Мы полагаем, что данный некрополь возник в 90-х годах 19 века в связи с прокладкой железной дороги. Первыми здесь хоронили строителей Великой Сибирской магистрали. Хотя некоторые исследователи считают, что место погребения появилось в 1906 году. Последние захоронения производились по одним данным до 60-х годов, по другим – до 90-х годов 20 века.
Первоначально расположенное на окраине города со временем кладбище оказалось в самом центре Ленинского административного округа среди жилого массива частной застройки. Старо-Южное кладбище – одни из старейших некрополей города Омска. Здесь обрели последний приют дорожные рабочие, участники революционных боев, монашки, пленные, беженцы, ушедшие из жизни по дороге через наш город в период Первой мировой и Великой Отечественной войн. От их могил и памятников ничего не осталось.
С северо-запада кладбище было ограничено улицей Воровского, с северо-востока – улицей 9-й Марьяновской, с юго-востока – улицей Безымянной, с юго-запада - 16-й Марьяновской. Площадь (в 50е годы 20 века) – 12, 6 га.
В разные годы некрополь называли по-разному: Железнодорожное, кладбище монастыря иконы Казанской Божьей Матери (Монастырское), Южное, кладбище Ленинского района, Порт-Артурское.
7 июня 1918 года здесь погребли 26 рабочих-железнодорожников павших за Советскую власть на станции Марьяновка. Это была первая братская могила участников Гражданской войны в Омске. В 1923 году над этой могилой был сооружен памятник в виде обелиска. На четырех его гранях были размещены чугунные плиты с надписями. На двух боковых плитах поименно перечислены захороненные, на двух других следующий текст: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь! Рабочим Омского узла, борцам за коммунизм, павшим в борьбе с белогвардейцами и эсеровскими бандитами в 1918 году у ст. Марьяновка. Спите спокойно, дорогие товарищи, отдавшие все за дело рабочего класса. Пусть ваша смерть будет залогом того, что начатое нами совместное дело доведем до конца. От рабочих г. Ленинска. VI.1918-20. VI.1923 гг.». Обелиск надгробия соответствовал современным традициям.
21 июня 1966 года в соответствии с решением Омского горисполкома останки погибших марьяновцев были торжественно перезахоронены. Прах рабочих перенесли со Старо-Южного кладбища в Мемориальный сквер Борцов революции.
В 1930е на Старо-Южном предавали земле заключенных, этапированных по железной дороге и умерших в пути. В годы Великой Отечественной войны с кладбищем соседствовал эвакогоспиталь. Красноармейцев, скончавшихся на госпитальной койке хоронили здесь же. В тот же период на Старо-Южном нашли вечное упокоение рабочие эвакуированных оборонных заводов.
В 1950-1980е некрополь приходит в крайнее запустение. Тут были заросли кустарников, деревьев, сорных трав. Большие кучи мусора. Кладбище считалось криминогенной зоной.
В 1980-1990е сюда привозили городских «отказников», т.е. тех покойников, чью личность не смогли или не захотели опознать.
В 1990е часть кладбища была застроена филиалом булочно-кондитерского комбината «Марс»4.
В 2005-2006 годах некрополь был уничтожен. Комбинат специальных услуг придумал прикрытие, «эвфемизм» - превращ
При осмотре территории бывшего некрополя летом 2007 года мы увидели несколько ажурных металлических крестов, расставленных наобум. На каждом табличка с текстом и фотографией в центре выстроена, но еще не открыта часовня. Вокруг нее выложена плитка.
По сообщению в печати, в часовне будет храниться Книга памяти с именами тех, кто был погребен на Старо-Южном (около 2, 5 тысяч).
Известно, что морально-этическая сторона начальство не волнует. Тем, кто виновен в содеянном, дадут соответствующую оценку потомки. Но уже сегодня родственники, над прахом которых совершено надругательство выражают свой протест. Примечательно в этой связи письмо в редакцию газеты пенсионера В.А. Нагайника: «…Могила была ухоженной… Мы поехали на могилку к маме… Все кладбище взрыто и заровнено бульдозером! Прямо по могилам – не понять, где какая была. Голое поле… . Никаких опознавательных знаков, где что было. И не смогли мы сориентироваться даже примерно, где место маминой могилки!
А ведь нас никто не предупреждал. И нигде, ни в каких газетах или по телевидению мы не видели и не слышали сообщений о предстоящем сносе кладбищ! Да если бы мы были предупреждены, неужели бы не перезахоронили, не спасли могилу от надругательства?! А так никто даже не счел нужным известить, втихаря дело сделали – и все.
Мы с супругой люди уже немолодые, поэтому ни сил, ни здоровья нет кому-то что-то доказывать, бегать по инстанциям… . Да и если нет у кого-то из чиновников совести, им не докажешь. А вы им так верите на слово…»
В непосредственной близости от Старо-Южного (того места, где оно было) расположена церковь во имя Казанской Божьей Матери женского общежительного Казанского монастыря. Она была построена в 1913-1915 годах (современный адрес: ул. Воровского, 116). Храм на 500 прихожан6. В нем отпевали покойников и тут же предавали погребению.
Историки полагают, что монастырь был возведен в 1905-1906 напротив некрополя (через дорогу). А 1 июля 1916 года архиепископ Сильвестр освятил Казанскую церковь. В 1930 году она была закрыта. В 1990-м – возвращена верующим. 21 ноября 1994 года Святейший Патриарх Алексий II благословил воссоздание Казанского монастыря, назначив старейшим священником настоятеля храма отца Иоанна. Под его же руководством в часовне, что построена напротив монастыря будет происходить отпевание тех кто обрел последнее пристанище на этом месте.
Сейчас во дворе храма можно видеть четырехгранный мраморный обелиск. Вверху: «Упокой господи души усопших рабов твоих». На постаменте имена монахинь, пострадавших от большевиков. Перечень имен с трех сторон.
На более скромном памятнике надпись: «На сем месте находится Старо-Южное кладбище, которое было заложено в начале 20 века как погост Казанского женского монастыря». Судя по орфографии памятник, поставлен недавно.
В настоящее время в храме идет служба. Работает воскресная школа.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с http://www.omskmap.ru/