Нехвядович Л.И.
Чтобы определить место художественным явлениям в искусстве попробуем вывести его из реальной истории принципы систематизации, стремясь к максимальной простоте и наглядности, а вместе с тем к единству и всеобщности этих принципов.
Конкретное, единичное художественное явление - это произведение искусства. Как в капле воды содержатся все основные свойства, так и в художественном произведении содержатся все основные элементы искусства. Но где найти ключ к постижению данного явления в целом? Органами чувств (зрением, слухом) мы воспринимаем лишь его чувственную оболочку, то есть внешнюю форму. Она представляет собой особую структуру, элементами которой является материал искусства, композиция и т.д. Если мы оставим материал в стороне как нечто самостоятельно существующее, то совокупность особенностей, присущим элементам формы, можно определить как манеру, в которой выполнено данное произведение. Этот термин постоянно и широко используется в области пластических искусств, где внешняя - зримая - форма выступает особенно наглядно и необходим специальный термин для обозначения ее конкретного бытия в художественном произведении, ее особенной трактовки в творчестве отдельного мастера.
Чувственно восприняв внешнюю форму, мы постигаем в ней выраженную внутреннюю форму. Во внешней оболочке образа проявляется его внутренняя сущность - характер. Способ построения внутренней формы в единстве с внешней также требует наименования. В соответствии с прочной традицией наиболее целесообразным представляется использовать в этом смысле категорию стиль. Стиль включает в себя манеру, но не сводится к ней. Кратко его можно определить как эстетически организованную структуру образного строя и трактовки формы, помня, что в эти два компонента входит очень многое: взаимоотношения характера и среды, образа и обстоятельств, особенности овеществления сюжета и образов в чувственно воспринимаемых образах.
За выступающей в стиле структурой образного строя и формы скрываются принципы ее практического, творческого осуществления. Для их обозначения наиболее подходящим является понятие творческий метод. Он существует более или менее осознанно до создания художественного произведения в интеллектуально-эмоциональной сфере духовной деятельности художника, направляя его работу и реализуясь в ее процессе. Реализацией метода и является стиль произведения искусства. И стиль, и метод связаны только с проблемой "как", "каким способом" воплощено в художественном произведении идейно-эстетическое и эмоционально-эстетическое содержание. Только к содержанию относится вопрос "что" воплощено - какая тема, идея, чувство и т.п. Метод обслуживает содержание и передает его в соответствующем стиле. Поэтому входящие в метод и стиль, и их структурные соотношения аналогичны. В общем, кратко можно определить творческий метода как способ формирования образа, способ трактовки формы и организации художественного произведения, включающей сюжетную взаимосвязь образов и композиционного построения.
Если мы возьмем совокупность произведений одного художника, во всяком случае, на протяжении определенного периода, когда его творчество не претерпевало коренных
Художников в свою очередь всегда можно объединить в группы по общности, присущей их индивидуальным стилям и методам, а значит, в конечном счете, и каким-то важным сторонам содержания их творчества. Так мы поднимаемся на следующую ступень обобщения по лестнице типизации художественных явлений и понятий. Совокупность произведений многих художников, связанных общими принципами метода, соответственно стиля, а затем и существенной общностью содержания, мировоззрения образует конкретно-историческое художественное направление. Его историческая конкретность заключается в том, что оно неразрывно связано с определенной эпохой, обусловлено неповторимыми особенностями данного этапа исторического развития и поэтому само является неповторимым.
Вместе с тем один и тот же тип исторических условий в разных странах может приобретать разную специфику. Эта специфика, как и географические, этнические, национальные, психологические особенности, определяет характер национальных культурных традиций. В результате на параллельных этапах исторического процесса в разных странах могут возникать направления при всей их общности разные по стилю. Мы видим это, например, сравнивая стадиально близкие этапы развития средневекового искусства Западной Европы с одной и, с другой, - Византии, Руси, Грузии, Армении. Различия сказываются здесь не столько в основных принципах метода, сколько в конкретных внешних формах его стилевого воплощения. В результате стили, не теряя родственности, выступают как самостоятельные явления. А объединенные ими художественные произведения образуют уже не только конкретно-исторические, но и конкретно-национальные направления.
При слиянии искусства разных стран в одно стилевое направление вопрос о национальных художественных особенностях не снимается. В таком случае эти особенности недостаточны для того, чтобы создать разные стили, но достаточны для выделения такой промежуточной категории, как национальная художественная школа и соответственно ее стиль. Если в одной стране отдельные районы или отдельные культурные центры, в силу различных исторических причин живут достаточно самостоятельной духовной жизнью, в национальных школах выделяются еще и местные школы по присущим их искусству своеобразным признакам.
Так создается ступенчатая связь:
отдельное художественное произведение;
совокупность произведений, созданных одним художником в пределах качественно устойчивого метода и стиля;
еще более широкая общность творений искусства и их творцов в рамках местной, а затем и национальной школы;
самая широкая общность - стилевое направление.
Соответственно многоступенчатым оказываются понятия творческого метода и стиля:
в одном художественном произведении;
в индивидуальном творчестве художника;
в местной или национальной школу;
в том или ином направлении.