Роль внесценических персонажей в комедии "Горе от ума"
"Горе от ума" - это одно из самых злободневных произведений в русской литературе, это блестящий пример тесной связи литературы с общественной жизнью. Проблемы, поставленные в комедии, продолжают волновать русскую общественную мысль и литературу и сейчас, спустя столетия. В комедии ясно ощущается смена исторических эпох. В высказываниях различных персонажей комедии возникает реалистический образ старой Москвы, уходящей к Екатерининским временам, нравы барского общества и вечный конфликт двух поколений.
Конфликт комедии углубляют внесценические персонажи. Их в комедии довольно много, благодаря этому фону расширяется полотно жизни столичного дворянства. Все внесценические персонажи можно условно разделить на две большие группы: лагерь Фамусова и лагерь Чацкого. Большая часть их примыкает к фамусовскому кругу. Особенно запоминается дядюшка Фамусова. Максим Петрович - это яркий пример служения царице, который делал карьеру, не брезгуя угодничеством и собственным унижением перед всесильной Екатериной. Фамусов, восторженно рисуя его стремительный взлет наверх, нравоучительно говорит: "Упал он больно - встал здорово. Зато, бывало, в вист кто чаще приглашен? Кто слышит при дворе приветливое слово?" Фамусов забывает о другом: время "дураков" проходит. Чацкий считает Фамусова недалеким, его идеалы вызывают в нем только гнев. Он с горечью говорит: "Как тот и славился, чья чаще гнулась шея". Все жизненные блага представители "века минувшего" получали за то, что унижали свое человеческое достоинство, забывая о чести и гордости родовитых дворян. Но менее ярок портрет Кузьмы Петровича, который тоже является идеалом Фамусова. Он сумел не только свою жизнь устроить, но и о близких не забыл: Покойник был почтенный камергер, С ключом, и сыну ключ умел доставить, Богат, и на богатой был женат, Переженил детей, внучат... Что за тузы в Москве живут и умирают! Не уступают мужчинам и представительницы прекрасного пола. Дамы всесильны. Яркий пример - Татьяна Юрьевна, которая близко знакома с "чиновными и должностными". Фамусов говорит:
А дамы? Сунься кто, попробуй овладей. Судьи всему, везде, над ними нет, судей, Присутствовать пошлите их в Сенат. Ирина Власъевна! Лукерья Алексевна! Татьяна Юрьевна! Пульхерия Андревна! Имеет очень большую власть в обществе и княгиня Марья Алексеевна, мнения которой очень боится Фамусов. Грибоедов высмеивает этих "властительниц" устами Чацкого, показывая их пустоту, глупость и вздорный характер. Кроме "тузов", в дворянском обществе есть люди и помельче. Их больше, и поэтому они являются типичными представителями массы среднего дворянства. Сценические персоналки этого типа людей - Загорецкий и Репетилов, а из внесценических можно назвать "черномазенького, на ножках журавлиных", а также "троих из бульварных лиц", о которых упоминает Чацкий. Все они, сознавая свою ничтожность перед "столпами" московского дворянства, стараются им услужить, раболепствуют, завоевывая их благосклонность. Дух угодничества и лицемерия пронизывает все фамусовское общество. Все внесценические персонажи в комедии нужны для того, чтобы подчеркнуть характеры главных действующих лиц, раскрыть их мировоззрение. Восхищение Фамусова ничтожными людьми подчеркивает его ограниченный кругозор. Отсюда можно сделать вывод, что он добился положения в обществе и стал влиятельным "тузом", видимо, благодаря выгодной женитьбе и умению использовать все средства для достижения карьеры. Когда он упрекает Софью, что она похожа на мать тем, что "чуть из постели прыг" - уже с молодыми людьми, то можно не сом
В комедии много внесценических персонажей из крепостного сословья. Все образы., даже самые незначительные, играют важную роль в развитии сюжета, что помогает осуществить основной идейный замысел комедии - дать широкую картину русской действительности того времени, показать борьбу двух лагерей, то есть "века нынешнего" с "веком минувшим". Большое количество внесценических персонажей раздвигает рамки сатирической картины общества, делает проблему не частной, а повсеместной. В этом новаторство Грибоедова. Консервативная масса дворянства проповедовала идеалы "минувшего века": "И награжденья брать, .и весело пожить". Вот их лозунг, их девиз жизни. Чацкий же, и ему подобные, видят цель жизни в переустройстве общества, когда "рабов по духу" сменит гармонично развитая личность, способная к самопожертвованию во имя прогресса России. Чацкий о "минувшем веке" говорит: "Прямой был век покорности и страха". Чацкий противопоставляет идеалам Фамусова высокое понимание чести и долга, общественной роли и обязанностей человека.