ПЕРНАТЫЕ
(нам посвящается)
Перемириваются в мире.
Передышка в грозе.
А мы воюем.
Воюем без перемирий.
Мы –
действующая армия журналов и газет.
Лишь строки-улицы в ночь рядятся,
маскированные домами-горами,
мы
клоним головы в штабах редакций
над фоно-теле-радио-граммами.
Ночь.
Лишь косятся звездные лучики.
Попробуй –
вылезь в час вот в этакий!
А мы,
мы ползем – репортеры-лазутчики –
сенсацию в плен поймать на разведке.
Поймаем,
допросим
и тут же
храбро
на мир,
на весь миллиардомильный
в атаку,
щетинясь штыками Фабера,
идем,
истекая кровью чернильной.
Враг,
колючей проволокой мотанный,
думает:
– В рукопашную не дойти! –
Пустяк.
Разливая огонь словометный,
пойдет пулеметом хлестать линотип.
Армия вражья крепости рада.
Стереть!
Не бросать идти!
По стенам армии вражьей
снарядами
бей, стереотип!
Наконец,
в довершенье вражеской паники,
скрежеща,
воя,
ротационки-танки,
укатывайте поле боевое!
А утром…
форды –
лишь луч проскребся –
летите,
киоскам о победе тараторя:
– Враг
разбит петитом и корпусом
на полях газетно-журнальных территорий.
Анализ стихотворения В. В. Маяковского
«Пернатые (нам посвящается)»
Белов Андрей (Череповец)
Стихотворение «Пернатые» было написано и впервые опубликовано в 1923 году в журнале «Красная нива» (номер от 21-го января). Название стихотворения, с одной стороны, связано с поэтической традицией, с представлением о поэте как о певчей птице, о родстве поэтической свободы и полета, а с другой, и в большей, поскольку стихотворение посвящено не поэзии как таковой, а «словометному огню» газет и журналов, степени, представляет собою каламбур: «пернатые» – люди, владеющие пером.
Все стихотворение по сути представляет собою развернутую метафору (в данном случае можно трактовать этот прием и как развернутое сравнение), причем метафору, характерную для творчества Маяковского в целом: метафору
публицистической деятельности как сражения
(обычно – поэзия как сражение). В использовании такой метафоры можно, вероятно, усмотреть проявление обычной для Маяковского активной, если не сказать агрессивной, общественной и жизненной по
По своей ритмической организации «Пернатые» ничем резко не выделяются на общем фоне лирики Маяковского. Стихотворение написано акцентным стихом с неурегулированным количеством ударений в строке. Сами строки разбиты поэтом на более мелкие части, однако не по принципу лесенки (хотя лесенкой Маяковский в это время уже пользуется), а так, как это часто любил делать А. Белый, располагая отдельные части стихов непосредственно одну под другой.
Использованные в стихотворении рифмы (способ рифмовки – перекрестный) также типичны для Маяковского. Все они – неточные, по большей части – усеченные (грозе – газет и др.), однако есть и некоторые особенно примечательные созвучия: например, проскребся – корпусом, неравносложная рифма, в которой, помимо ударного гласного [о], совпадает еще и каркас согласных звуков [кр’пс - крпс].
Вторая часть заглавия («нам посвящается») расшифровывается в первой строфе: «мы – / действующая армия журналов и газет», где задается и метафорический способ дальнейшего развертывания текста. Здесь же автор подчеркивает особые свойства описываемой им «войны»: она ведется без «перемирий» и «передышек», что для самого Маяковского было принципиальным положением, одной из существенных особенностей его собственного творчества. В статье «Как делать стихи?» он неоднократно подчеркивал, что «работа стихотворца должна вестись ежедневно»[1]
, без перерывов.
В «Пернатых» Маяковский в целях усиления метафоричности обильно использует военную терминологию: «перемирие», «маскированные», «штабы», «лазутчики», «разведка», «поймать в плен», «атака», «штык», «рукопашная», «пулемет», «вражья крепость», «снаряд», «танки», «корпус». Подобные слова есть абсолютно в каждой строфе стихотворения, и везде они сочетаются с терминами иного рода, связанными с публицистической деятельностью. «Штабы» оказываются «штабами редакций», «лазутчики» – «репортерами», которые «ловят в плен» «сенсацию», «пулеметом хлещет» «линотип» (т. е. полиграфическая наборная машина) и т. д.
Сюжет текста представляет собою постепенное развитие военного действия: от разведки («мы ползем <…> / сенсацию в плен поймать на разведке») к атаке («в атаку <…>/ идем / истекая кровью чернильной») и победе над врагом («враг разбит петитом и корпусом / на полях газетно-журнальных территорий»).
Враг, с которым борется «армия журналов и газет», прямо в тексте не называется, и, по всей видимости, Маяковский здесь никакого конкретного врага не подразумевает, «Пернатые» относятся не к сатирическому роду произведений, а, скорее, к стихам об отношении автора к собственному творчеству, о специфике репортерской (и писательской вообще) работы и об ее значении.
[1]
Маяковский В. В. Как делать стихи? // Маяковский В. В. Полное собрание сочинений в 13-ти тт. Т. 12. М.: Гослитиздат, 1959. – С. 116.