Автор: Чехов А.П.
А. П. Чехов из тех писателей, которые глобальные вопросы человеческого бытия поднимают через изображение обычной повседневной жизни конкретных персонажей. Диагностируя “болезнь” одного человека, он диагностирует “болезни” мира.
В самом начале рассказа “Ионыч” автор показывает нам молодого деятельного доктора Старцева, который приехал в губернский городок, чтобы работать. Но, привыкая к рутинной повседневной жизни, он деградирует как личность.
Нравится Дмитрию Ионовичу ходить в дом Туркиных, которые почитаются самой образованной семьей города, где Вера Иосифовна рассказывает “о том, что никогда не бывает в жизни”, где Котик с “талантом” пианистки по клавишам “ударяет изо всей силы”, где Иван Петрович отпускает жалкие дежурные остроты. Но Дмитрий молод, возможно, не склонен к анализу и поэтому не чувствует фальши. Спустя какое-то время герой влюбляется в Котика, та назначает ему романтическое свидание на кладбище и не приходит. Трагедия? Нет. Автор отмечает, что страдал герой всего три дня. С этого быстрого успокоения, очевидно, и начинается процесс его духовного падения.
Чтобы ярче показать нравственное опустошение Старцева, Чехов изображает его спустя четыре года. Писатель акцентирует внимание на внешности персонажа, рассказывая, что тот раздобрел, неохотно ходит пешком и страдает одышкой. К тому времени героя уже не интересуют окружающие,
Повседневность — страшная сила. Она может превратить жизнь человека в бесцельное существование, заставляя его плыть по течению, не пытаясь изменить что-либо. Таковы некоторые герои другого произведения Чехова — пьесы “Вишневый сад”. Писатель говорит о вымирании дворянства, изображая Раневскую, которая грустит о своей судьбе и бросается деньгами, и ее брата Гаева, который состояние “проел на леденцах” и способен произносить лишь высокопарно-комичные речи. Они живут так, как жили всегда, как будто ничего не происходит, как будто не должны вот-вот продать с торгов имение — их обожаемый вишневый сад. Они не могут принять предложение Лопахина, поскольку оно оскорбляет их эстетическое чувство, но, привыкшие к ничегонеделанью, не способны к какому-либо другому активному действию. Можно сказать, что неосознанный жизненный девиз этих героев: пусть жизнь идет как идет. Рутина подчинила их себе.
Так Чехов показывает страшную, засасывающую силу среды, повседневности и одновременно слабость людей, не способных противостоять ей.