Никольская улица вторая по древности улица нашей столицы. Возникновение Никольской улицы относится к XIII веку, когда на месте современной улицы появилась дорога к Кремлю и посаду из Ростова Великого, Суздаля и Владимира. В 1292 году на ней был основан Богоявленский монастырь, а в 1390 году недалеко от него был сооружен другой монастырь - Николы Старого.
С конца XIV до середины XVI века улица называлась и Никольской - по монастырю Николы Старого, и Сретенской, составляя часть современных улиц Лубянка (Дзержинского) и Сретенки, и только когда в 1534-1538 гг. стена Китай-города отрезала ее от Сретенки, она стала называться Никольской - по монастырю. Первый раз это название упоминается в летописях 1547 года.
В 1553-1563 гг. Иван Грозный построил рядом с Никольским монастырем Печатный двор
- первую на Руси типографию, которой в 1564 году была выпущена одна из первых печатных книг - “Апостол”. Выход ее вызвал бурный протест переписчиков книг, у которых печатание отнимало заработок. Но это было только внешнее проявление общественно- политической борьбы, которую вело реакционное боярство и высшее духовенство против преобразовательной деятельности Ивана Грозного, проводниками которой являлись первопечатник Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец. Борьба дошла до того, что переписчики обвинили Ивана Федорова и Петра Мстиславца в волшебстве, за которое им грозило сожжение на костре, и они, несмотря на покровительство царя, вынуждены были бежать в Литву, взяв с собой часть оборудования типографии. Последняя была переведена в Александровскую слободу, в которой тогда проживал Иван Грозный, но скоро возвращена в Москву, где под разными названиями просуществовала до 1918 года. С 1703 г. здесь, под руководством Петра I, печаталась первая русская газета “Ведомости”. С 1711 г. ее печатание производилось и в Петербурге и только в 1720 г. окончательно перешло туда. Здание типографии, упомянутое в 1645-46 гг. в “Описи повреждениям стен Кремля, Китая и Белого города” было недавно обнаружено внутри Печатного двора; над ним надстроено другое здание, закрывшее его снаружи.
Деревянные здания на Печатном дворе горели дважды - в 1611-1612 и 1626 годах.
Новое, каменное двухэтажное здание с башней в 27,7 м высотой было построено в 1642-1645 гг. Строили его Шарутин и Неверов. В 1654 г. все деревянные здания во дворе были разобраны, и в 1656 г. на их месте построены каменные здания.
В 1814 году на месте старой постройки Шарутина, выходящей на Никольскую улицу, было возведено новое, готическое здание. Строили его архитекторы Бакарев и Мироновский. Привлекают взгляд в этом здании ажурная резьба белокаменных полуколонн, стрельчатые своды окон, двое солнечных часов, укрепленных над порталами здания, рельефные фигуры льва и единорога в центральной части фасада, две потемневшие каменные плиты со старинными надписями, вмурованные в стены. Здание служило главным помещением бывшей Московской синодальной типографии, причем, чтобы подчеркнуть, что раньше это был древний Печатный двор, архитектор поместил на фасаде его старинную эмблему - лев и единорог, символ могущества единодержавной власти. Внешний вид здания более чем за полтора столетия почти не изменился.
Но это не единственный и даже не основной памятник архитектуры. За этим зданием - одна из жемчужин московского средневекового зодчества. Там, за фасадом, сберегся особый уголок Москвы - почти сказочные каменные двухэтажные палаты XVII столетия. Построены они в 1679 году артелью каменщиков Дмитриева и Артемьева. Здание возводилось в непосредственной близости от китайгородской стены, вдоль нее, с частичным использованием стен и фундаментов более древних разобранных зданий.
В 1612 г. по Никольской улице войска князя Дмитрия Михайловича Пожарского гнали отступавшие к Кремля войска поляков.
В начале XVIII века у Воскресенских ворот, между Никольской улицей и стеной Китай города, находился Земский двор. В объяснении к Годуновскому чертежу Москвы 1605 года сказано, что в нем находились “городские судилища”, в объяснении же к Сигизмундову плану 1610 года - “земский приказ и канцелярии”. Олеарий в 1634 году называл это место Земским двором. В цитированной выше “Описи” сказано: “От Неглиненских (Воскресенских) ворот к востоку с внутренней стороны Китайской стены был навес для хранения железных ядер, занимавший и 10 печур в стене. За ядерным навесом шел у стены навес Земского двора, а под тот навес ... сделана труба в нижний бой ... можно человеку пройти”. Труба отводила в Неглинную сточные воды из Китай-города и так разрушила нижнее отверстие в стене, что здесь образовался “лаз”, сокращавший путь с улицы к реке Неглинной. Находившиеся поблизости ворота в стене в это время были уже заложены.
В конце XVII века Земский приказ находился на месте, где сейчас Исторический музей.
В 1660 г. с западной стороны Никольского монастыря был построен Спасский монастырь,
известный под именем Заиконоспасского
, так как стоял за расположенным по Никольской улице Иконным рядом.
“В 1665 г. в Заиконоспасском монастыре на Никольской улице была устроена школа, для которой были выстроены особые деревянные хоромы. В школе ученики должны были “учитца по латыням” и “грамматическому учению”. Возглавлял ее Симеон Полоцкий (умер в 1680 г.). Первоначально учащиеся были набраны из молодых подъячих разных приказов. В их числе находился и подъячий Приказа тайных дел Семен Агафонович Медведев, впоследствии постригшийся в монахи под именем Сильвестра и ставший известным писателем и ученым. Эта школа готовила образованных подъячих для центральных правительственных учреждений. Знание латинского языка, как международного, было важно для чинов Посольского приказа.
В 1680 г.открылась школа и при Печатном дворе. Преподавал в ней русский иеромонах Тимофей, долгое время проживший в Палестине и на Афоне и хорошо знавший латинский и греческий языки, а помощником его был назначен грек Мануил. Вначале в школе было 30 человек, изучавших греческий язык; в 1685 году число учащихся возросло до 56, в 1686 - до 66. Кроме того, 166 человек учились славянскому языку. Таким образом, общее число учащихся достигало 232 человек. Ученика набирались из разных сословий.
Все эти начинания завершились в 1687 г. созданием Славяно-греко-латинского
училища, которое стало называться потом Академией
и явилось первым опытом организации высшей школы в Москве.
По первоначальному плану училище отнюдь не было исключительно церковным учебным заведением. Оно должно было давать широкое общее образование: “Учение свободных мудростей, ими бо возможно обрести свет разума души”; в его программу входил весь цикл средневековой схоластической школы, все “семена мудрости”, начиная от грамматики и кончая философией “разумительной, естественной и нравной, даже до богословия”.
В качестве преподавателей Славяно-греко-латинского училища были приглашены, по рекомендации восточных патриархов, учены греки братья Иоанникий и Софроний Лихуды, поселенные вначале в Никольском греческом монастыре, а потом - в Чудовом. Позднее для них были поставлены деревянные кельи в Богоявленском монастыре. Здесь в конце 1685 года начались уже правильные занятия с несколькими учениками типографского учили
В 1694 году по наветам иерусалимского патриарха Досифея, недоброжелательно относившегося к светскому образованию, Лихуды были удалены из Академии. Преподавание в ней продолжалось и без них, под руководством их русских учеников, среди которых выделялись Федор Поляков и Н. С .Головин.
В Славяно-греко-латинской Академии учились М.В. Ломоносов, А.Д.Кантемир, В.К. Тредиаковский и другие видные деятели XVIII века. В 1814 году под именем Духовной академии это учебное заведение было переведено в Троице-Сергиевскую лавру (ныне город Загорск).
В XVI-XVII вв. За торговыми рядами и монастырями по Никольской улице стояли дворы знатнейших людей того времени: бояр Салтыковых, Шереметевых, князей Воротынских, Буйносовых-Ростовских, Хованских, Хворостининых, Телятевских, Трубецких и др. Улица была замощена бревнами, покрытыми поверх досками; улиц с таким замощением было всего 2-3 на весь город.
У Никольских ворот Китай-города в 1693-1694 гг. была построена церковь Владимирской богоматери
, снеcенная в 1934 году. Отсюда Никольские ворота в XVIII-XX вв. назывались Владимирскими.
Недалеко от этой церкви стоял Казанский собор
, обозначающий начало Никольской улицы у Красной площади. Деревянный собор Казанской богоматери был выстроен в 1632 году. Он сгорел, и государь выделил на восстановление храма кирпич от строившегося дворца в Кремле. Каменный собор выстроили “за два лета”. Чудотворная Казанская икона Божьей матери была обретена в Казани в 1579 году. В Смутное время ее список (копию) приносили в 1611 г. из Казани в Москву вместе с казанским ополчением в стан князя Дмитрия Пожарского по распоряжению патриарха Ермогена. Храм был разобран в 1936 году, к счастью, остались обмерочные чертежи и снимки собора, так называемые фотофиксации. В 1990 г. исполком Моссовета принял решение восстановить собор. Возникло также общественное движение по воссозданию храма, и благодаря его деятельности, поддержке патриархов Православной церкви и Московского правительства, в 1994 году Казанский собор “вернулся” на свое место.
В XVIII в. По Никольской улице совершались торжественные въезды царей в Кремль, для чего у выезда с нее на Красную площадь строились триумфальные ворота.
Самым большим владением на улице в XVIII веке был двор князей Черкасских (на углу Большого Черкасского переулка, № 10), в 1743 году перешедший к графам Шереметевым. Родовой дом последних в XVIII веке стоял напротив, рядом с Печатным двором. В 1808 году он был продан книгопродавцу Глазунову, переведшему сюда всю свою торговлю со Спасского моста. Его магазин был крупнейшим в Москве; при нем существовала также библиотека для чтения. В книжной лавке Глазунова бывали многие писатели, в том числе А. С. Пушкин и В . Г. Белинский. В старой Москве Никольскую улицу нередко называли “улицей просвещения”. В первой четверти XIX в. на ней и на прилегающей к ней Новой площади располагалось 26 книжных лавок из 31 существовавших в Москве.
В начале XIX века на месте нынешней аптеки Феррейна
(до “перестройки” там было Аптекоуправление и городская аптека № 1) находился дом Академии наук и в нем - книжная лавка. Позже дом и лавка перешли к тому же Глазунову. За домом Глазунова, в проезде к церкви “Троицы в полях” и к сделанной в 1843 г. в стене Китай-города калитке на Театральный проезд, располагалось множество мелких лавочек букинистов. Известный коллекционер П.И. Щукин вспоминал: “Типичными из букинистов здесь были Платон Львович Байков и Афанасий Афанасьевич Астапов. Лавочка Байкова находилась ближе к Никольской и, будучи темной, освещалась и днем коптившей керосиновой лампой, висевшей на потолке... Лавочка Астапова находилась ближе к Проломным воротам, а сам он жил рядом с лавочкой в миниатюрном помещении, которое так было заставлено полками с книгами, что в нем едва можно было повернуться.”
Тут же неподалеку с XVIII века по 1899 г. шумел “толкучий рынок”.
Упомянутые здесь Проломные ворота были устроены в конце улицы в 1820 г. и выводили на современную Лубянскую площадь ( в советское время и до “перестройки” -Дзержинского); до этого сообщение с последней поддерживалось через Проломные ворота против Малого Черкасского переулки; ворота в башне были в 1708 г. заложены.
Во второй половине XIX и в начале XX века Никольская улица сделалась одной из главных в Москве “деловых” улиц. Еа ней были расположены “амбары” (конторы) виднейших фабрикантов Москвы и Подмосковья, гостиницы (Калязинское, Чижовское подворья и др.), ресторан “Славянский базар”,
памятный встречей здесь 21 июня 1898 г. К.С.Станиславского с В.И. Немировичем-Данченко, во время которой решался вопрос об основании Московского Художественного театра. Никольская улица и “Славянский базар” упоминаются в произведениях А.П.Чехова “Мужики” и “Дама с собачкой”.
В гостинице “Славянский базар” (дом № 17) останавливались, приезжая в Москву, писатель Г.И.Успенский, композиторы П.И.Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков и др.
Во владении Шереметевых, находившемся на месте дома № 10, жил их крепостной, замечательный русский композитор С.А.Дегтярев. Он был главным дирижером крепостного оркестра, хормейстером шереметевского театра. В историю русской музыки Дегтярев вошел как автор первой русской оратории “Минин и Пожарский, или освобождение Москвы”, впервые исполненной в 1811 году с огромным успехом.
В 1871 г. на месте двора, принадлежавшего в XVIII веке Шереметевым, а в XIX в. - купцу С.М. Третьякову (одному из основателей Третьяковской картинной галереи), был сделан Третьяковский проезд
.
В 1934 году, при постройке первой очереди метрополитена, на Никольской улице были разобраны здания по нечетной стороне в конце улицы. Часть освободившейся территории была использована для расширения Театрального проезда, на остальной - образована площадь, доходящая до Большого Черкасского переулка.
В помещении “Славянского базара” находился Московский кукольный театр, до того, как было построено новое здание театра Кукол на Садовом кольце.
В здании Печатного двора разместился Историко-архивный институт. На месте амбаров и складов сейчас - различные офисы, магазины, конторы и учреждения.
Список использованной литературы:
1. П.В.Сытин. Из истории московских улиц. “Московский рабочий”, 1958
2. Москва. Атлас туриста. Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР. М., 1989
3. Ю.А.Лабынцев. Улица 25 Октября, 15. “Московский рабочий”, 1986
4. Сорок сороков. Том 2. Москва в границах Садового кольца. М., АО “Книга и бизнес”, АО “Кром”, 1994