Изображение маленького человека
Почти всегда особое внимание окружающих не привлекают забытые, всеми униженные люди.Их жизнь, их маленькие радости и большие беды кажутся всем ничтожными, недостойными внимания. Таких людей и такое к ним отношение производила эпоха. Жестокое время и царская несправедливость заставляли «маленьких людей» замыкаться в себе, полностью уходить в свою душу, настрадавшуюся, с наболевшими проблемами того периода, они жили незаметной жизнью и незаметно умирали. Но именно такие люди иногда по воле обстоятельств, повинуясь крику души, начинали бороться против сильных мира сего, взывать к справедливости, прекращали быть ветошкой. Поэтому, все-таки, их жизнью заинтересовались, писатели постепенно начали уделять внимание в своих произведениях некоторым сценам именно из жизни таких людей. С каждым произведением все яснее и правдивее показывалась жизнь людей низшего «класса». Маленькие чиновники, станционные смотрители, сошедшие с ума не по своей воле, начали выходить из тени.
Первым писателем, который открыл нам мир «маленьких людей», был Н.М. Карамзин. Карамзин положил начало огромному циклу произведений русской литературы о «маленьких людях», сделал первый шаг в эту неизвестную доселе тему. «Карамзиным началась новая эпоха русской литературы,» – утверждал Белинский. Эта эпоха прежде всего характеризовалась тем, что литература приобрела влияние на общество, она стала для читателей «учебником жизни», то есть тем, на чем основывалась слава русской литературы 19 века.
Ф.М. Достоевский продолжил исследования души «маленького человека», углубился в его внутренний мир.
Писатель считал, что «маленький человек» не заслуживает такого обращения, какое показано во многих произведениях. Тема «маленького человека» была продолжена в социально-бытовом, психологическом, философском романе-рассуждении Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (1866). В этом романе тема «маленького человека» прозвучала намного громче.
Место деяния – «желтый Петербург», с его «желтыми обоями», «желчью», шумными запятанными улочками, трущобами и тесными двориками. Таков мир бедности, невыносимых страданий, мир в котором у людей появляются больные планы (теория Раскольникова). Такие картины одна за другой возникают в ро
Мармеладов, потерявший от безысходности человеческий вид, спившийся и убитый безмерным горем, не забыл , что он человек, не утратил чувства бескрайней любви к детям и супруге. Семен Захарович Мармеладов был не в состоянии помочь собственной семье и себе. Его исповедь в грязном трактире говорит о том, что «маленького человека» пожалеет лишь Бог, и «маленький человек» велик в собственных нескончаемых страданиях. Эти страдания выносятся на улицу в большой равнодушно холодный Петербург. Люди безучастны и смеются над горем Мармеладова («Забавник!», «Да чего тебя жалеть-то!», «Заврался»), над сумасшествием его супруги, Катерины Ивановны, над бесчестием юный дочери, так и над избиением полуживой клячи (сон Раскольникова).
Ф. М. Достоевский выступает против нескончаемых моральных унижений «маленького человека», но он отвергает путь, выбранный Родионом Раскольниковым. Он не «маленький человек», он пробует протестовать. Протест Раскольникова страшен по собственной сути («кровь по совести») – он лишает человека его человеческой натуры. Также Ф. М. Достоевский выступает против социальной, кровавой революции. Он за моральную революцию, потому что острие топора кровавой революции попадет не в того, из-за кого «маленький человек» страдает, а конкретно в «маленького человека», который находится под гнетом свирепых людей. «Маленький человек» в изображении Достоевского протестует против социальной несправедливости. Основная изюминка миропонимания Достоевского – человеколюбие, обращение внимание не на положение человека на социальной лестнице, а на натуру, его душу – это главные свойства, по которым нужно судить о человеке.
Ф.М.Достоевский желал наилучшей жизни для незапятнанного, хорошего, бескорыстного, благородного, душевного, честного, мыслящего, чувствительного, рассуждающего, духовно возвышенного и пытающегося протестовать против несправедливости; но бедного, фактически беззащитного, «униженного и оскорбленного» «маленького человека».