Искусство азербайджанских резчиков по камню разнообразно: здесь и круглая скульптура, и горельеф, и не глубокий резной рисунок. Издавна иностранных путешественников, посещавших Азербайджан, приводило в изумление изобилие рельефов с фигурами животных, людей, а иногда и с небольшими сюжетными композициями, высеченными на фасадах домов и на надгробных плитах. В степях Ширвана, Мугани, на равнинах Карабаха часто встречаются и скульптурные изваяния. Среди памятников каменной пластики Азербайджана большую научную ценность представляют культовые памятники, фигуры людей. Некоторые из монументов достигают трех и более метров высоты. На всех памятниках руки расположены, главным образом, на груди. На затылке объемно обозначена коса.
Помимо чисто ритуальных моментов, эти памятники прославляли идеи непобедимости и могущества воздвигнувшего их народа. Не случайно они ставились на возвышенностях, на самых оживленных древних торговых путях. Появление в III-VII века такого рода статуй - явление не случайное. Этот исторический период связан с пребыванием в Азербайджане гунских, а позже огузских племен, сыгравших определенную роль в формировании этнического состава азербайджанского народа Обряд установки изваяний на территории Азербайджана хорошо освящен в трудах историков VII-XI века. Албанский историк Моисей Каланкатуйский в своем труде «История Агван» особо отмечает роль и значение этих каменных фигур, воздвигнутых в честь наиболее могущественных воинов и полководцев. Во время траурного обряда не только оплакивали покойного, но и разыгрывали сцены, напоминавшие битвы, в которых участвовал умерший, танцевали, пели. Все это делалось, чтобы напомнить людям о жизни и героизме погибшего храбреца. Впоследствии каменные изваяния, воздвигнутые в честь героя, постепенно превращались в места паломничества. С распространением с середины VII века ислама в Азербайджане эти ритуальные обряды вытесняются.
Из средневековых резных камней Азербайджана, безусловно, первыми заслуживают упоминания так называемые Баиловские камни - рельефные каменные плиты XIII века, поднятые со дна Каспийского моря.
Рельефы на Баиловских камнях - это очень глубоко врезанные надписи в сочетании с растительными узорами и скульптурными изображениями людей и животных. Дата сооружения - 1232-1233 года, имя зодчего-строителя - Зейн-ад-дин, сын Абу Рашида Ширвани. На Баиловских камнях (их около 700) встречается 12 портретных изображений, в том числе, возможно, портретный барельеф самого ширваншаха Ферибруза.
В селении Хачин-Дорбатлы Агдамского района на гранях мавзолея (1314 года) есть рисунки животных - льва, барса, быка, оленя, грифона. В Баку, в районе Девичей Башни обнаружен рельеф головы быка (XIV-XV века).
Высокого развития достигает каменная пластика Азербайджана в XVI-XVII века. Орнаментальные мотивы мемориальных памятников содержат растительные и геометрические узоры, изобразительные мотивы, жанровые сценки: охота, жертвоприношения, пиршества.
Особенно примечательны сюжетные рисунки на памятниках Мингечаурского, Агдамского, Лачинского и других районов. На памятниках, возведенных на месте захоронения мужчин, основным лейтмотивом сюжета является героика. Покойный обычно изображается на коне, в полном боевом наряде, с луком, саблей, топором. Сюжеты: героические подвиги умершего, сцены охоты. Так же, как и в средневековых азербайджанских народных дастанах («Китабы Деде Коркуд»), героика в этих памятниках - форма утверждения смысла жизни. В женских надгробиях большинство сюжетных рисунков строится вокруг ковроткацкого станка. Рисунки на надмогильных камнях сходны по темам, сюжетам и композициям с миниатюрной живописью XVI-XVII века, с росписями Дворца Шекинских ханов. Однако, есть и уникальные рисунки надгробий - пляска шамана, образ покровительницы детей Умай, рисунки птиц и животных, являющихся тотемами древних тюркоязычных народов, и многие другие. Искусство Азербайджана связано издревле с искусством других народов.
Среди рисунков встречается изображение северного лося, одногорбого тибетского яка и других. Изображение мифической птицы «уну» огузских племен с распростертыми крыльями характерно для памятников Лачинского, Кельбаджарского, Кедабекского и Мингечаурского районов. Саркофаги памятников Мингечаурского (Самухского) района, села Уруд тяготеют к графической линейности в трактовке фигур людей и животных. Несколько особняком по трактовке сюжета стоят рельефы саркофага с кладбища Кара-Хаджи Агдамского района, посвященные теме охоты. Здесь мы видим свободную ритмическую композицию, показывающую группу людей и животных в пространстве. Отмеченные памятники представляют интерес не только как памятники искусства, но и как образцы эпиграфики. Надписи на этих памятниках, исполненные арабскими шрифтами, помещены в виде орнаментальной вязи на поверхности или на торцевой стороне саркофага и выполнены в стиле почерков «насталит», «насх», «сульс». Текст их содержит стихи из Корана, хадиси, молитвы, имена усопших, а иногда и даты.
Среди памятников пластического искусства Азербайджана XVI-XVII веков и по количеству, и по оригинальности трактовки ведущее место принадлежит каменным изваяниям, изображающим фигуры баранов и лошадей. Эти памятники в начале XIX века привели в восторг известного французского путешественника Дюбуа де Монпере. Эти скульптуры встречаются повсюду, в Нахичевани, Нагорном Карабахе, в районе Гянджи, на территории Кельбаджарского, Кедабекского, Агдамского, Таузского, Казах
Овцеводство на протяжение многих веков играло в жизни народа важную роль. Из мяса барана готовили пищу, из кожи изготовляли предметы быта, одежды, шерсть шла на одежду и являлась незаменимым материалом в ковроткачестве. Баран олицетворял собой в азербайджанском искусстве мужество и силу, мужское начало. Было поверье, что если бесплодной женщине проползти под каменной фигурой барана, то у нее непременно будут дети.
Уместно вспомнить здесь и племенные объединения Ак-коюнлу (белобаранное) и Кара-коюнлу (чернобаранное) на территории Азербайджана в XIV-XV веках, на знаменах которых был изображен баран. Остатки культа поклонения барану в Азербайджане прослеживаются на протяжении многих веков. И сейчас кое-где украшают черепами баранов жилые дома. В Ленкоранском, Кубинском, Кусарском районах капители на колоннах и сегодня называются «гочбаши» (голова барана).
Изваяния каменных баранов, встречающихся в Лерикском районе, отличаются крупными размерами. Все они отмечены некоторой сухостью и обобщенностью формы. Тела баранов плоские, контуры их угловаты.
Каменные фигуры баранов, встречающие в Лачине, Агдаме, в Казахском районе, напоминают памятники архаического искусства. Высеченные в основном из темно-серого трудноподдающегося обработке камня, небольшие по размерам фигуры (длина 80-90 сантиметров, высота 50-60 сантиметров) производят впечатление мощи, которую создают несколько огрубленные формы, обобщенная трактовка фигуры, больших крутых рогов, широкой сильной шеи. Особняком в образном ряду стоят изваяния баранов, встречающиеся в Нахичевани, Шахбузе, Ордубаде. Скульптуры различны по размерам (длина колеблется от 45 до 150 сантиметров, высота - от 30 до 110 сантиметров), отличаются изобилием орнаментальных мотивов и сюжетных рисунков, помещенных на их поверхности.
Исключительный интерес представляют скульптуры, встречающиеся в селе Уруд Сисианского района современной Армении. Фигуры из села Уруд по стилю трактовки близки к аналогичным памятникам Нахичеванского края, но отличаются от них жизненностью и изысканностью отделки. Каменные бараны из села Уруд, высеченные из твердого серого камня, сохранили на своей поверхности замечательные образцы сюжетно-тематических композиций, орнаментального искусства и эпиграфических надписей.
В Азербайджане среди каменных изваяний нередко встречаются и фигуры коней. Лошадь связывалась с понятиями богатства, мужества, отваги, преданности. Подкова, хвост лошади в прошлом имели значение талисманов, оберегов. Известно, что в средневековом Азербайджане к куполу культовых сооружений, к надгробным памятникам и к навершиям некоторых военных знамен в виде оберега прикреплялись лошадиные хвосты. Лошадь как священное животное ярко описана в народном эпосе «Китаби Деде Коркуд». Изваяния лошадей в основном сосредоточены в древней Гяндже и в прилегающих районах и селениях. Большую художественную ценность представляют несколько каменных изваяний лошадей, встречающихся в селе Малыбейли Лачинского района (XVI век). Изваяния лошадей, встречающихся в Лачинском, Гянджинском, Шамхорском, Таузском, Казахском районах, обработаны более детально. Скульптурные изваяния лошадей встречаются на мусульманских кладбищах Нахичевани, Агдама, Кедабека. Почти все фигуры каменных лошадей, встречающиеся в различных районах Азербайджана, имеют аналогичные декоративные убранства. По сложившимся традициям на изваяниях высекался полный комплект конского снаряжения (уздечные наборы, нагрудные ремни, подпруги, потфеи, стремена и седла). Под седлом выделялся орнаментированный «чул» - попона. На поверхности каменных фигур лошадей вырезались также некоторые воинские доспехи (лук со стрелами, колчан, сабля, аркан) и фигура охотника.
Главная особенность фигур животных - не точная конкретизация образа, а поэтическое обобщение, достигаемое лаконическими средствами пластики.
Каменная пластика Азербайджана, начиная с XIX века, все больше начинает принимать форму ремесла. Орнаментальные мотивы даже в одной композиции разнохарактерны. Все это приводило к дробности рисунка в ущерб целостности всей композиции. Композиционная схема и техника резьбы теперь всецело зависели от творческой индивидуальности того или иного мастера. В декоре XIX века все чаще стали встречаться изобразительные мотивы, состоящие из отдельных фигур животных, птиц, людей, предметов быта (кувшины, подставки для книг, зеркала, гребешки), видов оружия и атрибутов производства (ткацкий станок, наковальня, молот, щипцы и так далее). По этим рисункам можно узнать, кому был посвящен данный памятник, профессию, характер, склонности погребенного. Интересные надгробные памятники XVIII-XIX веках встречаются в Кубе, Шемахе, Шеки, Агдаме, Гяндже, Казахе.
Привлекает мемориальный памятник в городе Куба (1795 год) - темно-серая плита с резными узорами, декор лицевой стороны памятника состоит из пяти медальонов, расположенных друг над другом. Заслуживают внимания надгробная стела из селения Даш-Салахлы Казахского района (1848 год), стела из села Юхары Ойсузлу Таузского района (1874 год). Комплекс архитектурных памятников Гей-Имам, расположенный неподалеку от Гянджи, пожалуй, единственное место в Азербайджане, где встречается наибольшее количество памятников с портретными изображениями.
Традиции каменной пластики Азербайджана очень ярки и своеобразны. В них с большой полнотой воплотились этические, эстетические, религиозные взгляды народа.