Отечественная психиатрия до Великой Октябрьской социалистической революции
В конце 18 в. в России возникают первые психиатрические больницы. Заведовали ими с самого начала врачи. К середине 19 в. в России было уже свыше 50 психиатрических больниц.
В история отечественной научной психиатрии отграничиваются три этапа. Первый этап (конец 18 – первая четверть 19 в.) характеризуется тем, что психиатрия еще не выделилась из общей медицины, и научная работа в области психиатрии осуществлялась преимущественно профессорами-терапевтами и отчасти врачами общей практики. Преподавание психиатрии в эти годы велось также в пределах общих курсов патологии и терапии. Впервые ввел в программу преподавания изложение клиники нервных и психических заболеваний С.Г. Зыбелин, начавший с 1765 г. читать курс патологии и терапии в Московском ун-те. С 1809 по 1831 г. преподавание нервных и психических болезней вел М.Я. Мудрое, заведовавший в указанные годы кафедрой патологии, терапии и клиники. По его инициативе в 20-е годы в клинике была выделена специальная палата для нервно и психически больных. Нервные и психические болезни занимали большое место в курсе лекций И.Е. Дядъковского, возглавлявшего кафедру патологии, терапии и клиники в Московском университете с 1831 по 1836 г. Известно, что в теоретических взглядах Дядъковского была отчетливо сформулирована идея нервизма. Им была разработана оригинальная классификация болезней нервной системы. В этот период велась уже довольно интенсивная научная работа в области психиатрии.
В опубликованных в 1817 г. «Академических чтениях о хронических болезнях» профессора общей патологии Военно-хирургической академии Ф.И. Удена описана клиника ипохондрии, истерии и эпилепсии. Диссертация акушера и хирурга А.Ф. Солнцева, вышедшая в свет в 1828 г., была посвящена вопросам психиатрии; она называлась «О природе, диагностике и лечении душевнобольных». Крупный терапевт первой трети 19 в. П.А. Чаруковский опубликовал первое в России исследование, посвященное белой горячке, а в 1833 г. в книге «Опыт системы практической медицины» подробно описал клинику мании. Один из основоположников отечественной педиатрии С.Ф. Хотовицкийв работе «О болезнях в судебно-медицинском отношении» (1828) довольно подробно описал клинику психических заболеваний. В 1834 г. харьковский профессор хирургии П.А. Вутковский выпустил первый отечественный учебник психиатрии. Этот учебник в значительной мере отражал наивно-идеалистические взгляды, заимствованные у представителей господствовавшей тогда в Германии «школы психиков», но вместе с тем содержал и описания наблюдений автора. С 1835 г. психиатрия. выделяется в не обязательный, но самостоятельный курс; чтение его поручается по совместительству представителям других специальностей. Нередко это люди, интересы которых далеки от психиатрии: в Московском университете курс психиатрии одно время читал ветеринар (о нем писал А.И. Герцен в повести «Доктор Крупов»).
Второй этап в развитии отечественной психиатрии (30–50-е годы 19 в.) характеризуется тем, что научной разработкой проблем психиатрии занимаются главным образом практические врачи-психиатры, работающие в специальных больницах и опирающиеся на собственный, непрерывно обогащающийся опыт. Авторами ценных трудов по психиатрии, изданных в 30-е и 40-е годы, являются В.Ф. Саблер, возглавлявший в первой половине 19 в. одну из старейших в России московскую Преображенскую больницу, Ф.И. Герцог-главный врач лучшей в те годы Петербургской психиатрической больницы «Всех скорбящих», П.П. Малиновский, организовавший и руководивший в 40-е годы психиатрическим отделением Обуховской больницы в Петербурге.
Первое оригинальное отечественное руководство по психиатрии, написанное специалистом-психиатром, составленное на основании собственного большого опыта, принадлежит П.П. Малиновскому («Помешательство, описанное так, как оно является врачу в практике», Петербург, 1847). Это – книга, богатая содержанием, отражающая материалистическое мировоззрение, гуманизм, большую эрудицию и клиническое мастерство ее автора.
В 40-е и 50-е годы на передовых представителей русской интеллигенции оказывали большое влияние «Письма об изучении природы» А.И. Герцена. В дальнейшем отечественная психиатрия развивалась в большой мере под воздействием материалистической философии революционных демократов В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского,
Н.А. Добролюбова. Определившаяся в рассматриваемые годы тесная связь теории с практикой, когда научные исследования в области психиатрии осуществлялись главным образом практическими врачами-специалистами, характеризовала в дальнейшем и лучших представителей университетской академической психиатрии.
В следующий, третий этап, относящийся ко второй половине 19 в., центр научной работы в области психиатрии передвигается в организуемые в это время кафедры. Первая кафедра психиатрии в России была организована в 1857 г. при Медико-хирургической академии в Петербурге; руководство ею было поручено профессору И.М. Балинскому. При преемнике И.М. Балинского И.П. Мержеевскомв Петербургской клинике развернулась интенсивная научная работа. И.П. Мержеевским были заложены основы детской психиатрии в России. Он был сторонником эволюционного направления, только еще проникавшего в те годы в медицину. Мержеевский читал курс не только психиатрии, но и невропатологии. В последующие годы (при В.М. Бехтереве) кафедры психиатрии и невропатологии в Петербурге также продолжали быть объединенными.
В Москве самостоятельная кафедра психиатрии была организована значительно позже, чем в Петербурге. В 1887 г. А.Я. Кожевниковдобился того, что по разработанным им проектам в Москве было закончено строительство психиатрической клиники.
Чтение курса психиатрии А.Я. Кожевников поручил своему доценту С.С. Корсакову, который очень много сделал для отечественной и мировой П. Он по праву считается одним из крупнейших психиатров мира, возглавившим отечественную психиатрию и своей деятельностью способствовавшим ее прогрессу. С.С. Корсаков не только, одним из первых среди психиатров мира встал на нозологические позиции, но и своими клиническими наблюдениями и описаниями обогатил нозологическую систематику психозов.
С именами И.М. Балинского, И.П. Мержеевского, С.С. Корсакова связано возникновение крупнейших отечественных психиатрических школ.
Учениками и сотрудниками И.П. Мержеевского были В.М. Бехтерев, Л.В. Блуменау, В.М. Чиж, А.Е. Щербак и другие крупные психиатры и невропатологи, ставшие в дальнейшем профессорами, руководителями кафедр. Петербургская (в последующем ленинградская) школа психиатров и невропатологов достигла блестящего расцвета в период, когда кафедрой невропатологии и психиатрии Военно-медицинской академии руководил В.М. Бехтерев – один из корифеев мировой науки.
Представителями психиатрической школы С.С. Корсакова были В.П. Сербский, Н.Н. Баженов, А.А. Токарский, С.А. Суханов, П.Б. Ганнушкин и другие виднейшие деятели отечественной психиатрии.
Для ленинградской школы характерно гл. обр. направление внимания на исследование патофизиологических и биохимических основ нервных и психических заболеваний и в связи с этим на развитие лабораторных методов исследования, тогда как московской школе больше свойственны клиническое индивидуализированное наблюдение как основной метод изучения больных и большое внимание к проблемам организации психиатрической помощи.
В этих особенностях стремились усмотреть большее влияние в Москве направления Г.А. Захарьина, а в Ленинграде – С.П. Боткина. Однако эти подчеркивавшиеся раньше особенности школ очень относительны; теперь в свете исторической перспективы можно с определенностью сказать, что общего и объединяющего в этих школах было больше, чем различного, отличающего их одну от другой. Среди учеников В.М. Бехтерева много крупных невропатологов [М.И. Аствацатуров, А.В. Гервер, Л.И. Омороков], психиатров [П.А. Останков, В.П. Осипов, В.П. Протопопов, Р.Я. Голант], психологов (А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев). После выхода В.М. Бехтерева в отставку кафедры невропатологии и психиатрии при Военно-медицинской академии разделились; кафедру невропатологии занял М.И. Аствацатуров, кафедру психиатрии – В.П. Осипов, известный своими исследованиями клиники и патофизиологии кататонии. Из учеников В.М. Бехтерева наибольшее внимание клинико-пспхопатологическим исследованиям уделял П.А. Останков. Особенно ценны его исследования клиники Преемником С.С. Корбел его ближайший В.П. Сербский, который по праву считается основоположником отечественной судебной психиатрии и одним из крупнейших в мире судебных психиатров. Н.Н. Баженов вошел в историю отечественной психиатрии гл. обр. как один из наиболее деятельных организаторов психиатрической помощи в стране. Соратник С.С. Корсакова по клинике С.А. Суханов изучал клинику психических заболеваний. Вместе с тем большое внимание он уделял вопросам нормальной и патологической анатомии головного мозга. В последней области он был крупным и оригинальным исследователем, положившим начало микроскопическому изучению синапсов в головном мозге. Ученик С.С. Корсакова А.Н. Берни является пионером в деле специализации усовершенствования большое развитие советской власти. А.Н. Бернвого трудился над разработкой психологического исследования к. Вопросами психологии в клинике С.С. Корсакова успешно А.А. Токарский. младшего поколения учеников Корсакова выделяется как
На многих кафедрах периферических университетов также осуществлялась целеустремленная, отвечающая требованиям практики научно-исследовательская работа. Казанский университет – один из старейших в России. В 60-е годы невропатология и психиатрии преподавались в Казани на кафедре терапии, которой заведовал проф. Н.А. Виноградов, ученик С.П. Боткина. В 1866 г. при кафедре учреждается доцентура по психиатрии. Доцентом психиатрии был утвержден А.У. Фрезе (1826–1884), работавший в это время главным врачом Казанской психиатрической больницы. С 1872 г. он стал профессором кафедры психиатрии, открытой в Казани раньше, чем в Москве. А.У. Фрезе начал свою психиатрическую деятельность в Московской Преображенской больнице под руководством В.Ф. Саблера, которому принадлежит первое на русском языке тщательное исследование прогрессивного паралича. А.У. Фрезе продолжил работу своего учителя и свою диссертацию (1858) посвятил изучению прогрессивного паралича.
С 1868 г. наряду с основным курсом на медицинском фак-тете А.У. Фрезе читал на юридическом факультете курс судебной психиатрии и в 1871 г. опубликовал первый на русском языке учебник судебной психиатрии А.У. Фрезе был одним из инициаторов и активных деятелей в области осуществления мягкого, гуманного ухода за психически больными. В отчете Казанской психиатрической больницы он писал, что за десять лет в больнице было только три случая связывания больных.
Учеником А.У. Фрезе был П.И. Ковалевский (1849–1923), ставший с 1877 г. доцентом, а с 1884 г. профессором психиатрии в Харькове. С 1883 г. он начал издавать первый в России журнал невропатологии и психиатрии. «Архив психиатрии, неврологии и судебной психопатологии». Первый номер журнала открывался статьей А.У. Фрезе, в которой подчеркивалось большое значение для психиатрии «блестящей теории Сеченова».
Ученик П.И. Ковалевского А.И. Ющенко, позднее занимавший кафедру психиатрии в Ростове, был пионером в исследовании обменных процессов при психических заболеваниях.
Продуктивная исследовательская работа велась в Варшаве, где с 1894 по 1905 г. кафедру нервных болезней и психиатрии возглавлял А.Е. Щербак – один из основоположников современной физиотерапии. Источником, питавшим теоретическую мысль кафедр, была деятельность практических лечебных учреждений.
Более благоприятные условия для научной работы коллективов практических учреждений были созданы после земской реформы 1864 г. Переход психиатрических больниц в ведение земств был завершен к 1875 г. До этого психиатрические больницы находились в ведении приказа общественного призрения – бюрократического и крайне бедного ведомства. Уже первые земские психиатры обнаружили, как недостаточна была сеть учреждений приказа общественного призрения и в каком бедственном положении они находились. Возникла не терпящая отлагательства задача строительства благоустроенных психиатрических больниц. Огромной заслугой земских психиатров является не только постройка в земских губерниях большого числа новых больниц, но и то переустройство, реформа, которые распространились на все стороны обслуживания больных в психиатрических учреждениях. Запрещались связывание, смирительные рубашки, изоляторы и другие меры стеснения больных. Перестраивался весь стиль работы психиатрических больниц. Все было подчинено тому, чтобы обеспечить удобства для больных, обеспечить их мягким и внимательным уходом. Многие деятели земской П. в истории отечественной медицины занимают столь же почетное место, как и крупнейшие деятели науки. Имена П.П. Кащенко, В.И. Яковенко, М.П. Литвинова, А.А. Говсеева, А.Ф. Мальцева и ряда других земских психиатров в истории отечественной медицины стоят в одном ряду с крупнейшими представителями медицинской науки.
Из среды практических врачей были избраны на заведование кафедрами Н.В. Краинский, одним из первых начавший изучать биохимические нарушения при эпилепсии, А.Д. Коцовский, известный своими исследованиями пеллагры; в больницах сформировались многие крупные ученые, занявшие кафедры и руководящие научные должности в исследовательских институтах уже в годы советской власти – В.А. Гиляровский, П.Е. Снесарев, С.Н. Давиденков, Т.И. Юдин, Т.А. Гейер, Е.К. Краснушкин и др.
Большой вклад в науку внес петербургский психиатр В. X. Кандинский, который, будучи практическим врачом и никогда не занимая академической должности, разрабатывал сложнейшие проблемы психиатрии.
Развитие Советской психиатрии
В апреле 1918 г. проф. П.Б. Ганнушкин, бывший тогда председателем правления Союза психиатров, получил предложение Совета врачебных коллегий, являвшегося до создания Народного комиссариата здравоохранения высшим медицинским органом советского государства, рекомендовать трех врачей-психиатров для участия в работе Совета врачебных коллегий. Правлением Союза психиатров были рекомендованы П.П. Кащенко, Л.А. Прозоров и И.И. Захаров, которые и возглавили в Совете врачебных коллегий, а в дальнейшем в Народном комиссариате здравоохранения дело психиатрической помощи.
В феврале 1919 г. было положено начало осуществлению нового плана организации психиатрической помощи в Москве. К каждому из восьми районов Москвы был прикреплен врач-психиатр, на которого были возложены многочисленные обязанности: оказание психиатрической помощи на дому, направление больных в стационары, учет психических заболеваний, осуществление консультации заинтересованным организациям и родственникам больных, защита прав и имущества больных, забота о снабжении больных в те трудные годы продовольствием и одеждой. На эту работу были выделены опытные клиницисты – организаторы психиатрической помощи Д.А. Аме-ницкий, Е.Н. Довбня, И.И. Захаров, П.М. Зиновьев, И.Д. Певзнер, Л.А. Прозоров, Ю.Н. Рагозин, В.Д. Чельцов. Возглавил деятельность первых районных психиатров В.А. Тромбах.
В августе 1919 г. было созвано первое Всероссийское совещание по вопросам психиатрии и неврологии.
В докладах особое внимание уделялось профилактике нервных и психических заболеваний, обсуждались вопросы организации неврологической и психиатрической помощи детям. На этом же совещании были заслушаны научные доклады В.А. Гиляровского, А.М. Гринштейна, А.М. Кожевникова, Т.И. Юдина, В.М. Бехтерева.
В этих первых мероприятиях наметились важнейшие особенности советской психиатрии, отличающие ее от психиатрии дореволюционной. В трудные годы становления и укрепления советской власти к руководству делом психиатрической помощи населению государственные органы привлекают психиатрическую общественность, что утвердило демократичность, коллективизм в разработке планов психиатрической помощи и в их осуществлении. Как важнейший принцип построения психиатрических учреждений был определен принцип близости помощи к населению и активность этой помощи, когда врач-психиатр берет на себя ряд задач, обеспечивающих не только лечение, но и всестороннее устройство больного в жизни, в обществе. В теорию и практику организации психиатрической помощи внесли вклад многие советские психиатры (В.А. Громбах, Л.А. Прозоров, М.А. Джагаров, Г.Г. Каранович, С.В. Курашов, А.М. Рапопорт, И.А. Бергер, А.Л. Андреев, В.В. Ченцов, И.Н. Каганович, А.Я. Доршт, Г.В. Зеневич, В.Д. Денисов, П.Б. Посвянский).
Для успешного решения новых задач психиатрической помощи была найдена новая форма организации этой помощи – районная психиатрия, развившаяся в дальнейшем в систему психоневрологических диспансеров, в значительной мере определяющая специфику советской психиатрии, привлекающая к себе внимание передовых психиатров всех стран.
В первые же годы советской власти в стране был организован ряд научно-исследовательских институтов. В 1918 г. в Ленинграде был основан Психиатрический институт для увечных воинов, в 1920 г. был
открыт Невропсихиатрический институт в Москве и Психоневрологический институт в Харькове, в 1922 г. – Невропсихиатрический институт в Киеве. В последующие годы созданы институты в Тбилиси, Одессе, Институт психиатрии им. Ганнушкина в Москве, Украинская психоневрологическая академия. Научно-исследовательские институты и научные центры детской психиатрии создавались также в первые годы после победы революции. В 1921 г. в Москве был организован Институт судебной психиатрии им. Сербского.
В первые годы революции сформировались ведущие научно-психиатрические школы, развернувшие исследовательскую деятельность и подготовку новых научных кадров: в Москве – П.Б. Ганнушкин, В.А. Гиляровский, Е.К. Краснушкин, Т.А. Гейер, Т.И. Юдин, М.О. Гуревич, Ю.В. Каннабих, Л.М. Розенштейн; в Ленинграде – В.М. Бехтерев, В.П. Осипов, А.Г. Иванов-Смоленский, В.П. Протопопов (перешедший вскоре на Украину), П.А. Останков, Р.Я. Голант; на Украине – А.И. Ющенко. Непрерывно возрастало число кафедр П. Развернулась интенсивная научно-исследовательская работа. На опыте осуществления научной и практической деятельности, в оживленных дискуссиях, порой в острой взаимной критике вырабатывались важнейшие черты советской психиатрии: объединяющее всех советских психиатров мировоззрение диалектического материализма; нозологическое направление клинической психиатрии; тесная связь теории с практикой.