Чешский композитор, дирижер, педагог (1841-1904).
Рассказывают, что, потрясенный величием Ниагарского водопада, чешский композитор воскликнул: «Черт возьми, это будет симфония в h-moll!». И в самом деле, вернувшись домой, он сел писать симфонию. К сожалению, от задуманного остались лишь эскизы, которые так и не были реализованы. Зато Дворжак своим творчеством заложил фундамент чешского национального симфонизма, чем и стал интересен в мире.
Антонин Дворжак родился 8 сентября 1841 года в деревне Нелагозевес на левом берегу реки Влтавы. Деревня была расположена в красивом месте, близ замка князя Лобковица. Отец композитора Франтишек Дворжак держал мясную лавку и небольшую деревенскую гостиницу. В свободное от работы время
Франтишек и его братья любили поиграть на импровизированных танцах. Франтишек брал в руки цитру, братья настраивали скрипки.
Таким образом, Антонин вырос в атмосфере народной музыки. На скрипке он начал играть, едва научившись держать ее в руках. В его голове постоянно носились обрывки мелодий. Когда пришло время, его отдали в школу.
Нелагозевесская школа состояла всего из одного класса, но в нем ребята занимались не только грамотой, но и музыкой. Первым учителем Антонина был некто Йозеф Шпиц, под чьим руководством мальчик быстро научился читать ноты. В девятилетнем возрасте Антонин уже прославился как способный скрипач, однако отец всерьез его музицирование не воспринимал.
Антонин не был единственным ребенком в семье: у него было три брата и сестра. Когда пришлось думать, кем Антонину быть, отец послал его в город Злонице, чтобы обучить более верному ремеслу мясника. Это было осенью 1854 года. Антонин должен был жить у дяди Зденека. В Злонице его учил музыке кантор тамошнего костела Антонин Лиман, который, как оказалось, собирал народные песни. Учитель и ученик быстро привязались друг к другу.
Дома Антонин изучал немецкий язык. Осенью 1856 года было решено отправить его в немецкую школу в Ческа-Камени-це. Там молодой человек познакомился с органистом местного костела Франтишеком Ганке, который также пополнял знания Антонина по теории музыки.
Осенью 1857 года Антонин Дворжак поступил в Институт музыки в Праге — так официально называлась органная школа. В ней изучалась исключительно церковная музыка, о сонатах, симфониях и прочих светских жанрах говорить не приходилось.
В Праге Антонин поселился у дядюшки, Яна Плива. Однако в семье было четверо детей, и Антонин был вынужден переехать к тете Йозефе и ее мужу Вацлаву Душку, где и жил вплоть до женитьбы.
В Праге Дворжак слушал произведения Моцарта, Шумана, Бетховена и других классиков. Здесь выступали именитые исполнители Ф. Лист, Г. Бюлов, К. Шуман. Все это расширяло музыкальный кругозор юноши. Дворжак и сам участвовал в музыкальной жизни Праги, вступив в эти дни в музыкальное общество Св. Цецилии, стал играть в оркестре Антонина Апта, где была хорошая струнная группа. Своим коллегам по оркестру Дворжак запомнился весьма серьезным отношением к делу.
Игра в оркестре общества Св. Цецилии принесла Дворжаку несомненную пользу: он познавал красочный и разнообразный симфонический мир, внимательно изучал партитуры Бетховена и Шуберта, клавиры опер Вагнера, Листа, произведения Шопена и др. Позже, будучи профессором пражской консерватории, Дворжак сыграл одну из сонат Бетховена своим ученикам и, окончив, воскликнул: «Ну, что же вы не падаете на колени перед этой музыкой?»
В Органной школе Антонин Дворжак учился два года. Выпускной экзамен он сдал успешно, сыграв как произведение Бетховена, так и собственное сочинение, за которое удостоился аплодисментов. Однако в характеристике, выданной дирекцией школы, утверждалось: «Большой, но скорее практический талант... В теории он слабее».
После окончания школы Антонин столкнулся с трудностями: в оркестрах все места были заняты, не удалось устроиться и костельным органистом. Некоторое время он искал работу, после чего поступил альтистом в ансамбль Карела Комзака, игравший на балах и в ресторанах. Впрочем, Комзак был серьезен, обладал хорошим вкусом и следил за профессиональным уровнем музыкантов.
Кроме работы в оркестре, Комзак играл на органе в пражской лечебнице для душевнобольных и вскоре предложил Дворжаку это место. Позже Антонин с горькой усмешкой вспоминал, как один сумасшедший надувал органные меха. Таким образом, композитор мог общаться с душевнобольными при помощи понятного для обеих сторон языка музыки.
Ранние произведения Антонина Дворжака до нас не дошли: требовательный к себе автор имел обыкновение сжигать все, что его не удовлетворяло. Лишь через два года после окончания Органной школы, весной 1861 года, двадцатилетний Дворжак написал музыку, которую решился опубликовать. Это был струнный Квинтет ля-минор, который вышел под номером 1.
Второе сочинение, Квартет ля-мажор, Дворжак послал директору Органной школы, сделав на нотах дарственную надпись. Эти произведения по стилю еще напоминали сочинения Гайдна и Моцарта, но Квартет обладал уже явными чертами именно чешской музыки.
В середине XIX века прогрессивные круги чешского общества придавали большое значение созданию Национального театра, в котором звучали бы родные речь и музыка. В 1850 году в Праге был образован комитет для сбора средств на постройку такого театра. В начале 60-х годов было решено больше не ждать и на собранные деньги приступить к строительству Временного театра, а сбор средств продолжить. В построенный Временный театр перешли работать все участники ансамбля К. Комзака, и А. Дворжак в том числе. 5 января 1866 года во Временном театре состоялась премьера оперы Берджиха Сметаны «Бран-денбуржцы в Чехии», прошедшая с грандиозным успехом. С таким же успехом в этом театре проходили и другие премьеры. А в 1868 году было заложено здание Национального театра.
С переходом во Временный театр у Дворжака началась новая жизнь. Он познакомился с многими интересными людьми: певцами, музыкантами, дирижерами, подружился с Б. Сметаной, А. Чехом и К. Бенделем. Свободного времени почти не оставалось, но тем не менее, Дворжак постоянно занимался самообразованием. Он был неутомим в занятиях. Однажды, сидя за пианино, Дворжак с увлечением музицировал. Вошедшая к нему в комнату двоюродная сестра Аничка попросила брата взять ее с собой в театр. Лишь через пятнадцать минут, закончив играть, Антонин наконец услышал ее просьбу.
В юности Дворжак был весьма застенчив и избегал женского общества. Но влюбился и он. Его избранницей оказалась Йозе-фина Чермакова, дочь пражского ювелира, в семье которого Дворжак давал уроки музыки. Пятнадцатилетняя веселая и общительная красавица, исполнявшая во Временном театре роли мальчиков, имела успех у публики. Вечно хмурый и молчаливый Антонин Дворжак оставался для нее всего только рядовым музыкантом оркестра. Неразделенная любовь вдохновила Антонина на создание вокального цикла «Cyprise» («Кипарисы»), что явилось для него первым опытом в сочинении вокальной музыки. Отдельные мелодии цикла привлекают выразительностью, хотя в целом произведение еще не лишено сторонних влияний. Вообще в 60-е годы Дворжак написал много разнообразных произведений, среди которых как сочинения в народном духе, так и крупные симфонические полотна. В оркестре же он выступал как никому не известный альтист. Однако когда в перерывах публика разбредалась по театру, оркестр должен был исполнять музыкальные произведения, не связанные по сюжету с одноактными пьесами, которые шли на сцене. Большей частью произведения, звучавшие в антрактах, принадлежали перу Дворжака.
В 1865 году Дворжак создал виолончельный концерт и
Все это время Дворжак не переставал искать. Одно время на него сильно влияла музыка Вагнера, однако позже Дворжак нашел собственный стиль, вытекающий из народного искусства Чехии. Дворжак загорелся желанием написать оперу и придумал название — «Альфред». Заказать либретто профессионалу было ему не по карману, и он попробовал взять за основу сочинение Якоба Шмита «Альфред Великий», повествующее об освободительной борьбе в Англии. Опера была написана, однако сам автор признавал ее неудачной.
В 70-е годы Дворжак заинтересовался музыкой славянских народов. Он писал песни на сербские тексты, моравские дуэты, славянские рапсодии и славянские танцы. В 1871 году он ушел из театрального оркестра и некоторое время служил органистом в храме святого Войтеха. В его личной жизни произошло радостное событие: он женился на Анне Чермаковой, младшей сестре Йозефины. Анна пела в хоре Временного театра и выступала в концертах. Анна и Антонин отпраздновали свадьбу в ноябре 1873 года.
Несколько ранее Дворжак увлекся веселой историей о том, как король сватался к дочери угольщика. К весне 1871 года опера «Король и угольщик» была готова. После долгих колебаний Дворжак отнес партитуру в свой театр и показал Сметане. Опера понравилась, и Сметана сразу принял ее к постановке. Однако на репетициях выяснились многие недоделки, состоявшие в неоправданной сложности некоторых мест партитуры. Взволнованный и раздосадованный Дворжак забрал партитуру из театра...
В 1872 году Дворжак написал кантату «Dedicove Bile Ногу» («Наследники Белой горы») для хора и симфонического оркестра на стихи В. Галека, основанную на историческом факте: сражении чехов с австрийскими войсками в 1620 году на Белой горе близ Праги. После этой битвы в истории чешского народа началась 300-летняя «эпоха тьмы». Стихи Галека покорили Дворжака горячим патриотическим чувством. Эту кантату в память о боевых чешских песнях Дворжак назвал «Гимном». «Гимн» впервые прозвучал 9 марта 1873 года в исполнении смешанного хора из 300 человек и большого симфонического оркестра под управлением Карела Бенделя. Успех был огромен. О композиторе заговорили как о талантливом сыне своего народа. Всенародное признание окрылило Дворжака. Он в короткие сроки написал Третью симфонию, которая была проникнута чувством любви к Родине. Через год симфонию исполнил оркестр под управлением Б. Сметаны. А в 1874 году Дворжак вернул в театр переделанную партитуру «Короля и угольщика». Теперь это было новое, самостоятельное произведение.
Материальное положение семьи Дворжака в это время оставляло желать лучшего. Появились дети, их надо было кормить. И Дворжак, несмотря на мнительность, решился послать рукопись Третьей симфонии в Вену, в комитет по присуждению стипендий молодым композиторам. Жюри, состоявшее из композитора И. Брамса, Э.Ганслика и Я.Гербека, присвоило Дворжаку стипендию Министерства культуры и образования в размере 500 золотых, причем Дворжак получал ее в течение пяти лет, в результате чего смог целиком сосредоточиться на композиторском творчестве.
Ни слава, ни успех не изменили его. Он был по-прежнему строг к себе и тщательно отбирал все написанное. Например, решился опубликовать только шестой квартет. И если в 1874 и 1875 годах появились две новые симфонии, то исполнить он позволил лишь третью часть Четвертой симфонии, а полностью оркестр под управлением автора сыграл ее лишь в 1892 году. Пятая симфония была представлена вообще спустя 12 лет после написания.
Начиная с осени 1875 года Дворжака преследовали несчастья. Умерла новорожденная дочь Йозефа, через два года скончалась годовалая дочь Ружена, а еще через несколько месяцев погиб от несчастного случая сын Оттокар. Все это отразилось на музыке Дворжака. В эти годы она проникнута скорбными мотивами. Фортепианное трио, большое хоровое произведение «Stabat Mater», Концерт для фортепиано с оркестром всецело отражают переживания композитора...
Один из основоположников чешской музыкальной классики, А. Дворжак вслед за Б. Сметаной развивал национальные традиции и утвердил мировое значение чешской музыки. К началу 1880-х годов Дворжак был автором уже шести симфоний, из которых он счел возможным обнародовать лишь последнюю. Поэтому она и стала известной под номером 1. В 1884 году композитор купил обширный участок земли в деревне Высокая, построил там небольшой дом, в котором проводил с семьей все летние месяцы. Дворжак увлекся сюжетом о Лжедмитрии, который захватил российский престол. Композитор работал над оперой, мечтая увидеть ее на сцене Национального театра. По его расчетам, должно было получиться что-то вроде продолжения «Бориса Годунова» Мусоргского, однако трагическое событие перечеркнуло планы Дворжака: Национальный театр, возводившийся 19 лет, сгорел всего через два месяца после открытия. Но чешский народ не пал духом: снова был начат сбор средств, и уже спустя два года в Праге появилось возрожденное здание Национального театра, которое открылось 20 ноября 1883 года.
В 1884 году Дворжака пригласили в Лондон выступить в качестве дирижера собственных сочинений. В Англии его приняли весьма тепло, он был впечатлен овацией, которую ему устроили музыканты во время первой репетиции. На концертах исполнялись «Stabat Mater» и «Гуситская увертюра».
В начале 1888 года в Прагу приехал П. Чайковский, в первый. же вечер он присутствовал в Национальном театре на представлении оперы «Отелло». К нему в ложу зашел Дворжак. Познакомившись, они подружились, несмотря на известную замкнутость Дворжака. Музыка чешского композитора произвела на Чайковского большое впечатление. Именно по инициативе Чайковского дирекция Русского музыкального общества позже, в 1890 году, прислала Дворжаку приглашение приехать с концертами в Россию. Москва и Петербург принимали чешского композитора весьма благожелательно.
В 1891 году Кембриджский университет присвоил Дворжаку степень почетного доктора музыки. Летом Дворжак снова был в Лондоне, на этот раз на церемонии присуждения ему докторской степени. Позже он вспоминал, что ему было очень неловко оттого, что все на этой церемонии говорили на латыни, а он не мог понять ни слова.
Все это время он продолжал сочинять, и поздние его симфонии — Пятая, Шестая, Седьмая, Восьмая — поднимают чешскую музыку до высот классической.
Когда открылась вакансия профессора и директора Нью-Йоркской консерватории, выбор пал на Антонина Дворжака. Основательница консерватории Жанетт Тербер желала, чтобы ее детище возглавил человек с большим практическим опытом и европейской известностью. Предложение было материально очень выгодным, и Дворжак принял его, подписав контракт на два года.
В 1892—1895 годах он работал в Нью-Йорке, выступал с концертами, путешествовал по стране. Американские впечатления Дворжак отразил в симфонии «Из Нового Света» и других произведениях, в которых, сохранив своеобразие индивидуального стиля, воссоздал характер, некоторые интонации и особенности негритянской и индейской музыки. При этом Дворжак утверждал, что ни одна из его мелодий не является цитатой из фольклора.
В 1890 году Дворжак стал членом Чешской академии наук и искусств. С 1891 года он — профессор композиции Пражской консерватории, а в 1901-м возглавил ее как директор. Это назначение явилось знаком несомненного уважения к его заслугам. Но на этом посту Дворжак пробыл недолго. 25 марта 1904 года во время премьеры оперы «Армида» он почувствовал себя так плохо, что вынужден был уехать из театра. 1 мая 1904 года Дворжак скончался от кровоизлияния в мозг.