Спецсеминар "Художественный мир М. Булгакова" (из опыта работы)
Н. И. Печенина, доцент кафедры русской литературы
В статье обобщён и проанализирован опыт работы спецсеминаров на дневном и заочном отделениях факультета русской филологии и культуры Ярославского государственного педагогического университета в 1996-99 годах. Материалы данной работы адресованы не только преподавателям и студентам вузов, но и учителям литературы средней школы, которые могут использовать их при подготовке к урокам.
Творчество М. Булгакова вызывает живой интерес школьников и студентов. Некоторые из участников семинара уже приходят с заранее выношенными, любимыми темами. И очень важно этот интерес углубить и развить, умело направив исследовательский поиск студентов.
В настоящее время семинар по М. Булгакову может опереться на солидную научную базу, т.к. булгаковедение (особенно в последние годы) развивается весьма интенсивно и плодотворно. И одна из важнейших задач семинара - научить студентов самостоятельно работать с научной и критической литературой, преодолевать заидеологизированность булгаковедения прошлых лет, рассматривать жизнь и творчество великого Мастера и литературу о нём с современных позиций. Поэтому одно из вступительных занятий посвящено обзору научной и критической литературы, где довольно подробно освещается вопрос о том, как писать историю вопроса - наиболее трудный для студентов раздел доклада. На этом занятии называются основные библиографические и те общие работы, которые все студенты должны проработать (независимо от того, какую тему они выберут), даётся и характеристика основных источников: публикаций произведений и их черновых редакций, писем, дневников, воспоминаний и т.д. Но несмотря на обилие и разнообразие научной литературы о творчестве М. Булгакова, многие вопросы остаются исследованными недостаточно или совершенно не исследованными. Это и позволяет лучшим спецсеминарским докладам перерастать в бакалаврские и дипломные работы и даже магистерские диссертации.
На одном из первых занятий составляется график всей работы семинара, что очень дисциплинирует студентов, даётся характеристика примерных тем докладов (в процессе работы они могут изменяться). Очень важно предлагать студентам темы разной степени трудности и самостоятельности: от полуреферативных до чисто исследовательских, самостоятельных, чтобы участники семинара смогли правильно и осознанно выбрать тему, руководствуясь не только своими интересами, но и возможностями.
Тематика семинара каждый год изменяется и обновляется, но неизменными остаются четыре большие блока тем: 1). Личность. М. Булгакова. 2).Драматургия. 3). Сатира. 4). Романы.
Остановимся кратко на характеристике первого блока тем и основных направлениях разработки докладов по художественным произведениям М. Булгакова.
Варианты докладов, раскрывающих личность писателя, весьма разнообразны. Вот некоторые из них: М. Булгаков в воспоминаниях родных; М. Булгаков - Татьяна Николаевна Лаппа; М. Булгаков - Любовь Евгеньевна Белозёрская; М. Булгаков - Елена Сергеевна; М. Булгаков в воспоминаниях писателей и актёров; М. Булгаков и власть (или: М. Булгаков и Сталин) и т.д. Довольно успешно студенты справляются с задачей сбора и систематизацией обширного и разнообразного материала, труднее идёт его анализ. Достоинством ряда докладов этого цикла является привлечение и анализ художественных текстов. Например, Елена Сергеевна как прототип Маргариты в знаменитом романе, сопоставление истории взаимоотношений писателя с Еленой Сергеевной с тем, как раскрывается тема любви в романе; анализ пьесы "Батум", причин её создания и запрещения постановки на сцене при разработке темы "М. Булгакова и Сталин" и т.д.
При работе над докладами трёх других циклов, т.е. над художественными произведениями писателя, самая главная задача - совершенствование и обогащение навыков самостоятельного анализа художественного текста, умение сопоставлять, разные точки зрения и высказывать собственные суждения.
Основное внимание уделяется вопросам поэтики, т.к. это наиболее трудная часть литературоведческого анализа для начинающего исследователя.
Приведём ряд примеров. Работа над темой "Сатирическая фантастика М.Булгакова 20-х годов" предполагает сравнительный анализ повестей "Дьяволиада", "Роковые яйца" и "Собачье сердце", который позволяет показать рост и обогащение сатирического мастерства писателя; всё более тонким и органичным становится соединение художественной условности с изображением жизни в формах самой жизни. В докладе, специально посвящённом анализу "Собачьего сердца" как вершине сатиры М. Булгакова 20-х годов, исследуется перерастание юмора в сатиру, комического в трагическое. Одна из основных задач анализа повести - раскрытие средств создания сатиры: приёмы сатирического заострения образов (портреты и речевые характеристики Шарикова и Швондера), комический эффект, построенный на контрасте нереальности происшедшего с вполне естественным поведением персонажей, сатирическая гипербола и фантастическое предположение как один из видов гротеска (по определению Ю. Манна), комическая деталь, приёмы эзопова языка, пародии и т.д. Анализ повести закономерно подводит к выявлению главного политического подтекста "Собачьего сердца" - параллели между рискованной и безуспешной операцией по очеловечиванию собаки и революцией 1917 года.
При изучении своеобразия в романе "Мастер и Маргарита" возможны различные пути: можно рассмотреть образы отдельных сатирических персонажей и средства их создания. Но более проблемным и продуктивным, хотя и более сложным представляется другой путь: раскрыть систему сатирической образности, выделив основные объекты сатиры (Москва, учреждения и организации, квартиры и магазины), рассмотреть средства сатиры. Например, смысл и назначение пародии: Берлиоз - Авербах, МАССОЛИТ - РАПП, Иван Бездомный - Д. Бедный, А. Безыменский и т. д.
Вопрос о пародии может стать объектом самостоятельного исследования. Это, прежде всего, рассмотрение пародии как жанра. Так, в докладе о жанре "Багрового острова" рассматриваются такие сатирические жанры, как пасквиль, памфлет и пародия. Отрицая наличие в пьесе пасквиля, студенты прослеживают путь М. Булгакова от памфлета (в фельетоне "Багровый остров") к пародии в пьесе с тем же названием и доказывают, что это не только пародия на драматургию и театр его времени, но и на революционные события 1917 года, что так упорно замалчивалось исследователями до 1991 г. по вполне понятным политическим причинам.
Вообще в тематике каждого семинара большое внимание уделяется вопросам жанра и композиции. Например, в докладах о жанре "Мастера и Маргариты" рассматривается своеобразие философского романа: постановка в нём вечных, глобальных проблем человеческого бытия (добра и зла, правды и лжи, веры и безверия, смерти и бессмертия, поисков истины и т.д.). Глубже и точнее исследовать жанровую природу романа помогает термин, введённый М. Бахтиным - мениппея.
При исследовании композиции "Мастера и Маргариты" раскрывается взаимосвязь и взаимопроникновение трёх пространственных и временных пластов через решение общих философских, этических и социальных проблем, приём романа в романе, принцип зеркальности, проецирование проблем и образов друг на друга, объединяющая функция образов-символов и образов-лейтмотивов, своеобразие финала, в котором соединяются различные пласты повествования.
Наряду с этими довольно широкими темами каждый год студентам предлагаются и довольно узкие, чисто исследовательские темы, связанные с изучением поэтики. Так, очень интересными докладами, переросшими в дипломные работы, были исследования лейтмотивов в "Мастере и Маргарите" и цветописи и светописи в том же романе. В работе о лейтмотивах "Мастера и Маргариты" не только по-новому, весьма оригинально и самостоятельно анализируются те образы, на которые уже обратили внимание литературоведы(жары, грозы, луны), но и исследуется совершенно новый пласт романа - слова и фразы-лейтмотивы. Прослеживая по тексту слово-лейтмотив "Пора!", студентка показывает проступающую за ним текучесть времени, выход к вечным проблемам бытия. Исследование фразы-лейтмотива "Этого не может быть" позволяет выявить роль её в раскрытии конфликта веры и безверия, а также проследить её композиционную роль связи двух пластов романа - реального и ирреального. Другая фраза-лейтмотив "О боги, боги!", обретая всё новые смыслы, обрастая ассоциациями, даёт ключ к постижению многих тайн великого романа.
Тема "Цветопись и светопись в романе "Мастер и Маргарита" почти не исследована: если по светописи есть отдельные наблюдения (подчас очень спорные и субъективные), то по цветописи нет ни одной работы. Поэтому студентам приходится идти по "целине", самостоятельно и углублённо работать над текстом романа. А между тем обращение к этому, казалось бы, узкому вопросу помогает выявить не только глубинные, подчас подтекстовые пласты романа, но и лучше постичь некоторые секреты мастерства писателя.
В докладах на эту тему удачно показывается многозначность цвета в романе, его роль в раскрытии внутреннего мира героев. В одной из таких работ по-новому, вопреки устоявшейся традиции, даётся трактовка солнечного и лунного света в романе. Студентка доказывает, что солнечный свет приносит не радость, а горе, заставляет страдать, а лунный - не свет инфернального мира, а свет, который несёт героям романа утешение и покой. Причём обращение к ранним редакциям и другим произведениям М. Булгакова обогащает анализ, делает более доказательными наблюдения и выводы.
Основная задача доклада, специально посвящённого цветописи в романе "Мастер и Маргарита", - выявление символики основных цветов, их оттенков и сочетаний, их семантической многозначности. В работе прослеживается традиционное использование писателем цветовых определений, опирающееся на фольклорные, мифологические и христианские традиции, на опыт русской литературы XIX-XX веков. Интересно и тонко, например, и
Одна из задач семинара - научить студентов вести полемику. При освещении ряда тем это становится главной целью доклада. Например, работая над темой "Полемика вокруг образа Воланда в современном булгаковедении", студент должен не только сопоставить многочисленные трактовки этого образа, но и определить своё отношение к ним, высказать свою точку зрения на то новое, что появляется в традиционном образе Сатаны.
Раскрывая тему "Смысл финала романа "Мастер и Маргарита", студенты сравнивают многочисленные трактовки вопроса о том, почему главные герои не заслужили свет, а заслужили покой, и высказывают собственные суждения. А доклад на тему "М. Булгаков и Художественный театр", в центре которого - конфликт драматурга с любимым театром, предполагает развёрнутую полемику с книгой А. Смелянского "Михаил Булгаков в Художественном театре", где сделана попытка полностью оправдать театр и его руководителей. Теперь, когда сняты запреты, когда появилась возможность широко использовать архивные материалы и не бояться сказать горькую правду как о трагедии Мастера, так и трагедии прославленного театра, данная тема приобретает особый смысл и значение. Большое достоинство этого доклада - широкое использование ещё не опубликованных материалов из архива МХАТа и Отдела рукописей Государственной Российской библиотеки, что позволяет более глубоко и доказательно раскрыть не только личные и творческие взаимоотношения М. Булгакова со мхатовцами, но и сам характер эпохи - губительное влияние на искусство тоталитарной власти, даёт возможность ещё ярче выявить гражданское мужество М. Булгакова, ненавидящего насилие, не способного пресмыкаться перед сильными мира сего.
В процессе работы студенты должны развивать и обогащать навыки сравнительного анализа произведений. Иногда это становится главной задачей исследования. Такова, например, тема "Библейский сюжет в романах М. Булгакова "Мастер и Маргарита" и Ч. Айтматова "Плаха".
Главная задача доклада - сопоставление функций библейского сюжета в двух романах (на уровне философско-нравственной проблематики, композиции, персонажей, языка и стиля), а также сравнение каждого из романов с Библией (Новым заветом). В работе выявляется как сходство, так и различие в использовании и трактовке библейского сюжета у двух писателей. Представляется весьма правомерным объяснение разницы интерпретаций не только личностью самих писателей и их главных героев, но и отличием эпох (30-х и 80-х годов XX века).
Особенно интересны и актуальны темы, посвящённые не просто сравнительному анализу произведений разных авторов, но и дающие возможность изучить вопрос о "беллетризации" классических произведений в их современных "продолжениях". Эта проблема до сих пор остаётся практически неразработанной. Литературоведы и критики по-прежнему высокомерно "не замечают" подобного явления в современной художественной прозе, несмотря на то, что оно стало весьма массовым и симптоматичным.
Приведём один пример разработки данной проблемы в докладе "Интерпретация мотивов и образов М. Булгакова в современной беллетристике ("Собачье сердце" М. Булгакова - "Внук доктора Борменталя" А. Житинского)". Никто из булгаковедов не обратил внимания на повесть А. Житинского, хотя она и была опубликована в журнале "Аврора". А между тем сопоставление этих двух повестей, хотя и написанных на разном уровне художественного мастерства, даёт возможность увидеть современность и бессмертие произведений великого Мастера, его пророческий дар, справедливость его предостережений, влияние "секретов" его мастерства, показать, как творческий диалог с М. Булгаковым обогащает творчество современного писателя (отнюдь не первого плана).
Несомненным достоинством ряда докладов по сатире М. Булгакова является рассмотрение её в контексте русской сатирической литературы XIX-XX веков. Это, прежде всего, вопрос о традициях Н. Гоголя и М. Салтыкова-Щедрина, что позволяет выявить те истоки, на которые опирался М. Булгаков уже в 20-е годы. Покажем это на разработке темы "Традиции Н. Гоголя в раннем творчестве М. Булгакова". Удачно в докладе выделяются те мотивы и образы, которые сближают "Записки на манжетах" с такими гоголевскими произведениями, как "Нос" и "Записки сумасшедшего", а ранние сатирические повести ("Дьяволиада", "Роковые яйца" и "Собачье сердце") с "Вием" и "Шинелью". Большое внимание в докладе уделяется тем художественным приёмам, которые сближают булгаковские произведения с сатирой Н. Гоголя: переплетение фантастики с реально-бытовым, гротеск, характер портрета и финалов и т. д. Большое достоинство этого доклада - подробный и самостоятельный анализ ещё не изученного фельетона М. Булгакова "Похождения Чичикова". Интертекстуальный анализ фельетона, выявление различных уровней проявления интертекстуальности в этом произведении позволяет более глубоко и оригинально исследовать гоголевские традиции.
В тематику семинара каждый год включаются темы, посвящённые творческой истории произведений М. Булгакова.
Благодаря публикациям последних лет и прежде всего книгам "Великий канцлер" (1992) и "Неизвестный М. Булгаков" (1993), где напечатаны некоторые ранние редакции романа "Мастер и Маргарита" или отрывки из них, а также книге "М. А. Булгаков. Пьесы 20-х годов" (1990), содержащей ранние редакции ряда пьес, прикоснуться к творческой истории может и начинающий исследователь, не имеющий возможности работать в рукописном отделе Российской государственной библиотеки, куда Е. С. Булгакова в 1966 г. передала сохранившиеся ранние редакции произведений писателя.
Тщательная и кропотливая работа над ранними редакциями, их сопоставление с каноническим текстом развивает филологическую наблюдательность студентов, обогащает анализ произведения. Так, сопоставление ранних редакций "Мастера и Маргариты" с окончательным текстом позволяет показать, как развивался и обогащался замысел произведения, его система образов, как постепенно главными героями становились Мастер и Маргарита, которых не было в первых вариантах, как изменялись их характеры. Например, как от изображения главной героини несколько циничной, эгоистичной и даже вульгарной писатель переходит к созданию образа благородной, мужественной и самоотверженной женщины, окружённой в романе особым ореолом любви и преклонения.
Весьма интересным и перспективным является вопрос об автобиографизме, позволяющий раскрыть некоторые черты творческой индивидуальности писателя. Как правило, эта проблема в докладах студентов рассматривается на произведениях, написанных в разные годы: от ранних рассказов до романа "Мастер и Маргарита", что позволяет убедительно показать, как изменяется сам принцип преломления автобиографического материала. Например, в докладе об автобиографизме в раннем творчестве М. Булгакова сопоставление фактов биографии писателя с тем, какое отражение они нашли в "Записках на манжетах", "Записках юного врача" и примыкающих к ним рассказах, даёт возможность увидеть, как писатель всё дальше отходит от прямого перенесения собственной биографии на страницы произведений, что позволяет сделать вывод о двух типах воплощения автобиографического начала в ранней прозе М. Булгакова: где герой во многом близок к самому автору, и опосредованном, "духовном автобиографизме", который окажется наиболее продуктивным в зрелом творчестве писателя.
В докладе "Проблема автобиографизма в романе "Белая гвардия" очень тщательно и по крупицам собранный материал о доме и семье писателя, его детских, гимназических, университетских годах, о Киеве времён гражданской войны даёт возможность сопоставить реальные факты с тем, какое отражение они нашли в романе, показать близость Алексея Турбина к самому автору, т.е. оценить уровень и степень автобиографизма в этом произведении. И вместе с тем увидеть невозможность прочтения романа как автобиографии писателя. Сопоставление "Белой гвардии" с "Днями Турбиных" помогает увидеть качественно иной уровень автобиографизма в пьесе по сравнению с романом (например, показать, как переосмысление образа главного героя во многом отдалило его от писателя).
В процессе работы семинара очень важно научить студентов чётко выделять концепцию всего доклада и подчинять ей раскрытие темы. Это становится ещё более ценным, когда основная мысль является открытием самого докладчика. Например, в основу всей работы "Интерпретация демонологической темы в романе М. Булгакова "Мастер и Маргарита" (свита Воланда)" был положен тезис о том, что эта свита - тень человечества, что демонические силы в романе изображены во многом нетрадиционно: не призраками, не виденями, а реальными людьми со своими характерами, привычками, манерой поведения. И сделано это для того, чтобы человек посмотрел на себя со стороны, оценил свои поступки, задумался над главными ценностями жизни, "очистился" и вышел на правильный путь. Анализ финальной сцены показывает, что свита Воланда лишь временно надевает человеческие маски, а в финале предстаёт в своём настоящем обличье.
Последнее занятие спецсеминара посвящено итогам его работы, которые подводит преподаватель. На этом занятии проводится и письменная анкета (анонимная), где студенты пишут о том, что им дал семинар, что показалось особенно удачным, а также высказывают критические замечания, делают предложения по улучшению его работы, что очень важно преподавателю для дальнейшего совершенствования этой очень интересной формы учебной работы, которая обогащает не только студентов, но и самого руководителя семинара.