Доклад ученицы Монастырской Марины
Среди полубогов и титанов Высокого Возрождения Микеланджело занимает Особое место. Как творец нового искусства, он заслуживает названия Прометея 16 века
Тайно изучая анатомию в монастыре Сан Спирито, художник похитил у природы священный огонь правдивого творчества. Его страдания—страдания скованного Прометея. Его характер , его неистовое творчество и вдохновение, его протест против рабства тела и духа, его стремление к свободе напоминают библейских пророков. Подобно им он был бескорыстен, независим в отношениях с сильными мира сего ,добр и снисходителен к слабым. Непримиримый и гордый, мрачный и суровый, он воплотил в себе все муки возрожденного человека—его борьбу, страдание, протест, неудовлетворенные стремления, разлад идеала и действительности.
Микеланджело был художником иного склада. Нежели его великие современники—Леонардо и Рафаэль .Его скульптуры и архитектурные творения строги, можно сказать, суровы, как и его духовный мир, и только пронизывающие его произведения, захватывающие дыхание величие и монументальность заставляют забыть об этой суровости. Душевный мир Микеланджело был омрачен не только грустным одиночеством его личной жизни , но и разыгравшейся на его глазах трагедией, постигшей его город , его родину. Ему пришлось выстрадать до конца то , до чего не дожили Леонардо, Рафаэль, Макиавелли: увидеть, как Флоренция из свободной республики превратилась в герцогство Медичи. Когда Микеланджело создавал бюст тираноубийцы Брута, то убийцу Цезаря он наделил некоторыми своими чертами, как бы отождествляя себя с древним борцом за свободу. Он ненавидел Медичи , а ему , как и одинаково с ним мыслящему Макиавелли, пришлось служить кистью и резцом двум папам из рода Медичи. Однако, в ранней юности он испытал сильнейшее влияние атмосферы двора Лоренцо Великолепного. Вместе с другом своим Граначчи он ходил в сады знаменитой виллы Кареджи изучать и копировать античные статуи.
В этих владениях Лоренцо собрал огромные богатства античного искусства .Молодые таланты завершали здесь свое образование под руководством опытных художников и гуманистов. Вилла представляла собой школу на манер древнегреческой в Афинах. Самолюбие юного Микеланджело страдало от сознания подавляющего могущества этих титанов искусства. Но эта мысль не смиряла , а подстрекала его упорство. Его внимание привлекла головка фавна, мастера, работавшие на вилле, подарили ему кусок мрамора, и работа закипела в руках счастливого юноши. Ведь он держал в руках дивный материал, в который мог вдохнуть жизнь резцом.Когда работа была почти закончена и маленький художник критически осматривал свою копию, он увидел за собой человека лет 40 , довольно некрасивого, небрежно одетого, который смотрел молча на его работу. Незнакомец положил ему руку на плечо и заметил с легкой улыбкой:
Ты, верно, хотел изобразить старого фавна, который громко хохочет?
--Без сомнения, это ясно,-- отвечал Микеланджело.
--Прекрасно! – вскричал тот смеясь.—Но где же ты видел старика,у которого были бы целы все зубы!
Мальчик покраснел до белков глаз. Как только незнакомец удалился , он выбил ударом резца два зуба из челюсти фавна.
На другой день он не нашел своей работы на прежнем месте и остановился в раздумье. Вчерашний незнакомец появился снова и, взяв его за руку, повел во внутренние покои, где показал ему эту голову на высокой консоле. Это был Лоренцо Медичи, и с этой минуты Микеланджело остался в его палаццо, где проводил время в обществе поэтов и ученых , в этом избранном кругу Полициано, Пико делла Мирандола, Фичино и др.Здесь его научили отливке медных фигур. Образцом ему служили работы Донателло. В его стиле Микеланджело сделал рельеф ‘Мадонна у лестницы’. Под влиянием Полициано рядом с живой природой Микеланджело изучал классическую древность. Полициано дал ему сюжет для рельефа Битва кентавров, как изображали на античных саркофагах. Три года прожил Микеланджело в чудной атмосфере двора Медичи, это было бы самым счастливым временем, если бы не один случай. Некто Пьетро Торриджани, впоследствии известный скульптор, в гневе ударил его с такой силой , что шрам на носу остался у него навсегда.
Со смертью Лоренцо Медичи в 1492 году начала умирать и слава Флоренции. Микеланджело покидает Флоренцию и проводит в Риме 4 года. За это время он создает ‘’Пьету’’, ‘’Вакха’’, ‘’Купидона’’.
Прекрасное мраморное изваяние, известное под именем ‘’Пьета’’, остается до сих пор памятником первого пребывания в Риме и полной зрелости 24-летнего художника. Святая Дева сидит на камне., на коленях ее покоится безжизненное тело Иисуса, снятое с креста. Она поддерживает его рукою . Под влиянием античных произведений Микеланджело отбросил все традициисредних веков визображении религиозных сюжетов. Телу Христа и всему произведению он дал гармонию и красоту. НЕ ужас должна была вызывать смерть Иисуса, лишь чувство благоговейного удивления к великому страдальцу. Красота нагого тела много выигрывает благодаря эффекту света и тени, производимому искусно расположенными складками платья Марии.Создавая это произведение, Микеланджело думал о Савонароле, сожженном на костре 23 мая 1498 года в той самой Флоренции, которая так недавно его боготворила, на той площади, где гремели его страстные речи. Эта весть поразила в самое сердце Микеланджело. Холодному мрамору передал он тогда свою горячую скорбь.В лице Иисуса , изображенного художником , находили даже сходство с Савонаролой. Вечным заветом борьбы и протеста, вечным памятником затаенных страданий самого художника осталась Пьета.
Микеланджело вернулся во Флоренцию в 1501 году, в тяжелый для города момент. Флоренция изнемогала от борьбы партий, внутренних раздоров и внешних врагов и ждала освободителя. С очень да
Микеланджело работал один над своим произведением, да и невозможно было здесь чужое участие – так трудно было рассчитать все пропорции статуи. Художник задумал не пророка , не царя, а юного гиганта в полном избытке молодых сил. В тот момент , когда герой мужественно готовится поразить врага своего народа. Он твердо стоит на земле , отклонившись немного назад, отставив правую ногу для большей опоры, и спокойно намечает взором смертельный удар врагу , в правой руке он держит камень, левой снимает с плеча пращу. В 1503 году 18 мая статуя была установлена на плошади Сеньории, где она простояла более 350 лет. ‘’Давиду” Микеланджело удивлялись “даже невежды”. Однако, гонфалоньер Флоренции Содерини, заметил, осматривая статую, что нос его, кажется, немного велик. Микеланджело взял резец и незаметно немного мраморной пыли и поднялся по лесам. Он сделал вид, что поскоблил мрамор.
--Да, теперь прекрасно!—воскликнул Содерини. –Вы дали ему жизнь!
--Он обязан ею вам,--ответил художник с глубокой иронией.
В долгой и безотрадной жизни Микеланджело был только один период , когда ему улыбнулось счастье, --это когда он работал для папы Юлия ll . Микеланджело по-своему любил этого грубоватого папу-воина , обладавшего совсем не папскими резкими манерами. Он не сердился даже тогда, когда старик –папа врывался в его мастерскую или Сикстинскую капеллу и, изрыгая проклятия, торопил художника с работой, чтобы иметь возможность еще перед смертью увидеть шедевры Микеланджело.
Гробница папы Юлия не вышла такой великолепной, как ее задумал Микеланджело. Вместо собора св. Петра ее разместили в небольшой церкви св. Петра, куда она даже не вошла целиком ,а отдельные ее части разошлись по разным местам . Но и в таком виде это по праву одно из самых прославленных творений Возрождения. Центральная ее фигура—библейский Моисей, освободитель своего народа из египетской неволи( художник надеялся, что Юлий освободит Италию от завоевателей). Всепоглощающая страсть , нечеловеческая сила напрягают мощное тело героя, на его лице отражаются воля и решительность, страстная жажда действий, взгляд его устремлен в сторону земли обетованной. В олимпийском величии сидит полубог. Мощно опирается одна его рука на каменную скрижаль на коленях, другая покоится здесь же с небрежностью, достойной человека, которому достаточно движения бровей, чтобы заставить всех повиноваться. Как сказал поэт, “пред таким кумиром народ еврейский имел право пасть ниц с молитвой” По словам современников, “Моисей “ Микеланджело в самом деле видел Бога.
По желанию папы Юлия Микеланджело расписал потолок Сикстинской капеллы в Ватикане фресками, изображающими сотворение мира. Микеланджело взялся за эту работу неохотно, он в первую очередь считал себя скульптором, Им он и был , это видно даже по его живописи. На его картинах господствуют линии и тела. Спустя 20 лет на одной из стен этой же капеллы Микеланджело написал фреску “Страшный суд”—потрясающее видение о появлении на Страшном суде Христа, по мановении руки которого грешники рушатся в адскую бездну, Мускулистый, геркулесоподобный гигант похож не на библейского Христа , пожертвовавшего собой ради блага человечества, ана олицетворение возмездия античной мифологии, Фреска раскрывает страшные бездны отчаявшейся души, души Микеланджело.
Не более утешительно и его последнее произведение, над которым он работал 25 лет –гробница Медичи в капелле церкви Сан Лоренцо во Флоренции, Символические фигуры на покатых крышках каменных саркофагов в кажущихся неустойчивыми позах, вернее, скользящие вниз, в небытие, струят безысходную скорбь . Микеланджело хотел создать статуи_символы”УТРО” ,,”ДЕНЬ”, “ВЕЧЕР” , “НОЧЬ”.О смысле этих статуй поэты писали стихи. В ответ на чей-то банальный мадригал, посвященный “НОЧИ”,Микеланджело ответил знаменитым четверостишием
Отрадно спать, отрадней камнем быть,
О, в этот век , преступный и постыдный,
Не жить, не чувствовать—удел завидный.
Прошу, молчи, не смей меня будить,
(Перевод Ф, Тютчева)
В произведениях Микеланджело выражена боль , вызванная трагедией Италии, слившаяся с болью по поводу собственной горестной судьбы,
Красоту , к которой не примешаны страдания и несчастья, Микеланджело нашел в архитектуре. Строительство собора святого Петра после смерти Браманте взял на себя Микеланджело. Достойный преемник Браманте, он создал купол и по сей день непревзойденным ни по размерам, ни по величию,
Вазари оставил нам портрет Микеланджело-круглая голова, большой лоб, выдающиеся виски, надломленный нос( удар Торриджани),глаза скорее маленькие, чем большие. Такая внешность не обещала ему успеха у женщин, К тому же он был сух в обращении, суров, необщителен, насмешлив, Большим умом и врожденным тактом должна была обладать та женщина, которая поняла бы Микеланджело, Он встретил такую женщину, но слишком поздно, ему было тогда уже 60 лет. Это была ВИТТОРИЯ КОЛОННА, высокие таланты которой соединялись с широким образованием, изысканностью ума. Только в ее доме проявлял художник свободно свой ум и знания в литературе и искусстве, Обаяние этой дружбы смягчило его сердце . Умирая. Микеланджело сожалел, что не запечатлел поцелуя на ее лбу, КОГДА она умирала,
Микеланджело не имел ни учеников, ни так называемой школы. НО ОСТАЛСЯ ЦЕЛЫЙ МИР, СОЗДАННЫЙ ИМ.