«О, Русь моя! Жена моя! До боли нам ясен долгий путь!»
(тема Родины в поэзии А. А. Блока)
В наше время, когда часто можно услышать обвинения в адрес «совковии», когда многие толпами бегут из «нищей России» в благословенный западный рай, так и хочется обратиться к соотечественникам словами Блока: «Полюби эту вечность болот!» Властитель дум поколения Серебряного века, как никто другой любил несчастную, израненную, но не сломленную душу России.
Тема родины пронизывает все творчество поэта. Именно безграничная любовь к России рождала в нем веру в «скифов», сзывающих «на светлый братский пир».
Находятся те, кто обвиняет русскую интеллигенцию XIX и начала XX века в том, что она вовлекла Россию в пропасть, опьянила ее призывами отринуть старое и создать новое. Но мы не имеем морального права обвинять А. Блока, В. Брюсова, С. Есенина и других, тех, кто искренне верил в гуманность народной души, в мистическую всепобеждающую тайну России.
Ощущением необычайной таинственности проникнуто стихотворение Блока «Русь». Поэт рисует образ бескрайней родины, которая сама не знает своих пределов. Ее населяют и вполне реальные «разноликие народы», и будто пришедшие из древних поверий «ведуны с ворожеями». Великий смысл кроется в символическом образе поэтического вдохновения, которое посещает поэта на кладбище, куда протоптал он «тропу печальную, ночную». Когда читаешь эти строки, представляются могильные плиты могучих сынов России, предшественников автора. Нельзя быть поэтом «без роду, без племени». Духовные силы предков окрыляют лирического героя, наделяют его незапятнанной «первоначальной чистотой», искренностью, бескорыстием.
Поэт неотделим от родины, и это родство позволяет ему почувствовать таинственное стихийное возмущение, зреющее в недрах ее души.
Попытка постичь великую тайну России через ее связь с прошл
Но есть и другая Россия — Россия колоколен, разглашающих «веселый звон», Россия, укрытая от растления «прозрачным покрывалом Лучезарной Жены». Так символически видится Блоку древняя Москва, сохранившая наивную искренность и чистоту души русского народа.
По предвидению автора «Поединка», победа за Москвой, за древней неиссякаемой русской культурой.
Тревога за Россию подвигла Блока обратиться к «Двенадцати» и «Скифам». Не все принимал он, гуманист по натуре, в образах носителей новой идеи.
Поэт проецирует тревожные события прошлого на современность и провидит еще предстоящие мятежные дни. «Степная кобылица несется вскачь», и этот стремительный бег рождает в душе лирического героя одновременно и тревогу за судьбу Отечества, и веру в его неизбывную мощь и чистоту.
В «Двенадцати» и «Скифах» Блок воспел стихию революции, но не разрушительная, а созидающая ее сила принималась поэтом. Он видел и темное, и светлое, таящееся в идее революции. Но слишком велика была его надежда на возрождение России, чтобы мрачные настроения смогли победить в его лире. Хотелось бы, чтобы современная Россия смогла породить поэта, способного обратиться к миру так, как это сделал Блок:
Россия — Сфинкс, ликуя и скорбя,
И обливаясь черной кровью,
Она глядит, глядит, глядит в тебя,
И с ненавистью, и с любовью!..