывающие юг Москвы. Специально смотрели куда направлен целый букет недавно выросших антенн - точно в сторону китайского посольства. Лучшей точки не найти - все там ставят антенны, шпиль со звездой давно уже напоминает мексиканский кактус по весне.
Говорят, при ремонте в стенах здания обнаруживали скелеты, что вполне может быть, так как при кирпичных несущих стенах неизбежно огромное количество пустот - целый лабиринт. Когда туда пролезает мелкое животное типа крысы и там подыхает, то стены приходится проламывать - иначе невозможно попасть внутрь.
Только первокурсник может подумать, что четыре "фонтана", окружающие статую основателя, действительно являются фонтанами. Это - воздухозаборники для вентиляции зданий. В них можно пролезть, но ничего особо интересного вы там не найдете: вентиляция она и есть вентиляция. Хотя в принципе можно облазить по вентиляционным шахтам с низу до верху любое здание, например на физфаке, заглянув в каждую аудиторию. Другие входы в вентиляционную систему расположены на чердаке. Только не советуем делать это на химфаке - там летит в вентиляцию такое, что можно и не выбраться обратно.