1. Охарактеризовать оптический студийный синтезатор «АНС»
Пришло время нового звука. Мы живем в мире электронной музыки. Она рвется из колонок, «заводит» ночные клубы, щебечет неземными соловьями на изысканных концертах и долбит по ушам из-за стенки.
Но у любого явления есть история. АНС изобрел военный инженер Евгений Александрович Мурзин, носивший погоны полковника и пушечки в петлицах. Впрочем, форму Мурзин надевал нечасто, по натуре был человеком штатским. Музыку любил, особенно Скрябина. Собственно, со Скрябина все и началось…
Мурзин учился в Институте инженеров коммунального строительства, перед войной окончил аспирантуру. Был завзятым меломаном. Однажды попал на концерт, где исполнялся Скрябин, – и вышел потрясенный.
Композитору Скрябину было тесно в рамках тогдашней музыкальной системы – задорный студент Мурзин задумался, как эти рамки расширить и придумал фотоэлектронный оптический синтезатор звука.
АНС – это сокращенное «Александр Николаевич Скрябин». Так в честь любимого композитора Мурзин назвал тот самый фотоэлектронный синтезатор, нереальность выпуска которого ему доказывали здравомыслящие люди.
АНС стал сенсацией. Скрябинский музей был одним из главных культурных центров Москвы – музыкальные вечера, концерты для элитной публики. Всем, естественно, демонстрировался мурзинский аппарат. Ведущие композиторы и музыканты, электронщики и акустики оставляли в книге отзывов восторженные записи. Их можно понять – новый инструмент фантастически расширял профессиональные возможности. В обычной октаве 12 звуков, в «ансовской» – 720 звуковых дорожек чистых тонов-то есть реально сконструировать любой звук, музыкальный, природный, неземной… Эти звуки можно было накладывать друг на друга, и на выходе получался аккорд оркестра, шум прибоя, пение загадочной птицы – что угодно. Завораживал сам процесс работы: клавиатуры не было, на покрытом специальной непрозрачной мастикой стекле прочерчивалась линия, через нее пускался световой луч на фотоэлементы – в общем, музыкальная фраза как бы рисовалась.
Более того! Оказалось, что изобретение востребовано временем. Это ведь начало шестидесятых, время первых полетов в космос. Возник общественный спрос на «космическую» музыку. Именно АНС позволял такую музыку писать.
И еще… Выяснилось, что собранный на коленке в окраинном бараке АНС – первый в мире музыкальный синтезатор. Все, что до этого делалось в Германии, Венгрии, США, на порядок отставало от мурзинского инструмента.
Речь не идет о привычных сегодня концертных синтезаторах, на которых играют клавишники. Концертные синтезаторы – уже следующий этап. АНС был синтезатором студийным и предназначался не для исполнения, а для извлечения и записи новых созвучий. Но именно на новых созвучиях стоит новая музыка, и потому АНС законно занимает место в фундаменте здания. И еще, на Западе думали над аппаратурой, которая имитировала бы традиционные инструменты, – один синтезатор заменяет целый оркестр! АНС это тоже может, но цель изначально ставилась другая. Мурзин говорил: зачем подражать скрипке? Скрипка и есть скрипка, ее никто не отменяет! Дополнить скрипку – вот что интересно!
Он пробил невероятную вещь – при институте решением Госкомэлектроники была организована специальная лаборатория по производству АНСов. Задача – подготовка промышленного образца. Начальник лаборатории, естественно, Мурзин.
Получив лабораторию, Мурзин начал набирать штат. К Евгению Александровичу приходили вдохновенные молодые люди, мечтавшие породнить алгебру техники с гармонией музыки. Двоих выделим особо. Первый – только что демобилизовавшийся из армии Станислав Крейчи: с того момента его жизнь связана с АНСом. Второй – юный выпускник консерватории, принятый на странную должность «инженер-композитор». Его звали Эдуард Артемьев.
В 1967 году была наконец организована Экспериментальная студия электронной музыки – та, о которой просили Хренников и Шостакович. В один день Мурзин ушел в запас, уволился из института и стал ее руководителем. Студию закрепили за фирмой «Мелодия», а разместили на первом этаже Дома-музея Скрябина.
По-своему АНС уникален, как скрипка Страдивари. К нему ходят на ознакомительные занятия студенты Гнесинки и консерватории, регулярно приезжают любознательные иностранцы, пишущие научные труды по истории электронной музыки.
Единственный действующий экземпляр АНСа хранится в Московском университете им. Ломоносова и продолжает с успехом использоваться многими известными российскими композиторами.
Характеристика
АНС – первый в мире студийный синтезатор, использующий уникальный оптический метод синтеза звука, разработанный ученым Евгением Мурзиным. АНС основан на идее графического управления звучанием. Может синтезировать звуки в пределах всего слышимого диапазона (от 20 до 20 000 герц). «Сердце» АНСа – фотооптический генератор на пяти дисках, напоминающих современные компакт-диски. Мелодия, воспроизводимая на АНСе, выглядит как последовательный набор штрихов разной длины и высоты, нанесенный на партитуру – стеклянную пластину, покрытую мастикой. По мнению специалистов, АНС предоставляет неограниченные возможности в области музыкальной интонации и колорита. Имеет безграничные тембровые и регистровые возможности.
С помощью АНСа композитор может создавать музыку любых колоритов в непосредственно звучащем виде, без музыкантов исполнителей.
Композитор записывает нужные ему звуки на стекле, покрытом непрозрачной несохнущей краской, снимая резцами краску в определенных местах. Это стекло является своеобразной партитурой инструмента. Записанные последовательности кодов звуков могут быть тут же исполнены на
На одном стекле партитуры можно записывать как все возможные голоса, так и многоголосия и любые шумы. Все звучания синтезируются композитором на партитуре как сочетания чистых звуковых тонов с выбранными законами изменения их силы. Для этой цели в распоряжении композитора находятся 720 управляемых генераторов, перекрывающих 10 октав высоты звучания. Основной звукоряд инструмента представляет собою членение октавы на 72 интервала. При работе с прецизионными магнитофонами с применением монтажа возможна работа с делением октавы на 144 интервала и даже на 216 интервалов. Столь широкий спектр исходных тонов обеспечивает синтез любых звуков.
Композитор, работая на партитуре синтезатора, уподобляется художнику, пишущему картину: он подкрашивает, ретуширует, стирает и наносит новые кодовые рисунки, осуществляя слуховой контроль получаемого результата. Свобода работы у такой партитуры таит в себе неисчерпаемые возможности.
Композитор может разрабатывать на стекле партитуры совершенно необычные по спектрам звуки. Аппарат позволяет запоминать такие разработки на магнитных дисках и впоследствии пользоваться ими, нанося автоматически в требуемых местах партитуры последовательности этих спектров, варьируя их произношение от одного звука к другому.
АНС дает возможность композитору записывать каждую музыкальную партию в темпах живого исполнительства, выполняя ее, если это необходимо, с исполнительной вибрацией и нюансировкой громкости и тембра. С помощью системы студийных магнитофонов композитор может синхронно монтировать совокупность партий и уточнить общий темп исполнения и силу звучания, а также ввести необходимую реверберацию.
Для обеспечения глубокого управления звуком общее число органов управления синтезатора АНС весьма велико (более двухсот), однако они сгруппированы по функциональному признаку и легко могут быть осваиваемы композиторами.
Не имея практически ограничений в темперации, АНС позволяет сочинять музыку, пользуясь любыми ладами и звукорядами, бытующими на земном шаре. Не имея ограничений в тембрах и их изменениях, АНС позволяет в сочинениях музыки использовать искусственные голоса и шумы всевозможных строений и зыбкости.
Некоторые технические характеристики синтезатора АНС:
· генерирование чистых тонов – оптическое;
· считывание полезных сигналов – фотоэлектрическое;
· долговременная память – магнитная;
· канальные усилители – вакуумная радиоэлектроника;
· управляющие схемы – полупроводниковая радиоэлектроника;
· электропитание блоков – стабилизированное, полупроводниковое;
· диапазон спектров при темперации в 72 ступени – от 20 до 20000 гц. (10 октав);
· диапазон спектров при темперации в 72 ступени для нижних 6 октав и 144 ступени для верхних – от 40 до 10000 гц.;
· число управляемых полуоктавных регистров – 20;
· число каналов управления регистрации – 10;
· точность составления формант-5 точек на октаву;
· точность составления огибающей – 22 точки на развертку;
· динамический диапазон в спектре полезных сигналов на партитуре – два варианта: 48 и 24 дб;
· наибольшая острота атаки ударных звуков– I мсек;
· наибольшая скорость движения партитуры – 24 мм/сек;
· наименьший объем оперативной памяти на партитуре – 20 сек;
· основная разрешающая способность читающей цели на партитуре – 0,8 мм;
· электропитание – 50 гц, 220 в.
оптический синтезатор аранжировка клавишный
2. Предложить вариант аранжировки для клавишного синтезатора русской народной песни «Калинка»: охарактеризовать возникающие задачи, порядок и конкретные варианты их решения.
Калинка (от названия растения калина; также известна как Калинка-Малинка) – популярная русская песня. Долгое время считалась русской народной песней; на самом деле текст песни и музыка были написаны в 1860 году композитором, литератором и фольклористом Иваном Петровичем Ларионовым и песня была впервые исполнена на любительской сцене в Саратове в спектакле, музыку к которому он написал. А вскоре Ларионов, по просьбе известного в то время певца и создателя хора народной песни Агренева-Славянского, с которым он был в приятельских отношениях, отдал эту песню в его репертуар. С хора Славянского и началась популярность «Калинки».
Контраст запева и припева «Калинки» может быть достигнут не только за счет более яркого, насыщенного звучания голосов в припеве, но также за счет включения в этом разделе автоаккомпанемента. Таким образом, особенно наглядным становится сопоставление в этом произведении песенного и танцевального начал.
Приложение 1
Приложение 2
Текст песни
Калинка, калинка, калинка моя!
В саду ягода малинка, малинка моя!
Ах, под сосною, под зеленою,
Спать положите вы меня!
Ай-люли, люли, ай-люли, люли,
Спать положите вы меня.
Калинка, калинка, калинка моя!
В саду ягода малинка, малинка моя!
Ах, сосёнушка ты зелёная,
Не шуми же надо мной!
Ай-люли, люли, ай-люли, люли,
Не шуми же надо мной!
Калинка, калинка, калинка моя!
В саду ягода малинка, малинка моя!
Ах, красавица, душа-девица,
Полюби же ты меня!
Ай-люли, люли, ай-люли, люли,
Полюби же ты меня!
Калинка, калинка, калинка моя!
В саду ягода малинка, малинка моя!