Норвежская литература раннего средневековья не всегда может быть точно отделена от исландской, которая вырастает из нее, и язык которой долгое время почти не отличается от норвежского. Древнейшие песни «Эдды» вероятно сложились в Норвегии в IX в. (где в несколько отличной от известной нам художественной обработки, те же сюжеты и мотивы могли существовать и раньше), но сохранились они в исландских рукописях, вместе с памятниками (и как памятники) исландской литературы (см. ниже). Легче отделима норвежская литература от исладнской в области поэзии скальдов (см.); о большинстве скальдов мы имеем необходимые биографические данные, тогда как творцы «Эдды» неизвестны нам даже по именам.
Скальдическая поэзия — явление специфически норвежско-исландское, хотя норвежск. и исландские скальды и выступают при дворах шведских и датских конунгов. Она вырастает вместе с укреплением власти конунга, окружающего себя многочисленной, лично ему служащей, дружиной, в состав которой входят и скальды. С самого начала скальдическая поэзия отличается от эддической уже тем, что это не поэзия преданий, а поэзия данного момента. Самыми типичными произведениями скальдическ. поэзии делаются песни о событиях, гл. обр., битвах связанных с именем воспеваемого конунга или ярла. Если скальды и обращаются к далекому и даже легендарному прошлому, то лишь по поводу настоящего (как напр. в генеалогиях). Мифологические и героические сказания служат им для обрамления и укрепления, для построения поэтического образа или в отдельных случаях появляются у них в связи с описанием предметов, на которых изображены эпизоды из таких сказаний (как напр. при описаниии щита, полученного в дар от конунга). Для языка скальдов характерно обилие метафор, сложных и изысканных описательных обозначений, частое употребление специально поэтических слов. Скальдическая поэзия применяет древнегерманский аллитерационный стих, который в строфе так наз. дротткветта (a drottkvaett), состоящей из 8 шестисложных трехударных полустихов, с внутренними рифмами и ассонансами, она доводит до величайшей насыщенности созвучиями. Наиболее крупными (несколько десятков строф) и сложными по пострению скальдическими стихотворениями являются драпы (drápur). Наиболее же короткими и простыми — «отдельные строфы» (Lausar visur). — Древнейшим скальдом, о котором имеются более или менее подробные и достоверные сведения, был Браги Боддасон старый, живший в Норвегии в начале IX в. Вероятно скальдическая поэзия зародилась сравнительно незадолго до него (упоминаемые в исландской литературе скальды Ульф и Эрп были повидимому непосредственными предшественниками Браги). Подлинность приписываемых ему традицией фрагментов драпы подтверждается тем, что в их дротткветте еще имеются вольности, недопускаемые в более поздней скальдич. поэзии. В позднейшей норвежско-исландской литературе Браги придавалось большое значение и он был обожествлен как Браги — бог поэзии. Вокруг короля Харальда Прекрасноволосого (Haraldr Harfagri, 836—933), который и сам был скальдом, собралась целая плеяда скальдов: Торбьерн Хорнклофи (Þorbjörn; «Драпа боевого шума», «Слово ворона») и Тьодольф из Хвина (Þjodolf; генеалогическое стихотворение «Ynglinga
Средневековая норвежская литература на латинском языке не имеет значительных произведений; важнейшим является написанная в XII в. (1184—1187) по исландским источникам история Норвегии с 858 по 1130 монаха Теодрика (Theodricus monachus, Historia de anti quitate regum Norvagensium»).