ПОЧЕМУ НЕСЧАСТЕН ОТЕЦ ГОРИО?
«Отец Горио», пожалуй, первое произведение, созданное Бальзаком в соответствии с общим планом его «Человеческой комедии». Роман этот является важной частью задуманной писателем художественной истории общества прошлого века. Среди творческих записей Бальзака, носящих название «Мысли, сюжеты, наброски», имеется краткий набросок: «Старичок – семейный пансион – 600 франков ренты – лишает себя всего ради дочерей, причем у обеих имеется по 50 000 франков дохода; умирает, как собака». В этом наброске можно без труда узнать историю беспредельной отцовской любви Горио, поруганной дочерями.
Жан-Жоашен Горио некогда преуспевающий фабрикант, разбогатевший на торговле макаронами. Со смерти жены он боготворил своих дочерей. Всю жизнь старик копил состояние, чтобы его девочки ни в чем не нуждались, чтобы дать им достаточно большое приданое, чтобы его любимые дочки смогли удачно выйти замуж. Горио добился своей цели: его дочери вышли замуж за влиятельных людей, получили положение в обществе, богатство. И что же мы видим дальше? Бальзак с самого начала повествования показывает читателю нынешнее положение его героя в обществе: «Меж восемнадцати нахлебников, оказалось убогое, отверженное существо, козел отпущения, на которого градом сыпались насмешки». Эпитеты, с помощью которых автор характеризует этого несчастного старика («убогое, отверженное») помогают нам понять отношение к герою окружающих. Автор в этой ремарке даже не называет его человеком, так как в глазах «нахлебников» пансиона Г-жи Воке и он всего-навсего «существо».
Но почему он, богатый вермишельщик, стал таким, каким мы видим его в начале повествования? До этого его довели собственные дочери, Дельфина и Анастази, которых он так безгранично любил, дочери, которым он отдал все и готов был умереть за них, лишь бы его девочки были счастливы. Вот как сам герой характеризует свою любовь к ним: «Я люблю моих дочерей больше, чем господь бог любит мир…». Горио, ни в чем не отказывавший Дельфине и Анастази, сам того не подозревая, приучил дочерей к роскоши, повлекшей за собой чрезмерную расточительность («Имея более 60 тысяч франков дохода в год, Горио не тратил лично на себя и тысячи двухсот, но почитал за счастье исполнять все дочерние прихоти…чего бы им ни захотелось…отец спешил исполнять их желание…»). Он ничего не требовал от них за свою заботу, и лишь надеялся «что его дочери останутся его дочерьми, что он устроит себе у них две жизни, два дома, где всегда найдет любовь и ласку». Но Анастази и Дельфина, попав в свет, забывают все ласки и заботы отца и вспоминают о них лишь тогда, когда им нужны деньги. Горио придумал себе мир, в котором ему хотелось бы жить, он убежден, что «дочки его очень любят» и считает, что «как отец он счастлив». «Каждый любит по-своему», - говорит старик и, видимо, чувствует в поступках дочерей их особую любовь к нему.
В этом мире он видит отношение дочерей таким, каким оно должно быть к отцу по всем законам справедливого общества. Герой придумал себе, что «они готовы засыпать» его «всякими подарками». Его любовь настолько чиста и велика, что он совершенно забывает о себе, когда Дельфине нужны были деньги. Старик готов лишиться последнего источника дохода, опуститься еще ниже на социальное дно, больше того он бы «продал отца, и сына, и святого духа, лишь бы избавить» дочек «от одной слезин
Счастье для героя – это хотя бы мизерное внимание к нему со стороны дочерей. Но он не получает и этой крохи за все то, что он для них сделал.
На протяжении всего повествования герой утверждает, что он «счастлив по-своему», но в глубине души все же знает правду о своих дочерях, только не хочет верить, что его девочки способны забыть все его заботы. А на самом деле его Дельфина и Анастази даже и не думают о нем как об отце. В то время, когда Горио умирал в грязи и нищете, они веселились на балу и даже не вспомнили о больном отце. Да и после бала они не соизволили прийти проститься с отцом, оправдывая это – одна ссорой с мужем, а вторая – болезнью. И в этой ситуации старик старается оправдать дочек тем, что они не знали о его болезни. Горио не хочет умирать, чтобы не причинить горя своим любимым дочкам.
Лишь перед смертью старик осмелился взглянуть правде в глаза. Горио сказал Растиньяку правду, которую он так долго скрывал не только от окружающих, но и от самого себя. Герой признает, что «у них обеих сердца каменные», что «за деньги купишь все, даже любовь дочерей» и что он «отдал им всю жизнь, - они сегодня не хотят отдать» ему «даже час». Горио сам называет причину своего несчастия: «…они привыкли потрошить меня, и потому все, что я делал для них, теряло цену». Старик чувствовал себя счастливым от одного ласкового слова, от одного взгляда своих дочерей. Он был бы счастлив «быть той маленькой собачкой, которую дочки…держат на коленях…». Для того чтобы умереть счастливым, ему нужно только увидеть их и услышать их голоса. А что стоило этим бездушным светским красавицам сделать отца счастливым? Ведь он не просил у них ничего, кроме любви и ласки, но дочери не захотели ему дать даже эту малость в обмен на все жертвы отца, принесенные на их благо.
Горио все-таки умирает «как собака», так и не увидев своих дочерей и не простившись с ними. В последний путь его провожают студенты Растиньяк и Бьяншон, в отдалении от них следуют пустые кареты с гербами зятьев покойника.
Однако Горио возвышается над обществом благодаря силе отцовской любви. «Горио отец в той же степени, в какой великомученик является христианином», - писал Бальзак. В итоге герой сам признает жестокую истину, присущую современному для Бальзака обществу: «…когда любят бедняка, он может быть уверен, что любим сам по себе». Несчастье Горио во всесилии денег, он покупал любовь дочерей, а когда деньги закончились, он стал никому не нужен.
«Отец Горио» по праву считается одним из лучших произведений Бальзака. Роман сначала был запрещен цензурой, а затем вышел в свет с большими купюрами и имел большой успех. « “Отец Горио” производит фурор, - сообщает Бальзак Э. Ганской. – Еще ни одно из моих произведений так не расхватывалось».